ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Устанавливает обязанности третьих лиц - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 27 "Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность"
наличии элемента заинтересованности, если в качестве заинтересованного лица выступает сама эта сторона сделки или ее представитель, изъявляющий волю в данной сделке, либо их супруги или родственники, названные в абзаце втором пункта 1 статьи 45 Закона об обществах с ограниченной ответственностью и абзаце втором пункта 1 статьи 81 Закона об акционерных обществах. По общему правилу, закон не устанавливает обязанности третьего лица по проверке перед совершением сделки того, является ли соответствующая сделка сделкой с заинтересованностью для его контрагента и была ли она надлежащим образом одобрена (в том числе отсутствует обязанность по изучению списков аффилированных лиц , контролирующих и подконтрольных лиц контрагента, устава общества). Третьи лица, полагающиеся на данные ЕГРЮЛ о лицах, уполномоченных выступать от имени юридического лица, по общему правилу, вправе исходить из наличия у них полномочий на совершение любых сделок (абзац второй пункта 2 статьи 51 ГК РФ). Указание в соответствующей сделке (ином документе) на то, что заключившее ее от
Распоряжение Правительства РФ от 10.05.1999 N 727-р "О награждении Почетной грамотой Правительства Российской Федерации работников Федеральной службы геодезии и картографии России"
его нахождению на производственном участке и ответственности могут быть не пропорциональны времени нахождения на производственном участке и ответственности ответственного лица. Для разрешения этой специфической ситуации и обеспечения того, чтобы обязанности уполномоченного лица, предусмотренные законодательством государства-члена и правом Союза, выполнялись надлежащим образом, предприятие по фракционированию (производитель лекарственных препаратов) должно иметь договор с учреждением по забору (проверке) крови. Договор должен отвечать требованиям, указанным в главе 7 части I Правил, в нем устанавливаются соответствующие обязанности и подробные требования для обеспечения качества. Ответственное лицо учреждения по забору (проверке) крови и уполномоченное лицо предприятия по фракционированию (производителя лекарственных препаратов) должны принимать участие в составлении указанного договора. Для подтверждения того, что учреждение по забору (проверке) крови исполняет условия данного договора, уполномоченное лицо должно обеспечить проведение соответствующих аудитов. 2.6. Специальные требования к документации и другие мероприятия в отношении исходного сырья для получаемых из плазмы лекарственных препаратов указываются в основном досье плазмы. 3. Управление качеством 3.1. Управление
Определение № А41-56086/19 от 14.03.2022 Верховного Суда РФ
остаточной стоимости имущества, цены на аналогичное имущество, реальное состояние продаваемого имущества. Учитывая выводы эксперта по результатам судебной экспертизы о том, что рыночная цена спорного имущества по состоянию на 22.11.2018 составила 19 612 707 рублей, суды признали, что разница между рыночной ценой и ценой, по которой имущество было приобретено покупателем по спорной сделке, не свидетельствует о явном ущербе для Общества, который должен был быть очевиден для покупателя. При этом, по общему правилу, закон не устанавливает обязанности третьего лица по проверке перед совершением сделки того, является ли соответствующая сделка крупной для его контрагента и была ли она надлежащим образом одобрена (в том числе отсутствует обязанность по изучению бухгалтерской отчетности контрагента для целей определения балансовой стоимости его активов, видов его деятельности, влияния сделки на деятельность контрагента). Оценивая добросовестность поведения ответчика, суды указали, что Кудимова О.В. действовала на основании сведений Единого государственного реестра юридических лиц; доказательств того, что покупателю было известно о наличии корпоративного
Решение № АКПИ19-117 от 23.04.2019 Верховного Суда РФ
189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно- исполнительной системы (далее - Правила). Нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 ноября 2005 г., регистрационный номер 7139, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 14 ноября 2005 г., № 46. По пункту 2 Правил в следственных изоляторах (далее - СИЗО) устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц , подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Обеспечение режима в СИЗО, поддержание в них внутреннего распорядка возлагается на администрацию СИЗО, а также на их сотрудников, которые несут установленную законом и ведомственными нормативными актами ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (пункт 3 Правил). Согласно абзацам третьему, тринадцатому, четырнадцатому и пятнадцатому пункта 42
Постановление № А70-7031/2021 от 31.03.2022 АС Западно-Сибирского округа
указало, что соглашение в части пунктов 4.2.4.10, 4.2.4.11, 12.2.4, 12.2.5 и приложения № 2 «Технические требования к информационной системе мониторинга обращения с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области» является в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительным и неисполнимым, поскольку содержит противоречащее закону обязательство регионального оператора создать, ввести в эксплуатацию и обеспечить функционирование информационной системы мониторинга обращения с ТКО в Тюменской области, в нарушение пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает обязанности третьих лиц , не являющихся стороной соглашения, нарушает законодательство в области обращения с отходами (пункт 6 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ, подпункт «з» пункта 12 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881), постановление Правительства Тюменской области от 19.12.2016 № 569-п); кроме того, истец сослался на положения 178 Гражданского кодекса Российской Федерации, указав, что соглашение
