ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Уничтожение зеленых насаждений - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 56-АД20-4 от 06.05.2020 Верховного Суда РФ
до восьмидесяти тысяч рублей. Правила благоустройства территории Владивостокского городского округа от 15 августа 2018 года № 45-МПА, утверждены Думой г. Владивостока 09 августа 2018 года (далее - Правила благоустройства) и являются муниципальным правовым актом. В соответствии с пунктом 6.7.3 Правил благоустройства на территории Владивостокского городского округа, занятой зелеными насаждениями запрещается: устраивать парковку и стоянку транспорта; уничтожать и повреждать газоны, цветники, плодородно-растительный слой земли, совершать иные действия, способные повлечь за собой повреждение и (или) уничтожение зеленых насаждений . Как следует из материалов дела, 27 июня 2019 года в 10 часов 25 минут по адресу: г. Владивосток, проспект 100-летия Владивостока, д. 134-136, транспортное средство «Тоуо1а - Ргшз», государственный регистрационный знак <...> было расположено в зоне зеленых насаждений, территории покрытой слоем земли, то есть в неустановленном для этой цели месте. Согласно карточке учета транспортного средства, собственником транспортного средства «ТоуоШ Ргшз», государственный регистрационный знак <...>, является Ушаков Д.В., из пояснений которого следует, что
Постановление № 5-АД21-113 от 12.01.2022 Верховного Суда РФ
300 000 рублей. В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Иотова ЕВ. просит отменить постановление административного органа и судебные акты, вынесенные в отношении учреждения по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности. Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам. В соответствии со статьей 4.19 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» незаконное уничтожение зеленых насаждений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей. В силу статьи 1 Закона г. Москвы от 5 мая 1999 г. № 17 «О защите зеленых насаждений» (далее - Закон г. Москвы о защите зеленых насаждений) зелеными насаждениями признаются древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары,
Определение № А70-14020/16 от 25.10.2019 Верховного Суда РФ
апелляционной инстанции, исследовав и оценив по правилам статьей 69, 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы, руководствуясь статьями 1064, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 4, 61, 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Правилами благоустройства на территории города Тюмени, утвержденными решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 № 81, Методикой расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений и размера ущерба при незаконных рубках, повреждении, уничтожении зеленых насаждений на территории города Тюмени, утвержденной постановлением администрации города Тюмени от 30.10.208 № 142-пк (далее – Методика), разъяснениями, изложенными в пунктах 3, 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», приняв во внимание обстоятельства, установленные Арбитражным судом Тюменской области при рассмотрении дела № А70-12663/2016, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с Общества ущерба, причиненного незаконной вырубкой насаждений
Определение № А83-7938/20 от 22.03.2022 Верховного Суда РФ
а также расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000,00 рубля. Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 16.09.2021 апелляционное постановление от 28.04.2021 отменено, решение от 17.11.2020 оставлено в силе. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда округа, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что порядок удаления (сноса, уничтожения) зеленых насаждений (за исключением городских лесов) на землях, находящихся в собственности Республики Крым, устанавливается Советом Министров Республики Крым. В соответствии со статьей 28 Закона Республики Крым от 25.12.2014 №50-ЗРК/2014 «О растительном мире» платежи за пользование растительным миром включают в себя плату за специальное пользование объектами растительного мира, компенсационную плату за удаление зеленых насаждений. Постановлением Совета Министров Республики Крым от 26.04.2016 №175 утвержден Порядок изъятия объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Республики Крым
Постановление № А21-4108/17 от 23.11.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
насаждений. Частью 2 статьи 4 Закона определено, что вырубка (снос) зеленых насаждений на территории Калининградской области осуществляются на основании разрешительной документации на вырубку (снос) зеленых насаждений. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона в обязательном порядке во всех случаях уничтожения (вырубки, сноса) зеленых насаждений производится компенсационное озеленение, которое должно обеспечивать сохранение установленного уровня озелененности населенного пункта. Компенсационное озеленение производится за счет средств юридических лиц, в интересах или вследствие противоправных действий которых произошло уничтожение зеленых насаждений (ч. 2 ст. 6 Закона). Согласно ч. 7 ст. 6 Закона осуществление компенсационного озеленения организуют органы местного самоуправления либо, по согласованию с органами местного самоуправления, юридические лица, в интересах или в результате противоправных действий которых были повреждены или уничтожены зеленые насаждения. При этом ч. 8 ст. 6 Закона предусмотрено, что плата за компенсационное озеленение взимается с учетом всех затрат на закладку насаждений и их содержание до возраста (состояния), обеспечивающего выполнение насаждениями их экологических,
Постановление № А21-9397/2021 от 07.04.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
в арбитражном суде. Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал. Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего. Статьей 1 Закона Калининградской области от 21.12.2006 N 100 "Об охране зеленых насаждений" установлено, что уничтожение зеленых насаждений - вырубка (снос), повреждение или выкапывание растений зеленых насаждений, повлекшее прекращение их роста или утрату экологических, декоративных и иных полезных свойств насаждений; компенсационное озеленение - воспроизводство зеленых насаждений взамен уничтоженных или поврежденных. Частью 2 статьи 4 Закона N 100 предусмотрено, что вырубка (снос) зеленых насаждений и/или пересадка зеленых насаждений на территории Калининградской области осуществляются на основании разрешительной документации на вырубку (снос) зеленых насаждений и/или пересадку зеленых насаждений, за исключением вырубки (сноса) и/или пересадки
Постановление № А53-45123/2021 от 05.10.2022 АС Северо-Кавказского округа
получены 26.11.2021. Поскольку разрешения на снос не содержат идентифицирующих признаков подлежащих вырубке деревьев, подрядчик запросил у заказчика паспорта объектов озеленения. Кроме того, подрядчик запросил у заказчика копии приказов на ответственных лиц учреждения по осуществлению контроля за выполнением работ, а также их контактные данные. Письмами от 26.11.2021 и 08.12.2021 учреждение отказало предпринимателю в предоставлении паспортов на объекты озеленения, а также сведений на ответственных лиц заказчика. В связи с отсутствием в разрешениях на повреждение и уничтожение зеленых насаждений идентификационных данных насаждений, подлежащих сносу (нечеткие фотографии отсутствие привязки насаждений к стационарным объектам и т. д.), подрядчик 26.11.2021 заключил договор № 792/21 с Центром судебных экспертиз по Южному округу на идентификацию на местности подлежащих валке аварийно-опасных деревьев на территориях Северного городского кладбища и Нижне-Гниловского кладбища г. Ростова-на-Дону в соответствии с требованиями, составом и объемом работ, установленными техническим заданием (приложение № 1 к контракту). Подрядчику по результатам выездов 27.11.2021 и 29.11.2021 и ознакомления с
Постановление № А21-13022/2022 от 26.09.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
статьи 77 Закона № 7-ФЗ юридические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Статьей 1 Закона Калининградской области от 21.12.2006 г. № 100 «Об охране зеленых насаждений» (далее - Закон № 100) определено, что уничтожение зеленых насаждений - вырубка (снос), повреждение или выкапывание растений зеленых насаждений, повлекшее прекращение их роста или утрату экологических, декоративных и иных полезных свойств насаждений; компенсационное озеленение - воспроизводство зеленых насаждений взамен уничтоженных или поврежденных. В силу пункта 2 статьи 4 Закона № 100 вырубка (снос), обрезка и/или пересадка зеленых насаждений осуществляются на основании разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений, выдаваемой органами местного самоуправления в установленном ими порядке. Условия выданной разрешительной документации
Постановление № 4А-408/2017 от 12.04.2017 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)
на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Согласно статье 3 закона Нижегородской области от 07 сентября 2007 года № 110-З «Об охране озелененных территорий Нижегородской области»: зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения, включая растительность в парках, на бульварах, в скверах, садах, цветниках и на газонах, а также отдельно стоящие деревья и кустарники; уничтожение зеленых насаждений - вырубка (снос), повреждение или выкапывание зеленых насаждений, которое повлекло прекращение их роста, гибель или утрату в качестве элемента ландшафта; компенсационная стоимость - стоимостная оценка зеленых насаждений, устанавливаемая для учета их ценности при повреждении или уничтожении, включая расходы на создание и содержание зеленых насаждений, необходимые и достаточные для достижения зелеными насаждениями размеров уничтожаемого зеленого насаждения. В соответствии со статьей 12 вышеприведенного Закона проведение компенсационного озеленения является обязательным во всех случаях уничтожения (вырубки, сноса)
Решение № 11-1984/20 от 22.12.2020 Ростовского областного суда (Ростовская область)
области от 30.08.2012 N 819 утвержден Порядок охраны зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области (далее – Порядок), пунктом 2.21 которого предусмотрено, что при необходимости повреждения и (или) уничтожения зеленых насаждений в процессе эксплуатации существующих линейных объектов создается комиссия, в которую входят представители органа местного самоуправления и представители хозяйствующих субъектов, обеспечивающих эксплуатацию линейных объектов. Зеленые насаждения, произрастающие в охранных зонах линейных объектов и угрожающие безопасному, безаварийному функционированию указанных объектов, комиссией относятся к аварийно-опасным. Уничтожение зеленых насаждений хозяйствующими субъектами, обеспечивающими эксплуатацию линейных объектов, без разрешения не допускается. Разрешение оформляется в соответствии с требованиями настоящего Порядка. Пунктом 2.22 Порядка предусмотрено, что при осуществлении работ, связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом зданий, сооружений, линейных и других объектов, лица, производящие указанные работы, обязаны получить условия и требования по сохранению зеленых насаждений в зоне производства работ, определяемые органом местного самоуправления. Согласно п. 2 главы 6 Порядка снос, обрезка и пересадка зеленых насаждений осуществляется только при
Решение № 2А-1759/2017 от 25.05.2017 Дзержинского городского суда (Нижегородская область)
по доверенности, представителя заинтересованного лица ФИО2, по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лазарева Н.А. к Администрации городского округа город Дзержинск Нижегородской области о признании действий незаконными, обязании устранить допущенные нарушения и о признании решения незаконным, УСТАНОВИЛ: 06.03.2017 г. Лазарев Н.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации городского округа город Дзержинск, в котором просит признать незаконными действия Администрации г.Дзержинска, выразившиеся в выдаче разрешения на уничтожение зеленых насаждений городских лесов, находящихся в <адрес>, обязав устранить допущенное нарушение путем приостановления действия данного разрешения. По данному иску возбуждено административное производство №. Также Лазарев Н.А. 03.04.2017 г. обратился с иском в суд к Администрации городского округа город Дзержинск о признании решения незаконным, где он просит признать незаконным решение об уничтожении озелененных территорий внутриквартального пользования, расположенных в <адрес>, оформленное Постановлением Администрации г.Дзержинска от 08.08.2016г. №. По данному иску возбуждено административное производство №. Определением судьи Дзержинского
Решение № 2А-1874/2017 от 10.08.2017 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)
2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по взысканию указанной платы с Нешевой М.Г., Маркеловым С.П., Свист А.А. В обоснование административного иска Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор ссылается на то, что Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам проведения проверки деятельности администрации Темрюкского городского поселения <адрес> установлены нарушения в области охраны зеленых насаждений, выразившиеся в непринятии должностными лицами администрации мер, направленных на расчет и взыскание платы за несанкционированную вырубку ( уничтожение) зеленых насаждений . В соответствии с ч.ч. 1-5 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об охране зеленых насаждений в <адрес>» лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории муниципальных образований <адрес>, для которой требуется вырубка (уничтожение) зеленых насаждений, для получения порубочного билета подают в местную администрацию поселения, городского округа, на территории которого необходимо осуществить вырубку, заявление о необходимости выдачи указанного билета. Местная администрация поселения, городского округа, на территории которого необходимо осуществить вырубку (уничтожение) зеленых насаждений, в