ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Учет количества энергетических ресурсов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № АКПИ20-562 от 28.10.2020 Верховного Суда РФ
в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов , установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Доводы административного истца о том, что пункт 6 Требований не учитывает того обстоятельства, что в сумму собранных с потребителей денежных средств включен повышающий
Решение № АКПИ19-274 от 26.06.2019 Верховного Суда РФ
в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов , установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Ссылки административного истца на противоречие оспариваемых положений нормативного правового акта Гражданскому кодексу Российской Федерации являются несостоятельными. Пункт 1 статьи 541 данного Кодекса предусматривает
Определение № 305-ЭС17-4711 от 28.08.2017 Верховного Суда РФ
ошибочной выплатой по недействительному условию и представило достаточные доказательства его недействительности. Заявитель также указал, что прибор учета и трансформатор тока не менялись с момента установки, то есть с 23.05.2013. Произвольный доступ обществу "ИКАР" к трансформатору тока ограничен, так как он установлен в подстанции, принадлежащей электросетевой организации. В судебном заседании представители общества "ИКАР" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители ПАО "Мосэнергосбыт" и АО "Мособлэнерго" просили оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Судебная коллегия пришла к следующим выводам. Из части 1 статьи 539, части 1 статьи 541, части 1 статьи 544 ГК РФ следует, что по общему правилу потребитель обязан оплачивать фактически принятое им количество энергии в соответствии с данными учета энергии о ее фактическом потреблении. Законодательство обязывает осуществлять расчеты за энергоресурсы на основании данных о количественном значении потребленных энергетических ресурсов , определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2 статьи 13 Федерального закона от
Постановление № А65-32013/17 от 30.01.2018 АС Республики Татарстан
системами измерений количества и показателей качества оперативными в составе АСОУН ОАО «СЗМН» МН 392-2013 (далее - Методика измерений МН 392*2013). Методика измерений аттестована ОП ГНМЦ ОАО «Нефтеавтоматика» в г. Казань, свидетельство об аттестации № 01.00284-2010-096/01-2013 от 17.10.2013 г. В результате проверки выявлены нарушения заявителем ст. ст. 5, 9, ст. 12 - 13 Закона № 102-ФЗ при выполнении измерений при осуществлении деятельности в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений «выполнение государственных учетных операций и учет количества энергетических ресурсов », выразившиеся: 1) в применении средств измерений, входящих в состав ОСИКН № 16 и №17, не прошедших поверку в установленном порядке, в количестве 2 ед.: расходомеров ультразвуковых универсальных многофункциональных «Система 1010», зав. № 36883, №УЗР 36888 (62693 А/В. 62638 А/В); указанные расходомеры, являющиеся основными измерительными устройствами систем, применяются калиброванными; 2) в несоблюдении требований аттестованной Методики измерений МН 392-2013 при выполнении измерений количества нефти, т.к. при выполнении измерений применяются не поверенные средства измерения (расходомеры
Постановление № А65-29023/16 от 17.05.2017 АС Республики Татарстан
для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Как следует из материалов дела, в период с 12.10.2016 по 28.10.2016 административным органом по приказу ПМТУ Росстандарта от 14.09.2016 № 1517 была проведена плановая выездная проверка общества, в ходе которой были выявлены нарушения обязательных требований к измерениям, средствам измерений, выразившиеся в несоблюдении обязательных метрологических и технических требований при применении средств измерений утвержденного типа в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при «выполнении государственных учетных операций и учет количества энергетических ресурсов . В связи с обнаружением в ходе данной проверки указанных нарушений должностным лицом административного органа в отношении общества составлен протокол № 135мю об административном правонарушении, в котором деяния общества квалифицированы как нарушение требований части 1 статьи 5, части 1 статьи 9, части 1 статьи 12 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Федеральный закон № 102-ФЗ), ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ. По результатам
Постановление № 15АП-3836/19 от 17.04.2019 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
железнодорожным транспортом). При этом указанная цель - «планирование», не названа в ст.1 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ (не указана в перечне целей государственного регулирования), соответственно не включена в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений. В отношении необходимости контроля дозовой вместимости и уровня наполнения резервуара апелляционная коллегия считает необходимым указать следующее. В соответствии с положениями п. 3 ст.1 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ установлены сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений, среди них: учет количества энергетических ресурсов . В соответствии с положениями части 5 ст.5 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в областях деятельности, указанных в части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ определяют измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. В соответствии с Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 15.03.2016 № 179 в сфере учета количества энергетических ресурсов предусмотрено только измерение массы нефтепродуктов. Иных видов измерений в
Постановление № 15АП-777/16 от 02.03.2016 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
является измерением, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и как следствие, к указанным отношениям нормы Закона № 102-ФЗ не применяются. Так, согласно части 3 статьи 1 Закона № 102-ФЗ сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, которые выполняются при осуществлении торговли и учете количества энергетических ресурсов. Кроме того, субъектом хозяйственной деятельности проводились измерения превышения максимальной мощности по расходу электроэнергии за расчетный период в сфере государственного регулирования - торговля и учет количества энергетических ресурсов определено пунктом 1 статьи 13 Федерального закона № 261 -ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором указано, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Таким образом, в данном случае не требуется каких-либо перечней измерений органов исполнительной власти, которые должны проводиться в этих сферах - вид измерений установлен законодательно. В период проведения
