который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата. Суды, рассматривая настоящий спор, установили, что в аукционной документации отсутствовало требование о наличии в приложении к лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, утилизацииотходов места оказания услуг в части транспортирования при условии, что такая деятельность будет осуществляться на территории Хабаровского края. Из совокупности положений статьи 18 Закона о лицензировании следует установление законодателем запрета на осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии, до того момента, как будет переоформлена лицензия. Такой запрет установлен в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которых связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями этой
В ходе производства по делу директор общества ФИО1 заявлял о необоснованности привлечения его к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности по обращению с отходами без лицензии. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления). В соответствии со статьей 1 данного Закона обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов . Сбор отходов это прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение. Транспортированием отходов является их перемещение с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах. Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон
Арбитражного суда Архангельской области от 30.01.2018, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2018 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.09.2018 по делу № А05-13267/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТеплоСтройМонтаж» (далее - заявитель, общество) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области (далее - управление, лицензирующий орган) о признании незаконным решения (уведомление от 21.09.2017 № 6075) об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (в части сбора отходов I класса опасности, транспортирования отходов I, IV классов опасности), возложении обязанности на лицензирующий орган выдать лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, установил: решением Арбитражного суда Архангельской области от 30.01.2018, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2018 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.09.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе, поданной
других субъектов Российской Федерации с целью их дальнейшего обращения (сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение) на территории Архангельской области, за исключением случаев транспортирования вторичного сырья на объекты промышленности для их переработки, не отвечает требованиям части 1 статьи 8 и статьи 74 Конституции Российской Федерации. Доводы административного истца о том, что товаром являются лишь отходы, предназначенные для их повторного применения (переработки), основаны на неправильном толковании норм права. При этом следует учесть, что Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет товар как объект гражданских прав, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 1 статьи 4). Также являются необоснованными доводы административного истца о том, что предусмотренное Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» соглашение между субъектами Российской Федерации по вопросам обращения с отходами свидетельствует о наличии законодательного ограничения свободного перемещения отходов между субъектами Российской Федерации. При этом Судебная коллегия по административным делам
о возврате заявительных документов; приказа от 31.07.2017 № 494-п; акта проверки от 28.07.2017 № 11-34; уведомления от 31.07.2017 № 06/3470; приказа руководителя управления от 10.07.2017 № 451-п; приказа руководителя управления от 18.10.2017 № 683-п; уведомления от 18.10.2017 № 06/4189; предостережения от 21.11.2017 № 06-02об о недопустимости нарушения обязательных требований; о возложении на управление обязанности устранить нарушение прав и законных интересов общества путем принятия решения о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I –IV классов опасности (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), установил: решением Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 26.06.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2018 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.02.2019, производство по делу в части оспаривания акта проверки от 28.07.2017 и уведомлений от 31.07.2017 № 06/3470, от 18.10.2017 № 06/4189 прекращено. В удовлетворении требований в остальной части
жалобы, и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее. Как видно из материалов дела, уполномоченным органом - Комитетом 31.10.2018 на официального сайте Единой информационной системы в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0122200002518006746 о проведении электронного аукциона. Объектом закупки является оказание услуг по сбору, транспортированию и утилизации отходов. Начальная максимальная цена контракта составляет 104306 руб. Заказчик – Правительство Хабаровского края. Пунктом 1 Технической части документации установлен перечень оказываемых услуг: сбор, транспортирование и утилизация отходов , которые включают в себя приемку, погрузку, транспортирование, последующую утилизацию отходов. В пункте 2 Технической части документации указан перечень оборудования, подлежащего сбору, транспортированию и утилизации, которые отнесены к отходам II и IV классов опасности. В извещении о проведении аукциона ко всем участникам предъявлено требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, а также указаны виды работ (услуг) выполняемые (оказываемые) в составе лицензируемого вида
