ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Соглашение об осуществлении сервитута - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Минприроды России от 16.11.2021 N 864 "Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2021 N 66777)
в действие со дня их размещения на официальном сайте Федерального агентства лесного хозяйства. Приложение к Составу проекта освоения лесов, утвержденному приказом Минприроды России от 16.11.2021 N 684 (рекомендуемый образец) Проект освоения лесов На лесном участке (участковое лесничество, лесничество) Общей площадью (га) предоставленного (основание предоставления лесного участка) для (вид использования лесов) в соответствии с (договор аренды, решение о предоставлении права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, решение и соглашение (при наличии) об установлении сервитута, соглашение об осуществлении публичного сервитута . Общая часть I. Общие сведения Сведения о лице, использующем лесной участок Наименование пользователя (юридического, физического лица) Вид использования лесов Адрес юридического или физического лица Телефон, факс, адрес электронной почты, сайт (при наличии) Дата, номер правоустанавливающего документа (договора аренды, решения о предоставлении права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, решения и соглашения (при наличии) об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута. Дата, номер регистрации права Срок пользования, лет 1 2 3 4
Приказ ОАО "РЖД" от 07.11.2008 N 150 (ред. от 30.06.2021) "О порядке распоряжения недвижимым имуществом ОАО "РЖД" (вместе с "Положением о порядке распоряжения недвижимым имуществом ОАО "РЖД")
пожара и других, не препятствовать ликвидации чрезвычайной ситуации, в том числе доступу на Участок и использованию природных и иных ресурсов, находящихся на Участке и необходимых для ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий. 5.3.11. Нести бремя содержания Участка, в том числе не допускать захламление, загрязнение Участка, обеспечивать своевременно уборку территории (с учетом выполнения подпункта 5.3.16 настоящего Соглашения). 5.3.12. Осуществить государственную регистрацию сервитута в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 5.3.13. При прекращении или расторжении настоящего Соглашения прекратить осуществление сервитута и произвести все необходимые действия для государственной регистрации в уполномоченном органе его прекращения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 5.3.14. Представить Собственнику информацию об изменениях в составе владельцев Пользователя, включая конечных бенефициаров, и (или) в исполнительных органах Пользователя не позднее чем через 5 (пять) календарных дней после таких изменений. 5.3.15. После прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием. 5.3.16. Не позднее пяти дней
Определение № 307-ЭС16-4520 от 19.03.2021 Верховного Суда РФ
требования на основании результатов проведенных по делу судебных экспертиз, а также в связи с произведенным ответчиком разделом обслуживающего земельного участка на два земельных участка. Окончательно истец заявил об уточнении исковых требований и просил суд обязать ответчика заключить соглашение о сервитуте на условиях, изложенных в заявлении. Уточнения приняты судом первой инстанции. Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.10.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2018, в пользу предпринимателя установлен бессрочный сервитут для осуществления прохода, проезда, погрузки и разгрузки автотранспорта в границах земельного участка с кадастровым номером 78:14:0007558:3293 площадью 1 287 кв. м в координатах поворотных точек, установленных экспертом в заключении от 29.05.2018 № 277/16, установлена стоимость сервитута - 4 755 960 руб. в год. Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.04.2019 решение от 05.10.2018 и постановление от 13.12.2018 отменены, дело передано на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела
Определение № А41-68858/20 от 09.03.2021 АС Московской области
осуществлении публичного сервитута, на части на земельного участка с кадастровым номером 50:01:0040212:14 площадь земельного участка 5 3349+/-51 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира: Московская область Талдомский район, с/т «Радуга» юго-западнее деревни Филиппово», площадь публичного сервитута 1815 кв.м., входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 50:01:0040212:14, общей площадью 5349+/- 51 кв.м., из категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства. 2. Признать отказ Администрации Талдомского городского округа Московской области заключить с СНТ Радуга» соглашения об осуществлении сервитута на части на земельного участка с кадастровым номером 50:01:0040212:14 площадь земельного участка 5 3349+/-51 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира: Московская область Талдомский район, с/т «Радуга» юго-западнее деревни Филиппово», площадь публичного сервитута 1815 кв.м., входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 50:01:0040212:14, общей площадью 5349+/- 51 кв.м., из категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства, незаконным. 3. Признать незаконным бездействие Администрации Талдомского городского округа Московской области, в части не направления в
Определение № А32-55470/20 от 24.08.2021 АС Краснодарского края
о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования – Федерального дорожного агентства – удовлетворить. Привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования - Федеральное дорожное агентство. Отложить судебное разбирательство на 24 ноября 2021 года на 15 часов 20 минут (с учетом очередного трудового отпуска судьи) в помещении Арбитражного суда Краснодарского края по адресу: <...>, зал № 408. Сторонам принять меры к заключению соглашения об осуществлении сервитута или мирового соглашения. Явку представителей участвующих в деле лиц с надлежаще оформленными полномочиями в судебное заседание признать обязательной. Информацию о движении дела, времени и месте проведения судебных заседаний, объявленных перерывах, можно узнать на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края в сети Интернет по адресу: http://krasnodar.arbitr.ru/ или http://kad.arbitr.ru/. E-mail: info@ krasnodar.arbitr.ru Судья А.Л. Назыков
Решение № А27-25519/19 от 11.06.2020 АС Кемеровской области
публичных сервитутов, как отмечалось ранее (пункт 3 статьи 23 ЗК РФ). Для указанной ВЛ 110 кВ в соответствии с постановлением Правительства от 24.02.2009 № 160 установлена охранная зона, которая в некой мере уже ограничивает использование земельных участков. Публичный сервитут устанавливается в границах охранной зоны, то есть не накладывает никаких дополнительных обременений на участки, которые уже обременены охранной зоной. Напротив, после установления публичного сервитута у общества возникнет обязанность (статья 39.47 ЗК РФ) по заключению соглашений об осуществлении сервитутов с правообладателями земельных участков, в которых вопросы по использованию земель в границах установленного публичного сервитута будут разрешены непосредственно с собственниками. Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей заявителя, администрации, суд установил следующее. ПАО «МРСК Сибири» является собственником ВЛ-110 кВ ЮК ГРЭС-ТУ ГРЭС-1-2 (ЮК-ТУ-1-2) с отпайками на ПС Осинниковская, ПС Абагурская, ПС ФИО3, инв. № ГФ 4901-16, адрес объекта: Кемеровская область, Новокузнецкий район (свидетельство о государственной регистрации права от 05.06.2008). ПАО «МРСК Сибири» обратилось в
Определение № А65-19213/2021 от 24.11.2021 АС Республики Татарстан
ст.159 АПК РФ приобщено к материалам дела. В судебном заседании представитель ответчика №1 требования не признала. Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:24:240101:1586 расположенный по адресу: РТ, Лаишевский муниципальный район, Сокуровское сельское поселение, с. Сокуры, общей площадью 22 793 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование для размещения производственных зданий. В апреля 2021 от ответчика №2 в адрес истца поступило соглашение №25/101/0257/21 от 29.03.2021 об осуществлении публичного сервитута в отношении части земельного участка, принадлежащего истцу, установлен Приказом Министерства энергетики РФ от 25.11.2020 №1029 «Об установлении публичного сервитута для использования земель и земельных участков в целях реконструкции и эксплуатации объекта системы газоснабжения федерального значения «Реконструкция газопровода Миннибаево-Казань на участке №220-285 км. 3 этап 2 очередь строительства (ГРС Сокуры) в составе стройки Реконструкция газопровода Миннибаево -Казань на участке 220-285 км. (код стройки 051-2001649). Не согласившись с условиями соглашения об осуществлении сервитута,
Решение № 2-687/21 от 04.08.2021 Талдомского районного суда (Московская область)
установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. (пункт 13 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации). Оценив представленные истцом доказательства, суд не усматривает существенных затруднений в использовании земельного участка истцом, который продолжает использоваться по целевому назначению, доказательств обратного суду не представлено. Поэтому, требования истца об обязании заключить соглашение об осуществлении сервитута в редакции истца подлежит отклонению, как и требование о признании незаконным отказа ответчика в заключении соглашения об осуществлении сервитута, что следует из вышеизложенного. Не подлежат удовлетворению и требования истца о признании незаконным бездействия ответчика в части не направления в адрес СНТ «Радуга» сведений об утвержденных границах публичного сервитута и отчета об оценке в целях определения платы за сервитут, которые также основаны на положениях ст.39.47 ЗК РФ, не регулирующей правоотношения сторон. При таких обстоятельствах,
Решение № 260029-01-2022-006423-79 от 13.10.2022 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)
лет по ходатайству ПАО «Россети Северный Кавказ». В соответствии с п. 7.1 вышеуказанного постановления ответчик обязан обеспечить подключение с правообладателями земельных участков соглашение об осуществлении публичного сервитута. Согласно доводам истца, в нарушение данного пункта постановления ответчик не заключил с истцом, как с правообладателем земельного участка данного соглашения. В ходе судебного процесса по отмене постановления администрации г. Михайловска № от ДД.ММ.ГГГГ, инициированного истцом, от ответчика как от участника судебного процесса («заинтересованного лица») было предъявлено соглашение № об осуществлении сервитута в отношении земельного участка истца от ДД.ММ.ГГГГ, однако данное соглашение не имеет подписи истца. По данному соглашению (п. 1.1) площадь права ограниченного пользования (сервитут) установлена в размере 4 960 кв.м. В соответствии с п. 5.1 соглашения, сумма платы за сервитут, предлагаемая ответчиком, составляет 66 215 рублей 00 копеек за год, на основании отчета № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении величины годовой соразмерной платы за публичный сервитут. С данной суммой истец не согласился, в связи
Апелляционное определение № 33-17593/2023 от 25.05.2023 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
Заявленное требование мотивировано тем, что постановлением администрации муниципального образования <Адрес...> Краснодарского края от <Дата ...> <№...> «Об установлении публичного сервитута» установлен публичный сервитут в отношении части земельного участка, площадью 166 кв.м, находящегося по адресу: РФ, Краснодарский край, имеющего кадастровый <№...>, правообладателем которого является АО ПДК «АПШЕРОНСК». <Дата ...> АО «НЭСК-ЭЛЕКТРОСЕТИ» направило АО ПДК «АПШЕРОНСК» проект соглашения об осуществлении публичного сервитута. Однако, в течение тридцати дней со дня получения проекта соглашения об осуществлении сервитута, соглашение об осуществлении сервитута между АО «НЭСК-ЭЛЕКТРОСЕТИ» и АО ПДК «АПШЕРОНСК» заключено не было, ввиду уклонения последнего от заключения такого соглашения. В связи с этим АО «НЭСК-ЭЛЕКТРОСЕТИ» обратилось к нотариусу Горячеключевского нотариального округа <ФИО>3 с заявлением о принятии в ее депозит платы за публичный сервитут, предусмотренной проектом соглашения об осуществлении публичного сервитута. Однако, нотариус Горячеключевского нотариального округа <ФИО>3 в принятии на свой депозит платы за публичный сервитут, предусмотренной проектом соглашения об осуществлении публичного сервитута, отказал, сославшись при
Решение № 2-2710/2021 от 10.11.2021 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)
подпунктом 7.2 пункта 7 решения 15-й сессии Симферопольского городского совета II созыва от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение 55-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» нормы настоящего Положения не применяются к договорам аренды земельных участков, а также соглашений об осуществлении сервитутов , заключенных до ДД.ММ.ГГГГ. Решением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-88/2020 иск ФИО1 об оспаривании части нормативного правового акта удовлетворен, признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу: - пункты 2.3.1, 2.3.2, 7.2 Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением Симферопольского городского совета Республики
Решение № 3А-1288/2022 от 08.08.2022 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)
и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2022 года. Пунктом 6 статьи 3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ предусмотрено, что лица, указанные в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, вправе заключить с правообладателем земельного участка соглашение об осуществлении публичного сервитута в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. В случае отсутствия соглашения об осуществлении публичного сервитута обладатель публичного сервитута осуществляет деятельность на условиях, указанных в решении об установлении публичного сервитута. Публичный сервитут согласно пункту 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления