ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Учет качества сточных вод - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 309-АД14-6612 от 24.02.2015 Верховного Суда РФ
8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе Решение о предоставлении водного объекта в пользование, Разрешения на сброс, лабораторные анализы качества сброса сточных вод Уфимской ТЭЦ-1, Сведения общества, полученные в результате учета качества сточных вод и (или) дренажных вод, и установив, что обществом допущены сбросы сточных вод с Уфимской ТЭЦ-1 в водный объект с превышением нормативов предельнодопустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах (по хлоридам), установленных Разрешениями на сброс и не соблюдены условия пунктов 10, 17 Решения о предоставлении водного объекта в пользование, руководствуясь положениями части 2 статьи 55, части 6 статьи 56, пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 23 Закона
Решение № АКПИ19-78 от 24.04.2019 Верховного Суда РФ
режима его потребления, если установленные приборы учета позволяют определять объем потребления дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунального ресурса, и порядок определения стоимости поставленного коммунального ресурса; порядок оплаты коммунального ресурса. При этом расчетный период принимается равным 1 календарному месяцу; иные условия, являющиеся существенными в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения. Согласно пункту 18 Правил № 124 в договоре ресурсоснабжения также предусматриваются условия о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно- технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода сточных вод из внутридомовых систем). Указанная граница раздела
Определение № А60-35958/16 от 26.09.2017 Верховного Суда РФ
ведения учета объема сбрасываемых в водные объекты сточных вод косвенным методом. В обществе ведется журнал учета количества воды, откачиваемой из шахт. Данный объем воды напрямую поступает на очистные сооружения, после очистки на очистных сооружениях – в соответствующий водный объект. Использование шахтных вод до очистки либо после очистки на какие-либо нужды не предусмотрено технологически. Общество ведет учет объема сбрасываемых в водные объекты р.Сарайная, р.Варган, руч. Кедровый, р.Калья сточных вод косвенным методом, возможность применения которого согласована в установленном порядке с министерством. Обществом разработана и согласована в установленном порядке Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод в отношении каждого водного объекта. Во исполнение названной Программы, согласованной заместителем руководителя НОБВУ, общество ведет учет контроля за качеством сбрасываемых сточных вод. Результаты названного учета ежеквартально предоставляются в отдел водных ресурсов НОБВУ по Свердловской области. При проведении проверки департаментом не устанавливалось наличие технической возможности организации инструментального учета сбрасываемых вод и не представлено доказательств технической возможности
Постановление № 08АП-1201/09 от 25.03.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда
(ВСК) по железу – 4,8 мг/л и алюминию – 1.8 мг/л. Доказательства временного согласования с истцом в указанном размере концентраций загрязняющих веществ ответчиком в материалы дела не представлены. Более того, письмо датировано 08.11.2007, анализ проб произведен 02.11.2007. Доводы заявителя о том, что на территории ЗАО «Русь» находятся иные субабоненты, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку условиями договора предусмотрено, что контрольная проба – разовая проба сточных вод Абонента, включая сточные воды субабонентов; учет качества сточных вод Абонента и его субабонентов производится самим Абонентом (пункты 5.9, 5.10 договора). В соответствии с постановлением главы городского самоуправления от 09.04.1997 № 111-п «Об утверждении и введении в действие норм сброса загрязняющих веществ в систему канализации города Омска» допустимая концентрация загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в систему городской канализации в отношении железа составляет 0,5 мг/л, в отношении алюминия – 0,04мг/л. Как следует из протокола № 719 от 06.11.2007 наличие концентрации железа в сточных
Решение № А46-3262/11 от 11.07.2011 АС Омской области
объектов Абонента и его Субабонента в централизованную систему канализации города (пункт 1.1. договора). Перечень объектов Абонента и его субабонентов приведен в приложении № 1 к договору с указанием лимитов водопотребления. Согласно пункту 3.2.3. договора Абонент обязан соблюдать нормы сброса сточных вод, а также требования к составу и свойствам сбрасываемых сточных вод, включая стоки субабонентов. Сточные воды и загрязняющие вещества, а также сверхнормативные сбросы оплачиваются Абонентом в порядке, предусмотренном действующим законодательством (пункт 3.2.4. договора). Учет качества сточных вод Абонента и его субабонентов определяется самим Абонентом, при этом ОАО «ОмскВодоканал» имеет право в любое время суток отбирать контрольные пробы сточных вод Абонента и проводить их анализ в своей лаборатории (пункты 5.8., 5.9 договора). Из материалов дела следует, что 31.08.2010, 16.11.2010 ОАО «ОмскВодоканал» произведен отбор проб сточных вод ЗАО «Омскстроймост», что подтверждается актами № 531 и № 743. В результате проведенного анализа пробы сточных вод установлено наличие превышения допустимых концентраций вредных веществ в
Решение № А46-873/09 от 13.05.2009 АС Омской области
воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ. Во исполнение указанного Постановления был издан Приказ Министерства экономики Омской области № 12 от 12.04.2005 года (далее-Приказ), в соответствии с которым регулируются отношения, связанные со сбросом загрязняющих веществ в сточные воды. Применение перечисленных нормативных актов согласовано сторонами в п.1.3 договора N 15500 от 01.12.2005 года. Указанным договором на Абонента возложена обязанность производить учет качества сточных вод , а Водоканал имеет право в любое время суток отбирать контрольные пробы и проводить их анализ в своей лаборатории. Абонент вправе производить разовые контрольные пробы с направлением для анализа в независимую лабораторию (п. 5.7 договора). Согласно ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от их исполнения недопустим. Во исполнение условий договора и в соответствии с п.
Решение № А03-8576/2012 от 07.08.2012 АС Алтайского края
атмосферного воздуха, об отходах производства и потребления, водного законодательства и законодательства о недропользовании. По результатам проведенной проверки составлен акт от 15.05.2012 № АТНВ-151, в соответствии с которым, в том числе, установлены следующие нарушения: в нарушение условий использования водного объекта Обществом не ведется журнал учета водоотведения для учета объема сброса сточных вод косвенным методом по производительности насоса; журнал учета качества сбрасываемых сточных вод ведется с нарушением – в графе «Подпись лица, осуществляющего анализ ( учет качества сточных вод )» отсутствует подпись исполнителя. Указанное нарушение послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении от 15.05.2012 № АТНВ-151/12 о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6. КоАП РФ. Постановлением от 30.05.2012 Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 6 000 руб. Полагая незаконным указанное постановление, Общество оспорило его в судебном порядке. Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного
Решение № А27-18436/13 от 05.05.2014 АС Кемеровской области
естественных экологических систем. С учетом изложенных выше и установленных законодательно положений, отсутствие сооружений очистки сточных вод, равно как и сброс в водные объекты сточных вод с очистных сооружений с превышением концентраций вредных (загрязняющих) веществ над установленными допустимыми нормативами и разрешениями уполномоченных органов на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду оказывает негативное воздействие на окружающую среду, что, как предусмотрел законодатель, влечет причинение вреда представленному в пользование водному объекту. Судом установлено, что ответчик нерегулярно осуществлял учет качества сточных вод и наблюдение за водными объектами. Вместе с тем, исходя из анализа данных производственного контроля, следует, что по выпускам №1 м №2 ответчиком допущено превышение установленных нормативов предельно-допустимого сброса, предельно-допустимые концентрации и концентрации по отдельным загрязняющим веществам. Истец произвел расчета вреда по выпуску №1 реки Кульяновка за период с 01.04.2010 по 30.05.2012 в сумме 21518руб.; по выпуску №2 реки Коммунарка за период с 01.04.2010 по 31.10.2011 в сумме 81450руб. При этом истец учел величину
Решение № 12-212/2021 от 13.09.2021 Новоуренгойского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)
вод, их качества» ведет журнал с нарушением формы 1.3, формы 1.5, установленного приказом № 903, без указания координат пункта учета, в нем отсутствует подпись лица, осуществляющего учет, не вносятся показания измерительного прибора или номер диаграммы, отсутствует дата проверки журнала «начальником ЦОСК» за январь, февраль 2021г., май 2020г., не внесен расход стоков за 07.08.2020 и период с 06.12.2020 по 18.12.2020 согласно данных расходомера, отсутствует запись о проверке журнала за июнь 2020г. и не ведется учет качества сточных вод Обществом сбрасываемых загрязняющих веществ – Марганец, Медь. Ответственным должностным лицом в обеспечении организации в области охраны окружающей среды, на момент проведения надзорной проверки, согласно приказу и должностной инструкции АО «Уренгойгорводоконал» является заместитель директора общества по эксплуатации ФИО1 Вышеуказанное подтверждается доказательствами, в частности: актом проверки № 91 от 30.04.2021г., актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 31.03.2021г., копиями журналов соответствующих учетов, копиями протоколов лабораторных исследований с приложениями, служебными документами в отношении
Постановление № 5-807/20 от 07.08.2020 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)
об истребовании сведений от <Дата>. Предприятием разработана Программа производственного экологического контроля (ПЭК) по объекту HBOC канализационные очистные сооружения о. Краснофлотский. На предприятии ведется учет сточных вод и их качества. Контроль качества сточных вод осуществляется по договору с МУП «Водоочистка», имеющим аттестат аккредитации <№>. Обществом представлена выкопировка из журнала учета качества сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод. Журнал ведется в соответствии с формой 2.2, однако в журнале отсутствует подпись лица, осуществляющего анализ ( учет качества сточных вод ). Количественный учет сброса сточных вод с КОС ведется косвенным методом, который основан на определении объема сброса сточных вод по времени работы и производительности насосного оборудования: 80 м3/час, марки СДВ 80/18, утвержденном руководителем предприятия. Косвенный метод учета согласован Двинско-Печерским БВУ письмом № <№> от <Дата> на срок до <Дата> Обществом представлена выкопировка из журнала учета воды. Программа проведения измерений качества сточных вод, согласованная с Двинско-Печерским БВУ, Управлению не была представлена, хотя была запрошена
Решение № 21-169 от 16.03.2015 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)
целью сброса сточных вод, в том числе дренажных вод, выпуском № в р. <данные изъяты> установлено нарушение ч. 4 ст. 35, п. 5 ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 44, п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ, ч. 3 ст. 22, ч. 4 ст. 23, ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Общество привлечено к административной ответственности за следующие нарушения: учет качества сточных вод выпуска № 4 ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» ведется не в соответствии с согласованной и утвержденной Программой проведения измерений качества сточных вод. В протоколах количественного химического анализа сточных вод за ноябрь, декабрь 2013 г., июнь, июль 2014 г. отсутствуют следующие определяемые компоненты: марганец, медь, никель, цинк; В период с октября по декабрь 2013 г. и с мая по август 2014 г. ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» осуществляло сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод выпуска
Решение № 12-200/2021 от 07.09.2021 Новоуренгойского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)
вод, их качества» ведет журнал с нарушением формы 1.3, формы 1.5, установленного приказом № 903, без указания координат пункта учета, в нем отсутствует подпись лица, осуществляющего учет, не вносятся показания измерительного прибора или номер диаграммы, отсутствует дата проверки журнала «начальником ЦОСК» за январь, февраль 2021г., май 2020г., не внесен расход стоков за 07.08.2020 и период с 06.12.2020 по 18.12.2020 согласно данных расходомера, отсутствует запись о проверке журнала за июнь 2020г. и не ведется учет качества сточных вод Обществом сбрасываемых загрязняющих веществ – Марганец, Медь. Не согласившись с названными постановлениями, АО «Уренгойгорводоканал» обратилось по каждому делу в суд с жалобой, в которой просит постановление о назначении наказаний отменить, в обоснование жалоб указывая о том, что положения ст. 60 ВК РФ не применимы к объектам АО «УГВК», в части сброса марганца, меди, неправильно применены нормы закона, очистные сооружения требует значительных финансовых затрат для модернизации, при этом АО «УГВК» за вышеуказанные нарушения, с