ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Субъекты административной ответственности - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 310-ЭС22-1191 от 18.03.2022 Верховного Суда РФ
об административных правонарушениях», учитывая правовые позиции, изложенные в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2007 № 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности», суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о наличии в действиях предпринимателя состава вмененного административного правонарушения, с чем согласился суд округа. Процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Административное наказание, назначенное предпринимателю с учетом обстоятельств совершенного правонарушения и субъекта административной ответственности , составляет половину минимального размера штрафа, предусмотренного для должностных лиц санкцией нормы части 2 статьи 14.10 КоАП РФ. При изложенных обстоятельствах суды трех инстанций пришли к выводу о наличии оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.10 КоАП РФ. Приведенные в жалобе доводы по существу сводятся к несогласию предпринимателя с оценкой имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для
Определение № 17АП-16943/19 от 11.11.2020 Верховного Суда РФ
правонарушения является неправильной. По мнению судов, по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ может быть квалифицировано нарушение требований технических регламентов изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом. В данном же случае обществу вменено нарушение Технического регламента, касающееся требований безопасности эксплуатации объекта инфраструктуры внутреннего водного транспорта – причала (терминала). На этом основании суды заключили, что общество, не являясь изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющее функции иностранного изготовителя) либо продавцом объектов технического регулирования, не может являться субъектом административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Как указали суды, административная ответственность за нарушение требований к обеспечению безопасности, в том числе при эксплуатации гидросооружений, установленных законодательством Российской Федерации, предусмотрена статьей 9.2 КоАП РФ. Учитывая, что названная статья является специальной нормой по отношению к статье 14.43 КоАП РФ, суды пришли к выводу о неверности квалификации правонарушения, данной административным органом. Между тем судами не учтено следующее. Статья 14.43 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение
Определение № 01АП-7478/19 от 23.04.2020 Верховного Суда РФ
статьи 4.1 КоАП РФ, установленные по делу фактические обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, суд посчитал возможным уменьшить размер административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи 14.37 КоАП РФ, определив его в размере 250 000 рублей. Оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности суд не усмотрел. Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с данными выводами. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, о том, что общество не является субъектом административной ответственности , поскольку не устанавливало и не эксплуатировало спорную рекламную конструкцию, нашли отражение в обжалуемых судебных актах и получили надлежащую правовую оценку. Проанализировав условия заключенных обществом договоров на оказание услуг по размещению рекламы на телевидении, радио, в печатных средствах массовой информации, на средствах наружной рекламы, в кинотеатрах, в сети Интернет, суды признали общество рекламораспространителем рекламной информации заказчика, а, следовательно, субъектом вмененного правонарушения. При таких обстоятельствах факт принадлежности рекламной конструкции другому лицу не исключает ответственность
Решение № А27-22021/14 от 11.03.2015 АС Кемеровской области
разных субъектов: в первом из рассматриваемых случаев – в отношении гражданина ФИО1, а во втором – в отношении ИП ФИО1 Подобный подход суда к оценке фактических обстоятельств дела обусловлен тем, что согласно гражданскому законодательству Российской Федерации, содержащему базовые дефиниции таких понятий как субъекты гражданских правоотношений, которое в указанной части применяется по аналогии и в других отраслях материального права, в том числе, в области административного права, дается понятие физических и юридических лиц. Соответственно, такие субъекты административной ответственности как должностные лица и лица, осуществляющие деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, хотя и имеют специальный статус, который предполагает возможность назначения им административного наказания в повышенном по сравнению с физическими лицами, не имеющими подобного статуса, размере, тем не менее, являются с точки зрения родовой классификации физическими лицами. Соответственно, прекращение дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 как физического лица исключает возможность составления в отношении него протоколов об административных правонарушениях по тем же самым фактам
Решение № А70-4467/2007 от 30.08.2007 АС Тюменской области
что моментом обнаружения правонарушения является 24.07.2007г. Таким образом, двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истекает только 24.09.2007г. Общество также полагает, что в его действиях отсутствует вина, поскольку оно не является производителем товара, а нормами права не предусмотрена обязанность продавца проверять товар на соответствие требованиям безопасности. Кроме того, Общество указывает на наличие сертификата соответствия. Судом указанные доводы не принимаются по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст. 19.19 КоАП РФ не установлены специальные субъекты административной ответственности – производители, изготовители товаров работ и услуг и т.п. Таким образом, Общество, допустив нарушение обязательных требований государственных стандартов, является субъектом административной ответственности по ч.1 ст. 19.19 КоАП РФ. В материалы дела Обществом представлен сертификат соответствия № РОСС NL АЕ68 В12136 сроком действия с 23.08.2006г. по 22.08.2007г., согласно которому гладильные электрические утюги «Phillips» соответствуют требованиям ряда ГОСТов, в том числе ГОСТ МРЭК 335-2-3-95. Вместе с тем из представленного сертификата не усматривается соответствие указанного выше
Решение № А24-4272/09 от 28.09.2009 АС Камчатского края
