ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Среднегодовая стоимость имущества - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 19АП-2502/2013 от 10.07.2015 Верховного Суда РФ
выводы о том, что общество в 2010 и 2011 годах несвоевременно приняла к учету ряд объектов основных средств, что повлекло за собой занижение обществом среднегодовой стоимости имущества и, соответственно, неуплату названного налога. Для российских организаций объектом налогообложения является имущество, учтенное у них на балансе в качестве основных средств (пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества , признаваемого объектом налогообложения. Порядок учета основных средств установлен Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденном Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н ПБУ 6/01, согласно пункту 4 которого основанием для постановки имущества на баланс в качестве основных средств является соответствие объекта условиям, перечисленным в данном пункте. Отменяя постановление суда апелляционной инстанции по спорному эпизоду и оставляя без изменения в указанной части решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции исходил
Определение № 305-КГ16-14860 от 11.11.2016 Верховного Суда РФ
доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Основанием для доначисления налога на имущество организаций послужил вывод налогового органа о неправомерном уменьшении налогоплательщиком налогооблагаемой базы по налогу ( среднегодовая стоимость имущества ), поскольку объект «Складское оборудование», учтенное налогоплательщиком как производственное оборудование, является частью производственно-складского комплекса. Согласно подпункту 8 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств. Разрешая вопрос об отношении спорного объекта (высотные стеллажи каркасного типа) к движимому либо недвижимому имуществу, судом первой инстанции назначена
Определение № 309-КГ15-13843 от 28.12.2015 Верховного Суда РФ
изменяя решение суда первой инстанции, признал обоснованным доначисление инспекцией налога на имущество общества за 2013 год, пеней и штрафа по пункту 122 Налогового кодекса и учитывая наличие смягчающих обстоятельств, снизил размер штрафа до 3 000 000 рублей. Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции. Из содержания п. 1 ст. 3.1 Закона № 35-ОЗ следует, что право уплачивать налог на имущество организаций за 2011 – 2015 годы в меньшем размере предоставляется организациям, среднегодовая стоимость имущества , признаваемого объектом налогообложения налогом на имущество организаций, которых увеличилась в налоговом периоде, за который представляется налоговая декларация по этому налогу, по сравнению с предыдущим налоговым периодом, за исключением случаев, когда такое увеличение произошло в результате реорганизации в форме присоединения. Указанные организации вправе уменьшить сумму налога на имущество, исчисленную в налоговом периоде, за который представляется налоговая декларация по этому налогу, на величину, составляющую 100 процентов разности между суммой налога на имущество, исчисленной в
Определение № А81-3063/20 от 12.07.2021 Верховного Суда РФ
836 689,42 рублей пени ввиду технической ошибки, в остальной части решение налогового органа оставлено без изменения. Письмом от 17.02.2020 № 05-20/02190@ управление сообщило об исправлении технической ошибки: решение инспекции отменено в части доначисления пеней по налогу на имущество в размере 18 915 184,49 рублей. Основанием для принятия налоговым органом решения по выездной налоговой проверки послужил вывод о необоснованном применении обществом положений пункта 6 статьи 376 Налогового кодекса, согласно которым налоговая база, определяемая как среднегодовая стоимость имущества , уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов. По мнению инспекции, налогоплательщиком не были соблюдены условия, при наличии которых он мог бы претендовать на исключение из налогооблагаемой базы затрат, произведенных в связи со
Постановление № 17АП-9231/17-АК от 01.08.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Согласно ст. 3-1 Закона Свердловской области от 27.11.2003 № 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» (в действующей редакции) право уплачивать налог на имущество организаций за 2015 - 2020 годы в меньшем размере предоставляется организациям, не относящимся к числу организаций, которым предоставлено право не уплачивать этот налог, среднегодовая стоимость имущества , признаваемого объектом налогообложения налогом на имущество организаций, которых увеличилась в налоговом периоде, за который представляется налоговая декларация по этому налогу, по сравнению с предыдущим налоговым периодом в результате нового строительства объекта недвижимого имущества в налоговом периоде, за который представляется налоговая декларация, стоимость которого учитывается при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций, за исключением случаев, когда такое увеличение произошло в результате: 1) реорганизации в форме присоединения; 2) осуществления переоценки основных средств;
Постановление № 17АП-12794/17-АК от 03.10.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
Налогового кодекса РФ определено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса. Статьей 375 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества , признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В соответствии с п. 3, п. 4 ст. 376 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно и среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без
Постановление № 17АП-10052/2015 от 20.08.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
средств из необлагаемых налогом на имущество (ставка 0%) в облагаемые (по ставке 0,4%), в связи с чем применение налоговой льготы в сумме 195 496 руб. необоснованно (48 873 975 руб.*0,4%). В судебном заседании представитель инспекции на доводах апелляционной жалобы настаивал. Заявитель в судебном заседании и в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными. В числе прочего общество указывает, что суду не представлено доказательств того, что среднегодовая стоимость имущества изменилась только в связи с изменением налоговой ставки. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная проверка декларации общества по налогу на имущество за 2013 год (л.д.57-61). В ходе проверки установлено, что общество заявило в декларации льготу, предусмотренную ст.3.1 Закона Свердловской области от 27.11.2003 № 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской
Постановление № А05-10946/2017 от 16.07.2018 АС Северо-Западного округа
инженерной инфраструктуры жилищно- коммунального комплекса, в отношении которого в 2012 году была установлена налоговая ставка 0%. При этом в 2015 году Предприятие обнаружило, что в 2012 году ошибочно не применяло к этим основным средствам налоговую ставку 0%, в связи с чем неправильно определило налоговые обязательства за 2012 год. В связи с этим Предприятие в 2016 году подало уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2015 год, в которой отразило следующие показатели: среднегодовая стоимость имущества за 2015 год - 488 960 041 руб.; средняя стоимость необлагаемого налогом имущества за 2015 год - 6 921 274 руб.; налоговая база - 0 руб. (488 960 041 руб. - 6 921 274 руб. - 482 038 767 руб.); налоговая ставка 2,2%; сумма налога за 2015 год в размере 0 руб. (0 * 2,2%). Инспекция провела камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации Предприятия по налогу на имущество организаций за 2015 год с
Постановление № 13АП-38289/20 от 31.05.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
о внесении дополнения в учетную политику (изменения внесены от имени главного бухгалтера налогоплательщика Боруновой Т.П.). Ранее сформированная первоначальная стоимость лизингового имущества ретроспективно удалена из бухгалтерского учета путем внесения записи «сторно». При сравнении полученных значений выявлено, что по состоянию на 01.01.2010 остаточная стоимость всех основных средств Общества составила до внесения изменений в учетную политику 6 216 296 тыс. руб., а после внесения изменений в учетную политику - 1 239 744 тыс. руб., то есть, среднегодовая стоимость имущества перестала превышать размер предоставленной Обществу инвестиционной льготы, что позволило не уплачивать налог на имущество организаций. Из материалов дела также следует, что 08.12.2014 Обществом принято решение о переоценке лизингового имущества по состоянию на 31.12.2014. Аналогичные решения о переоценке основных средств принимались по состоянию на 31.12.2015 и 31.12.2016. Переоценке подлежала сформированная первоначальная стоимость основных средств в виде лизингового имущества, право собственности на которое принадлежит лизингодателю - АО «Универсальный лизинг». Результаты проведенной переоценки в полном объеме
Решение № 3А-853/17 от 20.02.2018 Московского областного суда (Московская область)
на имущество организаций. Так, объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ. В соответствии со статьей 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества , признаваемого объектом налогообложения. Кроме того, в соответствии ос статьями 375 и 378.2 НК РФ в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве субъектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества. Налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента. В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых
Решение № 33-301/18 от 11.10.2018 Воронежского областного суда (Воронежская область)
но не ранее первого числа очередного налогового периода, что соответствует положениям части 1 статьи 5, части 1 статьи 379 НК РФ, и является действующим. Судом установлено, что АО «Галерея Чижова» и ООО «Стройсервис» являются плательщиками налога на имущество организаций в отношении принадлежащих им на праве общей долевой собственности здания многофункционального торгового центра и нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, а также здания административно-делового корпуса, расположенного по адресу: <адрес>, налоговая база которых определяется как среднегодовая стоимость имущества , признаваемого объектом налогообложения (т. 1, л.д. 165-244; т. 2, л.д. 1-43). АО «Галерея Чижова» также является плательщиком налога на имущество организаций в отношении принадлежащего ему на праве собственности нежилого встроенного помещения, расположенного по адресу: <адрес>, фактически используемого на основании договора аренды для размещения торгового объекта, налоговая база которого определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ (т. 3, л.д. 95-109).
Решение № 3А-83/19 от 08.04.2019 Костромского областного суда (Костромская область)
То есть право на оспаривание кадастровой стоимости объекта недвижимости имеется у лица тогда, когда эта кадастровая стоимость затрагивает права и обязанности этого лица. В силу положений статей 373 и 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также – НК РФ) административный истец является плательщиком налога на имущество организаций по принадлежащему ему указанному выше объекту недвижимого имущества. По общему правилу, сформулированному в статье 375 НК РФ, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества , признаваемого объектом налогообложения (пункт 1). Однако в том случае, если имущество, признаваемое объектом налогообложения, включено в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, тогда налоговой базой по налогу на имущество организации является кадастровая стоимость имущества (пункт 2 статьи 375, статья 378.2 НК РФ). Принадлежащий административному истцу объект недвижимости – нежилое здание, площадью № кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, Приказами Департамента имущественных
Апелляционное определение № 33А-9568 от 28.08.2019 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)
предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Согласно пунктам 1, 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества , признаваемого объектом налогообложения, за исключением отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 названного Кодекса. Федеральным законом от 02 ноября 2013 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» в Главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации были внесены изменения,