Постановление № А73-15974/15 от 17.10.2016 АС Хабаровского края
618 руб., значительно превышающую верхний порог, одобренный участником общества. Поскольку договор аренды земельного участка № 524 от 27.11.2014 на сумму в 16 719 618 руб. с единственным участником общества согласован не был, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемая сделка совершена с нарушением ограничений, установленных учредителем ООО «ВСК» в решении № 4 от 23.10.2014. Как разъяснено в пункте 22 постановления Пленума от 23.06.2015 № 25 по общему правилу закон не устанавливает обязанности третьих лиц по проверке учредительного документа юридического лица с целью выявления ограничений полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица; ссылка в договоре, заключенном от имени организации, на то, что лицо, заключающее сделку, действует на основании устава данного юридического лица, должна оцениваться судом с учетом конкретных обстоятельств заключения договора и в совокупности с другими доказательствами по делу. В данном случае, оспариваемый договор подписан Департаментом муниципальной собственности администрации г. Хабаровска по результатам проведенного Департаментом архитектуры, строительства и землепользования
Постановление № 20АП-4390/2016 от 01.02.2017 Двадцатого арбитражного апелляционного суда
документами) или договором с представителем, и противоположная сторона сделки знала или должна была знать об этом. При этом не требуется устанавливать, нарушает ли сделка права и законные интересы истца каким-либо иным образом. Как разъяснено в пункте 22 Постановления № 25, бремя доказывания того, что третье лицо знало или должно было знать о соответствующих ограничениях, возлагается на лиц, в интересах которых они установлены (пункт 1 статьи 174 ГК РФ). По общему правилу закон не устанавливает обязанности третьих лиц по проверке учредительного документа юридического лица с целью выявления ограничений или разграничения полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица; ссылка в договоре, заключенном от имени организации, на то, что лицо, заключающее сделку, действует на основании устава данного юридического лица, должна оцениваться судом с учетом конкретных обстоятельств заключения договора и в совокупности с другими доказательствами по делу. Данные государственной регистрации юридических лиц включаются в единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего
Решение № А60-53409/15 от 15.03.2016 АС Свердловской области
и противоположная сторона сделки знала или должна была знать об этом. При этом не требуется устанавливать, нарушает ли сделка права и законные интересы истца каким-либо иным образом (п. 92 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"). Как разъяснено в п. 22 вышеупомянутого постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015г. № 25 по общему правилу закон не устанавливает обязанности третьих лиц по проверке учредительного документа юридического лица с целью выявления ограничений полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица; ссылка в договоре, заключенном от имени организации, на то, что лицо, заключающее сделку, действует на основании устава данного юридического лица, должна оцениваться судом с учетом конкретных обстоятельств заключения договора и в совокупности с другими доказательствами по делу. Таким образом, по общему правилу контрагенты вправе полагаться на неограниченные полномочия директора, за исключением случаев, когда они знали об ограничениях
Решение № А50-8845/19 от 18.07.2018 АС Пермского края
РФ и Уставом, а именно: сделка (несколько взаимосвязанных сделок), цена которой превышает 500 000 руб. и более, а также сделки по распоряжению недвижимым имуществом общества, автомототранспортными средствами общества, акциями (долями) общества в уставных капиталах других организаций, включая такие сделки как залог, кредит, поручительство независимо от цены сделки, совершаются после одобрения таких сделок общим собранием акционеров. В п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 разъяснено, что по общему правилу закон не устанавливает обязанности третьих лиц по проверке учредительного документа юридического лица с целью выявления ограничений полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица; ссылка в договоре, заключенном от имени организации, на то, что лицо, заключающее сделку, действует на основании устава данного юридического лица, должна оцениваться судом с учетом конкретных обстоятельств заключения договора и в совокупности с другими доказательствами по делу. Такое доказательство, как и любое другое, не может иметь для суда заранее установленной силы и свидетельствовать о том, что другая
Решение № 2А-8858/18 от 03.01.2018 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)
В соответствии с п. 9.3 устава ТСН «Шейнкмана-130» правление товарищества избирается из числа членов товарищества сроком на 2 года в количестве не более 15 человек. При исключении из членов правления лиц, не являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, требования к количественному составу правления, установленные уставом, будут соблюдены. Согласно статьям 1, 2 Семейного кодекса Российской Федерации названный кодекс регулирует правоотношения супругов и отношения между ними и третьими лицами, но не регламентирует отношения и не устанавливает обязанности третьих лиц в отношении супругов. Нормы Жилищного кодекса Российской Федерации с целью соблюдения прав всех собственников помещений в многоквартирном доме сформулированы таким образом, что под субъектами жилищных правоотношений понимаются исключительно титульные собственники жилищного фонда, то есть лица, чьи права на объект недвижимости зарегистрированы в установленном законом порядке. Глава 14 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет правовое положение членов товарищества собственников жилья. Согласно ч. 1 ст. 143 Жилищного кодекса Российской Федерации членство в товариществе собственников жилья возникает
Решение № 2-327/19 от 12.11.2019 Партизанского районного суда (Приморский край)
ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, на момент обращения в суд с встречными исковыми требованиями о признании сделки недействительной ООО Павловой Т.П. пропущен срок исковой давности, который восстановлению не подлежит. Кроме того, истцом не доказано, что Сидельников А.С. знал или заведомо должен был знать о том, что сделка являлась для общества крупной сделкой, и (или) об отсутствии надлежащего согласия на ее совершение (абзац 3 пункта 5 статьи 46 Закона об обществах). По общему правилу, закон не устанавливает обязанности третьего лица по проверке перед совершением сделки того, является ли соответствующая сделка крупной для его контрагента и была ли она надлежащим образом одобрена (в том числе отсутствует обязанность по изучению бухгалтерской отчетности контрагента для целей определения балансовой стоимости его активов, видов его деятельности, влияния сделки на деятельность контрагента). Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении встречного иска Павловой Т.П.. В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой
Решение № 2-2208/19 от 05.08.2019 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)
доказано иное, только если контрагент, контролирующее его лицо или подконтрольное ему лицо является участником (акционером) общества или контролирующего лица общества или входит в состав органов общества или контролирующего лица общества. Отсутствие таких обстоятельств не лишает истца права представить доказательства того, что другая сторона сделки знала о том, что сделка являлась крупной, например письмо другой стороны сделки, из которого следует, что она знала о том, что сделка является крупной. По общему правилу, закон не устанавливает обязанности третьего лица по проверке перед совершением сделки того, является ли соответствующая сделка крупной для его контрагента и была ли она надлежащим образом одобрена (в том числе отсутствует обязанность по изучению бухгалтерской отчетности контрагента для целей определения балансовой стоимости его активов, видов его деятельности, влияния сделки на деятельность контрагента). Третьи лица, полагающиеся на данные ЕГРЮЛ о лицах, уполномоченных выступать от имени юридического лица, по общему правилу, вправе исходить из наличия у них полномочий на совершение любых
Решение № 2-421/20 от 18.02.2020 Индустриального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)
сделке знала (например, состояла в сговоре) или заведомо должна была знать о том, что сделка являлась для общества крупной сделкой (как в части количественного (стоимостного), так и качественного критерия крупной сделки) и (или) что отсутствовало надлежащее согласие на ее совершение. По общему правилу, закон не устанавливает обязанности третьего лица по проверке перед совершением сделки того, является ли соответствующая сделка крупной для его контрагента и была ли она надлежащим образом одобрена (в том числе отсутствует обязанность по изучению бухгалтерской отчетности контрагента для целей определения балансовой стоимости его активов, видов его деятельности, влияния сделки на деятельность контрагента). Третьи лица, полагающиеся на данные единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о лицах, уполномоченных выступать от имени юридического лица, по общему правилу, вправе исходить из наличия у них полномочий на совершение любых сделок (абзац второй пункта 2 статьи 51 ГК РФ). При рассмотрении дела установлено, что решением об учреждении ООО «Автостар» от ДД.ММ.ГГГГ,
Решение № 2-1666/2021 от 14.10.2021 Аксайского районного суда (Ростовская область)
заведомо должна была знать о том, что сделка являлась для общества крупной сделкой (как в части количественного (стоимостного), так и качественного критерия крупной сделки) и (или) что отсутствовало надлежащее согласие на ее совершение. Абзацем 3 этого же пункта предусмотрено, что по общему правилу, закон не устанавливает обязанности третьего лица по проверке перед совершением сделки того, является ли соответствующая сделка крупной для его контрагента и была ли она надлежащим образом одобрена (в том числе отсутствует обязанность по изучению бухгалтерской отчетности контрагента для целей определения балансовой стоимости его активов, видов его деятельности, влияния сделки на деятельность контрагента). Третьи лица, полагающиеся на данные единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о лицах, уполномоченных выступать от имени юридического лица, по общему правилу, вправе исходить из наличия у них полномочий на совершение любых сделок (абзац второй пункта 2 статьи 51 ГК РФ). В силу п. 5 ст. 46 Закона N 14-ФЗ суд отказывает в