ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Способы закупок - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 306-ЭС21-13429 от 15.09.2021 Верховного Суда РФ
единственного поставщика (часть 32 статьи 3). Заказчику предоставлено право самостоятельно определять порядок и условия применения неконкурентных способов закупки, порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки, закреплять их в Положении о закупке (часть 2 статьи 2, статья 36 Закона о закупках). Это право должно реализовываться с учетом целей правового регулирования в сфере закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц и принципов, закрепленных в законе. Избрание заказчиком способа закупки , который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения законодательства о защите конкуренции. Закрепленные заказчиком в Положении о закупке условия, позволяющие осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур, независимо от наличия конкурентного рынка создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), что, в свою очередь, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции. Для целей экономической эффективности закупка товаров,
Определение № 306-ЭС21-11589 от 15.09.2021 Верховного Суда РФ
единственного поставщика (часть 32 статьи 3). Заказчику предоставлено право самостоятельно определять порядок и условия применения неконкурентных способов закупки, порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки, закреплять их в положении о закупке (часть 2 статьи 2, статья 36 Закона № 223-ФЗ). Это право должно реализовываться с учетом целей правового регулирования в сфере закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц и принципов, закрепленных в законе. Избрание заказчиком способа закупки , который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения законодательства о защите конкуренции. Закрепленные заказчиком в положении о закупке условия, позволяющие осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур, независимо от наличия конкурентного рынка создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), что, в свою очередь, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции. Для целей экономической эффективности закупка товаров,
Определение № А57-6544/20 от 24.08.2021 Верховного Суда РФ
удовлетворении иска, суды неверно истолковали и применили разъяснения, данные Верховным Судом Российской Федерации в пункте 34 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.07.2020, а также не учли пункт 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, в котором указано: избрание заказчиком способа закупки , который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения законодательства о защите конкуренции. Изложенные обществом доводы заслуживают внимания, и в этой связи кассационная жалоба вместе с делом подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определила: передать кассационную жалобу общества с ограниченной
Определение № А40-168139/16 от 09.02.2018 Верховного Суда РФ
истребованного дела не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации Как усматривается из судебных актов, решением ФАС России от 28.06.2016 № 223ФЗ-308/16 жалоба ООО «НПО Петровакс Фарм» на действия (бездействие) заказчика при проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора поставки вакцины для профилактики гриппа инактивированной, для взрослого населения, извещение № 31603787333 признана обоснованной в части неправомерно выбранного способа закупки , в действиях общества выявлено нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках). Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 1, 2, 3 Закона о закупках, статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пришли к выводу о том, что решение антимонопольного
Постановление № А72-3457/17 от 19.12.2017 АС Поволжского округа
«Техническое задание» документации о запросе предложений и подпункту 4 пункта 3.3 части 2 документации о запросе предложений). Победителем закупки было признано ООО «Ротекс». АО «Авиастар-СП» осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках, основным документом, регламентирующим деятельность общества в данной сфере, является утвержденное протоколом от 19.09.2016 № 66 Совета директоров Положение № 400/4.14-6477.3-2016 «О закупках товаров, работ, услуг АО «Авиастар-СП (редакция 4)» (далее Положение о закупках). Согласно части 8 раздела III « Способы закупок и их особенности» Положения о закупках (в редакции от 19.09.2016) одним из способов процедур закупки является запрос предложений. Пунктами 9.5, 9.6 части 9 раздела III «Способы закупок и их особенности» Положения о закупках предусмотрен порядок его проведения. В подпункте 9.6.4.1 Положения указано, что для участия в запросе предложений, участник должен предоставить заказчику надлежащим образом оформленную заявку на участие в запросе предложений. Под заявкой на участие в запросе предложений понимается предоставляемое участником процедуры закупки предложение
Постановление № А33-20753/16 от 16.11.2017 АС Восточно-Сибирского округа
обеспечения гласности и прозрачности закупки, закреплены основные принципы и положения закупки товаров, работ, услуг. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ). Порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок ) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами. Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности. Закупочная деятельность истца регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг, утвержденным протоколом заседания Совета директоров ОАО «МРСК Сибири» от 21.06.2013 № 12313 (далее - Положение о закупках), в разделах 5 и 8 которого