Постановление № 12АП-8882/19 от 20.08.2019 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда
ходе, проведенной в период с 22.02.2019 по 22.03.2019 на основании приказа от 20.02.2019 № 268 внеплановой выездной проверки, нарушение МУП «Тепло» Марксовского муниципального района Саратовской области положений части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Федеральный закон № 102-ФЗ), выразившееся в выполнении измерений в сферах государственного регулирования обеспечения единства измерений (при осуществлении торговли, выполнения работ по расфасовке товаров и при выполнении государственных учетных операций и учет количества энергетических ресурсов ), с нарушением требований аттестованной методики измерений. По факту выявленных нарушений 04.03.2019 в отношении МУП «Тепло» Марксовского муниципального района Саратовской области составлен протокол № 10мю об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ. Постановлением Отдела (инспекции) в Саратовской области ПМТУ Росстандарта от 11.04.2019 № 21ю заявитель признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП, с назначением административного штрафа в размере 75 000 руб. Частью 1 статьи 19.19 КоАП
Решение № 12-80/19 от 22.01.2019 Марксовского городского суда (Саратовская область)
с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.(л.д.68). Данным постановлением ФИО1 признан виновным в том, что являясь руководителем МУП «Тепло» на территории котельных принадлежащих МУП «Тепло», а именно: № по адресу: <адрес> А и котельной № по адресу: <адрес> А совершил правонарушение, выразившееся в выполнении измерений в сферах государственного регулирования обеспечения единства измерений ( при осуществлении торговли, выполнении работ по расфасовке товаров и при выполнении государственных учетных операций и учет количества энергетических ресурсов ), с нарушением требований аттестованной методики измерений объема газа, установленной ГОСТ Р 8.740-2011» Государственная система обеспечения единства измерений. Расход и количество газа. Методика измерений с помощью турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков», а именно: в период с 01.01.2019года по 28.02.2019г. для измерения объема газа в котельных № № 8, 17 применялись узлы учета газа, на которые методика измерений не прошла проверку реализации требованиям п.12.1 ГОСТ Р 8.740-2011 ( акты проверки состояния и
Постановление № П4А-513/18 от 12.12.2018 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)
которое можно включать в системы учета, ПАО «МРСК Сибири» в коммерческой деятельности не использовало, не могут быть приняты во внимание и признаны убедительными как ошибочные. Должностное лицо и судебные инстанции верно указали, что средства измерения, применяемые при поставке электроэнергии должны отвечать требованиям Федерального закона от 26 июня 2008 года №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». В данном случае установлено, что ПАО «МРСК Сибири» нарушило требования в такой сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, как учет количества энергетических ресурсов (подпункт 8 пункта 3 статьи 1 Закона №102-ФЗ, пункты 12 и 13 Перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, выполняемых при учете используемых энергетических ресурсов, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений, утвержденного Приказом Минэнерго России от 15 марта 2016 года №179). Обязательные требования к средствам измерений, применяемым при оказании коммунальных услуг владельцам и собственникам жилых домов, определяются, в частности, Законом №102-ФЗ, Правилами предоставления коммунальных
Решение № 12-306/16 от 28.01.2016 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
государственного органа отнесено к данной сфере. Вместе с тем, в своем постановлении ЮМТУ Росстандарта Территориального отдела Государственного надзора по Краснодарскому краю не указало, в каком нормативно-правовом акте установлен данный вид измерений и что он относится к сфере государственного урегулирования. Кроме того, в постановлении ЮМТУ Росстандарта Территориального отдела Государственного надзора по Краснодарскому краю указано, что общество проводит измерения превышения максимальной мощности по расходу электроэнергии за расчетный период в сфере государственного регулирования – торговля и учет количества энергетических ресурсов , ссылаясь при этом на п. 1 ст. 13 ФЗ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Однако, как верно указал суд первой инстанции, при проведении измерений превышения максимальной мощности общество не продает товар и не производит учет (расход) количества электроэнергии (данный учет производит прибор учета электроэнергии), а производит измерение мгновенного значения электрической мощности. Согласно п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением
Решение № 12-4037/2016 от 13.01.2017 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)
которому в ОАО « Генерирующая компания» выявлено нарушение требований Федерального закона от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» к средствам измерения, а именно: в результате проверки были установлены нарушения требований ч. 1 ст.5, ч. 1 ст.9, ст. 12 закона № 102-ФЗ к средствам измерений, выразившиеся в несоблюдении обязательных метрологических и технических требований при применении средств измерений утвержденного типа в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при «выполнении государственных учетных операций и учет количества энергетических ресурсов ». В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее-Закон № 294-ФЗ) по результатам проверки должностным лицом ПМТУ Росстандарта (отдела (инспекции) в Республике Татарстан) был составлен акт проверки от 28.10.2016 г. № 135 по установленной форме в двух экземплярах, в котором указаны сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований,