ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Строительство линейных объектов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 05АП-8120/20 от 09.09.2021 Верховного Суда РФ
жалобу общества с ограниченной ответственностью «Рассвет» (далее – общество, исполнитель, ответчик) на решение Арбитражного суда Приморского края от 03.11.2020 по делу № А51-10795/2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.05.2021 по тому же делу по заявлению Администрации Артемовского городского округа (далее – администрация, заказчик, истец) о расторжении муниципального контракта от 18.09.2018 № 49/69А на оказание услуг по разработке документации по планировке территории земельных участков под строительство линейных объектов (далее – контракт), установила: решением Арбитражного суда Приморского края от 03.11.2020, оставленным без изменения постановлениями Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 и Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.05.2021, исковые требования удовлетворены. В кассационной жалобе общество ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами норм права. Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской
Определение № А26-400/2021 от 01.12.2021 Верховного Суда РФ
соответствии со статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 данного Кодекса (часть 1). Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2). В силу статьи 25 ЛК РФ к видам использования лесов относятся заготовка древесины, строительство линейных объектов (пункты 1 и 13 части 1); леса могут использоваться для одной или нескольких указанных целей, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 2). Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (часть 1 статьи 45 ЛК РФ). Согласно части 5 статьи 21 ЛК РФ в целях строительства линейных объектов допускаются выборочные рубки и сплошные рубки
Определение № 307-ЭС22-5959 от 24.06.2022 Верховного Суда РФ
содержат буквальное указание о допущенных сокращениях по тексту, согласно которым под лицами, осуществляющими рубку лесных насаждений, понимаются лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 – 46 Лесного кодекса. Данная позиция согласуется с положениями статьи 63.1 Лесного кодекса. Департамент обращает внимание, что в настоящем деле лицом, использующим леса в соответствии со статьей 45 Лесного кодекса (использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов), является Общество, которому лесной участок предоставлен для строительства линейного объекта. Строительство линейных объектов возможно при отсутствии лесных насаждений на предоставленном лесном участке, следовательно, Общество, заключая договор аренды для строительства линейного объекта без права заготовки древесины, добровольно согласилось с тем, что эту заготовку будет осуществлять иное лицо. Пунктом 3 части 2 статьи 73.1 Лесного кодекса предусмотрено, что без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случае заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов
Решение № АКПИ21-337 от 08.07.2021 Верховного Суда РФ
Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью И1 статьи 51 ГрК РФ, проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В
Определение № 307-ЭС22-5959 от 16.12.2021 Верховного Суда РФ
объекта «Газопровод-отвод и ГРС к городам Кириллов – Белозерск - Липин Бор – Вытегра Вологодской области» в составе стройки «Газопровод-отвод и ГРС к городам Кириллов – Белозерск - Липин Бор – Вытегра Вологодской области» сроком на 5 лет. Согласно проекту освоения лесов лесной массив сводится не на всей площади строительства, а только на площади 11,3182 га из общей площади арендованного участка, поскольку часть участка представлена нелесными землями. На арендуемом лесном участке, предоставленном для строительства линейного объекта , лесовосстановление не планируется. После окончания строительства линейного объекта запланирована рекультивация участка в месячный срок с наступлением бесснежного периода. Арендаторами в рамках договора аренды на заготовку древесины обеспечивается рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов. При этом рекультивация земель по данным участкам предусмотрена в рамках договора от 12.04.2019 аренды лесного участка, предоставленного Обществу для строительства линейного объекта. Общество 20.06.2019 представило в Департамент лесную декларацию, согласно которой
Постановление № 17АП-11652/2015 от 30.09.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
согласившись с принятым решением, третье лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы предприниматель указывает на несоответствие выводов суда нормам материального права, поскольку Правила № 223 и ч. 2 ст. 106 Лесного кодекса РФ не содержат запрета на размещение в ценных лесах линейных объектов; отсутствуют ограничения и в разделе 2.14 Лесохозяйственного регламента Шарканского лесничества; считает необоснованным вывод суда о том, что строительство линейных объектов для нужд единичных пользователей не предусмотрено, так как он противоречит содержанию страниц 166-167, 173 Лесного плана Удмуртской Республики. Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Заявитель также представил отзыв на жалобу, в которой с доводами жалобы соглашается, считает жалобу третьего лица обоснованной и подлежащей удовлетворению. Лица, участвующие в деле, извещенные
Постановление № А70-26322/2022 от 23.01.2024 АС Западно-Сибирского округа
лесных участков особо защитных участков лесов) разрешено размещение некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов - оборудования пользовательского для передачи и (или) приема сигналов электросвязи, а также временных вспомогательных сооружений, необходимых для обеспечения строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Таким образом, в такой категории защитных лесов как ценные леса в качестве исключительного случая разрешено не только строительство линейных объектов в качестве объектов недвижимости (капитальных), но и размещение некапитальных строений и сооружений, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Оценив все представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что: в целях осуществления процедуры технологического присоединения к электрическим сетям заказчика в рамках договора подряда ООО «Техком-Сервис» осуществило строительство ряда объектов электросетевого хозяйства по договору от 13.11.2020 № 16/2020/76 с АО «Россети Тюмень» (заказчик, сетевая организация), в том числе воздушной линии ВЛ-10кВ Плоское отп.на ТП №б/н; КТП10/0,4кВ
Постановление № А33-23559/20 от 08.08.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда
2 570 кв.м., направлено на обход установленного Земельным кодексом Российской Федерации общего принципа представления земельных участков на торгах, а указанные договоры имеют признаки злоупотребления правом в виде действий в обход закона (пункт 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации). Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что законодательство, действовавшее на момент заключения договоров на предоставление в аренду земельных участков для строительства линейных объектов, не имело прямого запрета на предоставление земельного участка в аренду под строительство линейных объектов , отклоняется судебной коллегией в связи со следующим. Как следует из обжалуемого судебного акта, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что размещение оптоволоконных линий связи протяженностью 69 метров и 57 метров не требует предоставление земельного участка в аренду в силу статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 11 постановления Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300, Закона Красноярского края от 08.06.2017 № 3-714. Из анализа правовой нормы статьи 39.36 ЗК РФ следует,
Постановление № А56-42733/2023 от 15.11.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
юридическим лицам, являющимся застройщиками в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, которые находятся под контролем иностранных лиц, связанных с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических и физических лиц недружественные действия, осуществление (исполнение) сделок (операций) с резидентами, влекущих за собой возникновения права собственности на недвижимое имущество. Заявитель на основании договоров подряда, по которым он выступает в качестве заказчика, за счет собственных денежных средств на земельных участках, принадлежащих Заявителю на праве собственности, осуществляет строительство линейных объектов , таких как дороги, сети электроснабжения, водоснабжения и газоснабжения, что подтверждает осуществление им деятельности в качестве застройщика в соответствии с п. 16 ст. 1 ГрК РФ. Договоры, на выполнение работ по строительству линейных объектов: улично-дорожной сети, сети водопровода и электросети представлены в приложении к настоящему заявлению. Согласно п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - «ГрК РФ») застройщик - юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство объектов капитального строительства,
Решение № 2-2384/2015 от 29.04.2016 Северского районного суда (Краснодарский край)
техническому регулированию и метрологии и ООО «Ильский НПЗ», осуществляет реализацию инвестиционной программы, направленной на модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей ООО «Ильский НПЗ» (реконструкцию действующего нефтеперерабатывающего завода) предусматривающую увеличение производственных мощностей и поэтапный переход на производство видов нефтепродуктов, соответствующих новым европейским стандартам, и увеличение глубины переработки нефти. Соглашение с федеральными органами исполнительной власти ООО «Ильский НПЗ» исполняется в установленные сроки, в связи с чем, в настоящий момент ведется проектирование и строительство новых объектов, в том числе строительство линейных объектов (дорог, капитальный ремонт ЖД путей). Согласно п. 2.2 градостроительного плана установлены требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства. На вышеуказанных земельных участках согласовано размещение линейного объекта, в связи с чем, в градостроительном плане указано назначение объекта капитального строительства Железнодорожные пути необщего пользования. Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли, подразделяемые на категории, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из
Решение № 2-2210/2013 от 18.09.2013 Кировского районного суда г. Томска (Томская область)
участков является строительство горнолыжных спусков, канатных дорог буксировочного и кресельного типа для подъема лыжников, линий электропередач для энергообеспечения канатных дорог и освещения спусков. Данная цель не соответствует разрешенному режиму использования лесных участков, входящих в охранную зону государственного ландшафтного заказника областного значения «Ларинский». На основании ч. 4 ст. 95 ЗК РФ в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Таким образом, строительство линейных объектов в охранной зоне государственного ландшафтного заказника областного значения «Ларинский», в том числе на территории выделов 11-14, 17, 18, 20 квартала 7, выделов 12, 13, 15 квартала 8 урочища «Коларовское» Богашевского участкового лесничества Томского лесничества действующим законодательством не допускается. Ссылается на то, что в силу ч.ч. 1, 3, 5 ст. 74 ЛК РФ, п. 23 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного приказом Рослесхоза от 26.07.2011
Решение № 2-644/19 от 18.04.2019 Омского районного суда (Омская область)
приемке в эксплуатацию законченного строительством объектов «КС Омская газопровода СРТО –Сургут-Омск» и кадастровые паспорта на здания, сооружения, объекты завершенного строительства (л.д. 166 том 5). - Постановление Администрации Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п о предоставлении земельных участков в аренду ОАО «Газпром» (л.д.141-143 том5). - Договор аренды№ от ДД.ММ.ГГГГ, по которому Администрация Омского муниципального района Омской области передает в аренду ОАО «Газпром» земельные участки с кадастровыми №, расположенный по адресу: <адрес>, под строительство линейных объектов - компрессорной станции «Омская» магистрального газопровода СРТО-Сургут-Омск; 55:20:130101:4766, расположенный по адресу: <адрес>, Надеждинское сельское поселение, <адрес>, установлено относительно здания администрации в 0,96 км на юго-восток, под строительство линейных объектов - компрессорной станции «Омская» магистрального газопровода СРТО-Сургут-Омск; №, расположенный по адресу: <адрес>, под строительство линейных объектов - компрессорной станции «Омская» магистрального газопровода СРТО-Сургут-Омск; №, расположенный по адресу: <адрес>, под строительство линейных объектов - компрессорной станции «Омская» магистрального газопровода СРТО-Сургут-Омск; №, расположенный по адресу: <адрес>,
Решение № 2-6035/20 от 25.09.2020 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)
ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №, в соответствии с которым истец принял на себя обязательство по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта: земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе исполнения своих обязательств по договору ОАО «МРСК Урала» обратилось к Главному управлению лесами Челябинской области с запросом на получение согласования о прохождении трассы ВЛИ0,4кВ по строительству линейных сооружений и проведению сплошных рубок под строительство линейных объектов на территории охранной зоны Памятника природы озеро Увильды, куда в том числе входит участок Гребинской Л.Б. Главное управление Лесами Челябинской области отказало в согласовании прохождения трасс линейного объекта. Данные обстоятельства свидетельствуют о невозможности осуществления мероприятий по технологическому присоединению, в связи с чем соответствующий договор, по мнению истца, должен быть расторгнут. В досудебном порядке соглашение о расторжении договора ответчиком не подписано, ввиду чего истец обратился в суд. В свою очередь Гребинская Л.Б. обратилась в
Решение № 2А-2536/2021 от 14.07.2021 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)
документации на строительство ливневых коллекторов - 13,5 млн. рублей, и на строительств локальных очистных сооружений - 32,7 млн. рублей. В связи с дефицитов бюджетного финансирования вопрос разработки проектной документации н: строительство ливневых систем и очистных сооружений в бассейне № 1 планируется к рассмотрению в ДД.ММ.ГГГГ. Также в ДД.ММ.ГГГГ выполнена в полном объеме разработка технико-экономического обоснования по развитию системы отвода дождевых и талых во. объекта «Бассейн № микрорайона «Нахичевань». - по I этапу ( строительство линейных объектов магистральных и вспомогательных сетей ливневой канализации) - 16.4 млн. рублей; - по II этапу (строительство линейных объектов –магистральных и вспомогательных сетей ливневой канализации) - 17,7 млн. рублей. - по III этапу (строительство линейных объектов -магистральных и вспомогательных сетей ливневой канализации, локальных очистных сооружений - 10,8 млн. рублей, - по IV этапу (строительство линейных объектов –магистральных и вспомогательных сетей ливневой канализации, локальных очистных сооружений - 11,7 млн. рублей. Общая стоимость реализации мероприятий по разработке