I - IV классов опасности (далее – Положение № 2290). Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (пункт 2 Положения № 2290). В соответствии с лицензией от 08.06.2017 № (76)-3686-ТУ, выданной ОАО «Волжанин» Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Общество вправе осуществлять такие виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с частью 2 статьи 12 Закона № 99-ФЗ как транспортирование и утилизация отходов III и IV классов опасности, а именно: транспортирование и утилизация отхода «помет куриный перепревший» (ФККО 11271102294); транспортирование и утилизация отхода «помет куриный свежий» (ФККО 11271101333); транспортирование и утилизация отхода «пыль комбикормовая» (ФККО 30118913424); транспортирование и утилизация отхода «отходы (шлам) при очистке сетей, колодцев хозяйственно-бытовой и смешанной канализации» (ФККО 72280001394). В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Положения № 2290 лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при производстве работ по утилизации отходов I - IV
уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 9 Закона № 99-ФЗ). Из материалов дела, следует, что комитетом 31.10.2018 на официального сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0122200002518006753 о проведении электронного аукциона. Объектом закупки является оказание услуг по сбору, транспортированию и утилизации отходов. Заказчик - правительство Хабаровского края. Пунктом 1 технической части документации установлен перечень оказываемых услуг: сбор, транспортирование и утилизация отходов , которые включают в себя приемку, погрузку, транспортирование, последующую утилизацию отходов. Перечень оборудования, подлежащего сбору, транспортированию и утилизации, которые отнесены к отходам III и IV классов опасности указан в пункте 2 технической части документации. Согласно извещению о проведении аукциона ко всем участникам предъявлено требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, указаны виды работ (услуг) выполняемые (оказываемые) в составе лицензируемого вида деятельности: сбор
жалобы на неприятный запах в атмосферном воздухе от отходов производства ООО «Кузбасский бройлер», размещенных вблизи СО <данные изъяты> пос. Сметанино. В ходе производственной деятельности ООО «Кузбасский бройлер» образуются отходы: помет куриный свежий, имеющий 3 класс опасности. Согласно экспертному заключению от 19 декабря 2017 г. о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, используемых для осуществления видов деятельности, требованиям санитарных правил и гигиеническим нормативам к заявленным видам деятельности предприятия относятся: обезвреживание отходов 3 класса опасности, транспортирование и утилизация отходов 4 класса опасности. Обезвреживание помета куриного свежего производится путем биотермического обеззараживания с получением помета перепревшего, который может быть использован в качестве сырья при производстве органического удобрения. Согласно ТУ 9849-001-87478753-15 «Удобрение органическое «Биокомпост Сибирский» (п.п. 2.2.1, 2.2.4, 2.2.6) влажность смеси перед компостированием должна находиться в пределах от 50% до 65%. Удобрение не должно иметь ярко выраженного запаха помета (п.2.3.2.7). В ходе административного расследования был осмотрен земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в Новокузнецком
доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, заслушав должностное лицо административного органа ФИО2, полагавшую решение суда законным, прихожу к выводу о том, что действия директора ООО «Ульяновсктрансстрой» ФИО1 верно квалифицированы по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). В соответствии со ст.9 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию и утилизацииотходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона. Судьей районного суда верно указано, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по транспортированию и утилизации отходов I - IV классов опасности, были обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года, поскольку данная обязанность установлена законом. Однако, вопреки указанному императивному предписанию закона, директор ООО «Ульяновсктрансстрой»
установлены; - в нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» МУП «ЖЭК» в отсутствие лицензии осуществляет: хранение отхода вида «лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства»; сбор и транспортирование отходов вида «мусор и смет уличный», «отходы от зимней уборки улиц»; сбор, транспортирование и утилизациюотходов вида «лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий»; транспортирование отходов вида «лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные» и прочих отходов в соответствии с заключенными со сторонними организациями на прием отходов договорами; -ПНООЛР не содержит информации об осуществлении МУП «ЖЭК» деятельности, связанной с транспортированием и утилизацией отходов вида «лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий», со сбором и транспортированием отходов от зимней уборки улиц и с хранением отходов вида «лампы ртутные, ртутно-кварцевые,