В рамках данного исполнительного производства 04.09.2009 судебным приставом-исполнителем ФИО1 вынесено постановления о наложении на ОАО «Единая городская недвижимость» штрафа в сумме 40 000 руб. по статье 17.14 КоАП РФ за неисполнение требований о предоставлении беспрепятственного доступа в помещения по адресу <...> для передачи идентифицированного имущества, оставшегося после освобождения данного помещения ООО «Гран-Фиш». Статьей 17.14 Кодекса КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве. При этом статья состоит из 3 частей, различающих субъекты административной ответственности , которые могут быть привлечены к административной ответственности, а также различающих события административного правонарушения. Так, часть 1 данной статьи устанавливает, что нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух
Решение № А81-4083/12 от 19.03.2013 АС Ямало-Ненецкого АО
в арбитражный суд с заявлением к отделу надзорной деятельности по муниципальному образованию Тазовский район Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту – административный орган, ОНД по МО Тазовский район) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания от 21.09.2012 № 77/78. В обоснование заявленных требований, заявитель указал, что паспортные данные главного редактора учреждения, указанные в протоколах, ошибочны; в оспариваемом постановлении не определены субъекты административной ответственности ; указывает, что первый этаж здания принадлежит ГП «Тазовская районная типография». Более подробно доводы изложены в заявлении. От Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу поступил отзыв, в соответствии с которым просит суд отказать в удовлетворении требований заявителя ввиду соблюдения административным органом требований материального и процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении (л.д. 82-85). Заявитель, участвующий в деле, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя
Постановление № 4А-101/17 от 07.04.2017 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))
силу возможных негативных последствий представляют угрозу для жизни и здоровья не только работников АО ********, но и неопределенного круга лиц. Другие процессуальные нарушения, на которые указывает в своей жалобе представитель привлекаемого лица, не являются основанием для отмены вынесенных по делу актов. Доводы жалобы представителя привлекаемого лица не опровергают выводов судов, а выражают несогласие с ними, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены состоявшегося судебного акта, поскольку принцип правовой определенности предполагает, что субъекты административной ответственности не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения судебного постановления с другим - желаемым правовым результатом. Субъективное толкование представителем генерального директора АО ******** ФИО2 – ФИО1 норм права и фактических обстоятельств дела, представление о том, как должно было быть разрешено дело, не может являться основанием для отмены или изменения судебных актов. Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по
Постановление № 16-3563/2020ПО от 21.07.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Установив наличие таких существенных нарушений процессуальных требований, судья районного суда в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ отменил постановление мирового судьи и возвратил дело на новое рассмотрение. Поводов не согласиться с таким решением судьи районного суда не имеется. В нарушение ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ мировым судьей не были установлены все существенные для разрешения дела обстоятельства. Выводы мирового судьи о том, что субъекты административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ должны обладать определенными признаками, не соответствуют положениям указанной нормы, не предусматривающей специальные признаки субъекта, допустившего нецелевое использование бюджетных средств. Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья постановил: решение судьи Ширинского районного суда Республики Хакасия от 27 апреля 2020г. оставить без изменения, жалобы защитников Управления промышленности, энергетики, связи, строительства и транспорта администрации муниципального образования Ширинского района Республики Хакасия ФИО1 и ФИО2 - без удовлетворения. Судья /подпись/ С.Н. Булычева
Постановление № 5/5-476/2014 от 30.09.2014 Ольского районного суда (Магаданская область)
РФ должностными лицами юридического лица являются руководители и другие работники юридического лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.Материалами дела подтверждается, что Родовая община малочисленного народа «Биракчан» является некоммерческой организацией и зарегистрирована 26.02.2008 за основным государственным регистрационным номером 1084900000118. Из пункта 6.1 Устава некоммерческой организации и протокола учредительного собрания Родовой общины малочисленного народа «Биракчан» следует, что председателем является ФИО1. В силу ч. 3 ст. 2.1, ст. 2.4 КоАП РФ субъекты административной ответственности за совершение правонарушений - юридические и должностные лица, причем привлечение к административной ответственности юридических лиц не исключает возможности одновременного привлечения к административной ответственности виновных должностных лиц. Невыполнение председателем Родовой общины малочисленных народов «Биракчан» в установленный срок законного предупреждения органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) за соблюдением законодательства о некоммерческих организациях (Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу) судьей квалифицируется по 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об
Постановление № 5-14/18 от 26.01.2018 Ольского районного суда (Магаданская область)
КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц. В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ должностными лицами юридического лица являются руководители и другие работники юридического лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Согласно приказа №11 от 06.04.2015 ФИО3 вступил в должность директора ООО «Ремстройдом» с 06 апреля 2015 года. В силу ч.3 ст.2.1, ст.2.4 КоАП РФ субъекты административной ответственности за совершение правонарушений - юридические и должностные лица, причем привлечение к административной ответственности юридических лиц не исключает возможности одновременного привлечения к административной ответственности виновных должностных лиц. Вина директора ООО «Ремстройдом» в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении №6/66 от 27.12.2017, которым установлен факт совершения административного правонарушения; предписанием №22/65 от 07.11.2017, обязывающим директора ООО «Ремстройдом» устранить выявленные нарушения в срок до 17.11.2017; распоряжением №301-р администрации муниципального образования «Ольский городской округ» о проведении