Постановление № А56-105238/20 от 16.02.2022 АС Северо-Западного округа
5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, что привело к недопущению конкуренции, созданию дискриминационных условий по отношению к потенциальным участникам закупки. Предписанием от 13.10.2020 № П/05/01-06 на Общество возложена обязанность в срок до 01.12.2020 прекратить нарушение пунктов 2 и 3 части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ путем внесения изменений в Положение о закупках с учетом решения УФАС от 13.10.2020 № Р/05/01-11 и в соответствии с Законом № 223-ФЗ: 1.1 Исключить из раздела 5.2.2 « Способы закупок , применяемые заказчиком для неконкурентных закупок» Положения о закупках способ закупок «маркетинговые исследования» с учетом решения УФАС по делу № 047/01/17-13/2020 о нарушении антимонопольного законодательства; 1.2 Привести Положение о закупках в вид, соответствующий внесенным пунктом 1.1 предписания изменениям; 1.3 Организовать проведение совещания с сотрудниками структурных подразделений, в полномочия которых входят разработка закупочной документации, организация проведения закупок, на предмет усиления контроля за соблюдением требований пунктов 2, 3 части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ, а
Постановление № 03АП-6293/2021 от 11.01.2021 Третьего арбитражного апелляционного суда
по заключению договоров на процессинговые услуги. В ходе рассмотрения указанного обращения антимонопольным органом установлены следующие обстоятельства. В целях регламентации закупочной деятельности ГП «Красноярскавтотранс», в соответствии Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ) разработано Положение о закупках товаров, работ, услуг ГП «Красноярскавтотранс», утвержденное директором КП «Красноярскавтотранс» от 06.08.2019 (далее - Положение), и вступившее в силу 06.08.2019. Пунктом 2.1 Положения предусмотрены конкурентные способы закупок (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений), неконкурентные способы (закупка у единственного поставщика; исследование рынка). Пунктом 4.4 раздела 4 Положения определен исчерпывающий перечень случаев, когда ГП «Красноярскавтотранс» осуществляет закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Согласно подпункту 15 пункта 4 раздела 4 Положения (в редакции до внесения изменений) ГП «Красноярскавтотранс» применяло процедуру закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если осуществлялась закупка товаров, работ, услуг при продлении (пролонгации) ранее заключенного договора в порядке, установленном Положением
Постановление № А72-634/2023 от 10.10.2023 АС Поволжского округа
Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в закупке. Закупочная деятельность заказчика регламентирована Единым стандартом закупок (Положением о закупке), утвержденным решением Совета директоров от 29.01.2019 № 436. Согласно пункту 5.1 раздела 5 « Способы закупок , их разновидности и условия выбора» Положения о закупках конкурс является одним из способов конкурентных закупок. В соответствии с пунктом 7.1 раздела 7 «Порядок подготовки и принятия решения о закупке» Положения о закупках в целях формирования извещения о закупке и документации о закупке (за исключением закупок для проведения которых извещение и (или) документация о закупке не формируется) инициатор закупки заранее определяет, в том числе, требования к составу и оформлению заявок. Согласно пункту 3.4 раздела
Решение № 7Р-117/2022 от 17.03.2022 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)
которых вынесено постановление. Оснований не соглашаться с вынесенным судьей городского суда решением не имеется. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок ) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами. Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Следовательно, при оценке документации о закупке на предмет ее соответствия положениям Закона о закупках, необходимо оценивать параметры и качественные характеристики проводимой закупки, выяснять действительную потребность
Решение № 12-61/20 от 18.05.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)
правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках). В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок ) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами. Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате
Решение № 2-2978/20 от 21.09.2020 Северодвинского городского суда (Архангельская область)
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Как следует из материалов дела и установлено судом 24 декабря 2018 года (протокол № 118) советом директоров АО «КБ «Рубин-Север» утверждено Положение о закупке АО «КБ «Рубин-Север». Данное Положение является основополагающим документом при осуществлении закупочной деятельности АО «КБ «Рубин-Север». Согласно Положению его действие распространяется на закупки всех видов продукции, приобретаемой на возмездной основе путем заключения соответствующего договора согласно требованиям законодательства Российской Федерации (п. 5.1.1). Положением предусмотрены следующие способы закупок : конкурентные способы закупок: а) конкурс; б) аукцион; в) запрос предложений; г) запрос котировок (п. 7.1.4.1); неконкурентные способы закупок: а) закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); б) запрос предложений с ограниченным перечнем участников; в) запрос котировок с ограниченным перечнем участников; г) малая закупка (п. 7.1.4.2). Из п. 8.11.11 Положения следует, что отказ от заключения договора возможен по решению органа, осуществившего выбор победителя, либо принявшего решение о заключении договора с единственным участником несостоявшейся закупочной процедуры,