ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Вид системы горячего водоснабжения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

"Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за 1 квартал 2018 года" (утв. Роспотребнадзором)
начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности": 1) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем не представлено уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности по предоставлению мест временного проживания (п. 2). СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения": 1) хозяйствующим субъектом не разработан проект зоны санитарной охраны источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения (п. 1.4, 1.5, 1.6, 1.11); 2) отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения (п. 1.13); 3) не соблюдаются мероприятия по первому поясу зоны санитарной охраны (п. 3.2.1, 3.3.1). СанПиН 2.1.4.2496-09 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения " (изменения к СанПиНу 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества"): 1) не соблюдается температура горячей воды
"Порядок проведения мониторинга реализации региональных программ и выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (утв. решением правления Госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" от 22.08.2016, протокол N 692) (ред. от 30.12.2019)
жилищного фонда Наименование субъекта Российской Федерации: _____________________________ Отчет представлен по состоянию на _____________________________ N п\п адрес дома, введенного в эксплуатацию Дата ввода дома в эксплуатацию Материалы стен Общие характеристики дома Объем приобретенных жилых помещений в рамках программ Фонда Класс энергетической эффективности многоквартирного дома согласно: Дата проведения энергоаудита Проектный суммарный удельный расход тепловой энергии Фактический суммарный удельный расход тепловой энергии Система теплоснабжения Вид энергоносителей для системы теплоснабжения Тип освещения мест общего пользования Типы установленного оборудования муниципальное образование адрес количество этажей общая площадь проекту энергетическому паспорту на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение , а также электрической энергии на общедомовые нужды в том числе на отопление и вентиляцию на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также электрической энергии на общедомовые нужды в том числе на отопление и вентиляцию ед. кв. м % кВтч/кв. м. в год кВтч/кв. м. в год кВтч/кв. м в год кВтч/кв. м в год 1 2 3 4 5 6 7
Постановление Госстроя РФ от 25.05.2000 N 51 "Об утверждении классификаторов работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе" (вместе с "Классификатором работ и услуг по виду деятельности "Эксплуатация инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов", "Классификатором работ и услуг по виду деятельности "Эксплуатация централизованных систем питьевого водоснабжения и систем водоотведения городских и других поселений")
│работ │ │ │Ремонт (устройство)│ │ │гидроизоляции (кроме│ │ │специальных видов работ),│ │ │исключая выполнение│ │ │земляных работ │ │ │Теплоизоляция трубопроводов│ │ │и оборудования при ремонте,│ │ │включая выполнение земляных│ │ │работ │ │ │Ремонт (устройство)│ │ │гидроизоляции (кроме│ │ │специальных видов работ),│ │ │исключая выполнение│ │ │земляных работ │ │ │Установка приборов учета │ │ │Оборудование узлов учета │ │ │Установка (наладка) бытовых│ │ │приборов и технологического│ │ │оборудования в зданиях и│ │ │помещениях │ ├────────────────────────────────────┼───────────────────────────┤ │Услуги, связанные с эксплуатационным│ │ │обслуживанием систем внутреннего│ │ │холодного водоснабжения по заявкам│ │ │населения │ │ ├────────────────────────────────────┼───────────────────────────┤ │Услуги, связанные с эксплуатационным│Инженерная диагностика│ │обслуживанием систем внутреннего│технического состояния и│ │горячего водоснабжения │режима функционирования│ │ │систем горячего│ │ │водоснабжения, включая│ │ │встроенные бойлерные, КИП,│ │ │автоматику, приборы учета │ │ │Инженерная диагностика│ │ │технического состояния и│ │ │режима функционирования│ │ │систем горячего│ │ │водоснабжения, исключая│ │ │встроенные бойлерные, КИП,│ │ │автоматику, приборы учета │
Апелляционное определение № 64-АПА19-6 от 25.09.2019 Верховного Суда РФ
к выводу об отсутствии правовых оснований для признания Приказа № 3.10-34-п не действующим в оспариваемой части. Судебная коллегия полагает необходимым согласиться с выводами суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы исходя из следующего. Согласно подпункту «а» пункта 4 Правил № 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения, вид системы горячего водоснабжения , оснащенность жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием, а также наличие изолированных (неизолированных) стояков и (или) по лотенцесушите лей. В соответствии с пунктами 10, 11 Правил № 306 (в редакции, действовавшей в период принятия Приказа № 14) нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы
Апелляционное определение № 81-АПА19-4 от 11.04.2019 Верховного Суда РФ
нарушен порядок формирования выборки, поскольку информация о соответствующей оснащенности многоквартирного дома или жилого дома запрошена единым запросом не у органов местного самоуправления, а у ресурсоснабжающих организаций, в распоряжении которых отсутствует актуальная проектная документация по жилому фонду. Орган регулирования не установил фактическое количество многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома по каждой группе домов. При формировании выборки по группам многоквартирных домов не учитывался вид системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая), и, соответственно, при расчетах и утверждении нормативов не произведена дифференциация нормативов с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая). Снятие показаний приборов учета производилось не на текущие даты в соответствии с утвержденным Планом проведения измерений и снятия показаний приборов учета в 2017 г., а по архивным данным 2015 - 2016 гг., хранящимся в памяти приборов учета. Орган регулирования не устанавливал даты начала и окончания отопительного периода по каждому муниципальному образованию, в
Апелляционное определение № 81-АПА19-20 от 10.10.2019 Верховного Суда РФ
абонентов. Согласно пункту 27 Основ ценообразования уровень потерь воды, применяемый при определении расходов на возмещение потерь воды, определяется в соответствии с показателями надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения. В соответствии с подпунктом «з» пункта 17 Правил регулирования к заявлению об установлении тарифов прилагается расчет объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным Законом о водоснабжении и водоотведении, с обоснованием объемов собственного потребления воды и потерь при транспортировке воды по водопроводным (канализационным) сетям. Согласно пункту 8 Перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения , холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядка и правил определения плановых значений и фактических значений таких показателей, утвержденного приказом Минстроя России от 4 апреля 2014 г. № 162/пр, показателями энергетической эффективности являются: а) доля потерь воды в централизованных системах водоснабжения при транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть (в процентах); б) удельное количество тепловой
Постановление № А33-14224/17 от 15.12.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда
«договорного норматива», приведенного в расчете ответчика противоречит пункту 3 Правил № 306, которым право утверждать такие нормативы предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В пункте 4 Правил № 306 установлены критерии, в соответствии с которыми уполномоченные органы должны определять нормативы потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме или жилом доме. В отношении горячего водоснабжения учитываются этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения, вид системы горячего водоснабжения , оснащенность жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием, а также наличие изолированных (неизолированных) стояков и (или) полотенцесушителей. Пунктом 24(1) Правил 306, установлена формула определения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал на 1 куб. м). Составляющие названной формулы помимо физических свойств коммунального ресурса, поступающего потребителям из систем централизованного холодного водоснабжения, также учитывают и тепловые потери трубопроводов систем горячего водоснабжения, в том числе
Постановление № 17АП-15703/17-ГКУ от 27.12.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
РФ от 26.12.2016 N 1498),(далее – Правила № 306) определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию. При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения, вид системы горячего водоснабжения , оснащенность жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием, а также наличие изолированных (неизолированных) стояков и (или) полотенцесушителей; в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем (подп. а), д) п. 4 Правил № 306). Нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, - по каждому виду потребляемых коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии), которые
Постановление № А33-10872/20 от 16.05.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда
заявителем документы. Однако, из материалов дела следует, что между сторонами возник спор при определении генеральной совокупности домов, дисперсии генеральной совокупности домов (сигма), минимального необходимого объема выборки, предварительной выборки, предельной допустимой ошибки выборки, на что министерством неоднократно указывалось заявителю в качестве основания невозможности расчета нормативов потребления методом аналогов. В результате анализа представленной заявителем технической документации министерством установлено, что многоквартирные дома, расположенные по адресам в г.Сосновоборск: ул.Мира, д.5, ул.Энтузиастов, д.24 и ул.Солнечная, д.37, имеют «комбинированный» вид системы горячего водоснабжения , т.е. не могут быть учтены в объеме генеральной совокупности; исходя из анализа данных, содержащихся в графах 11, 12, 13 реестров данных, и технической документации на многоквартирные дома, объем генеральной совокупности для открытой системы горячего водоснабжения составил 117 домов; для закрытой системы горячего водоснабжения - 22 дома. Из материалов дела следует, что по открытой системе горячего водоснабжения (далее – ГВС) для расчета объема выборки в целях определения нормативов потребления с применением метода аналогов
Постановление № Ф03-232/20 от 26.05.2020 АС Приморского края
доводы (пункт 1 статьи 168, пункт 2 части 4 статьи 170, пункты 12, 14 части 2 статьи 271 АПК РФ). При рассмотрении настоящего спора вышеуказанные требования процессуального законодательства (при наличии в деле противоречивых и взаимоисключающих доказательств относительно факта подключения спорных МКД к централизованной открытой системе горячего водоснабжения) не соблюдены, нормы, регулирующие спорные отношения, применены без исследования обстоятельств, необходимых для правильного применения закона. Вместе с тем исследование обстоятельств наличия (отсутствия) централизованной системы горячего водоснабжения, вид системы горячего водоснабжения (в случае установления факта наличия таковой) значимо для настоящего спора, поскольку напрямую влияет на возможность ресурсоснабжающей организации начислять, предъявлять и взимать с управляющей организации плату за коммунальный ресурс на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Учитывая, что для правильного рассмотрения настоящего спора требуется установление фактических обстоятельств дела, дополнительное исследование доказательств, дача им соответствующей правовой оценки, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение
Постановление № Ф03-440/20 от 16.06.2020 АС Камчатского края
принятого решения, мотивы, по которым отвергнуты те или иные доказательства, приняты или отклонены приведенные сторонами в обоснование требований и возражений доводы (пункт 1 статьи 168, пункт 2 части 4 статьи 170, пункты 12, 13 части 2 статьи 271 АПК РФ). При рассмотрении настоящего спора вышеуказанные требования законодательства не соблюдены, нормы, регулирующие спорные отношения, применены без исследования обстоятельств, необходимых для правильного применения закона. Вместе с тем, исследование обстоятельств наличия (отсутствия) централизованной системы горячего водоснабжения, вид системы горячего водоснабжения (в случае установления факта наличия таковой) значимо для настоящего спора, поскольку напрямую влияет на возможность ресурсоснабжающей организации начислять, предъявлять и взимать с управляющей организации плату за коммунальный ресурс, поставленный на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Суд кассационной инстанции полагает, что при рассмотрении настоящего спора суды не обеспечили полноту исследования всех доказательств в целях установления имеющих существенное значение для его разрешения обстоятельств, что ставит под сомнение правомерность взыскания с ответчика как с управляющей
Решение № 3А-373/18 от 17.07.2018 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)
или жилого дома; в) число проживающих жителей; г) количество квартир; д) общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или жилого дома; е) дата и время снятия показаний приборов учета; ж) количество этажей; з) температура и давление природного или сжиженного углеводородного газа, измеряемые в точке, расположенной перед прибором учета, фактическое барометрическое давление - при определении расхода природного или сжиженного углеводородного газа; и) вид системы горячего водоснабжения в соответствии с положениями, установленными пунктами 32 - 32(2) Правил № 306 (пункт 38 Правил № 306). На основании измерений объема (количества) потребления коммунальных ресурсов приборами учета определяется месячная (среднемесячная) величина потребления коммунальных ресурсов по выбранным группам многоквартирных домов или жилых домов (Пункт 41 Правил № 306). Согласно пункту 42 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях определяются с применением метода аналогов по формулам, предусмотренным разделом I приложения № 1
Решение № 3А-35/2023 от 11.08.2023 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))
жилого помещения и коммунальных услуг (приложение № 9). Пунктом 1.18. постановления утверждены нормативы потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме согласно приложению № 13 к настоящему постановлению. В силу подпункта «а» пункта 4 Правил № 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения, вид системы горячего водоснабжения , оснащенность жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием, а также наличие изолированных (неизолированных) стояков и (или) полотенцесушителей. В соответствии с подпунктом «а» пункта 4.1 Правил № 306 при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в отношении холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в
Решение № 2-1693/19 от 12.01.2019 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)
норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении; Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы). При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: а) в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения, вид системы горячего водоснабжения , оснащенность жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием, а также наличие изолированных (неизолированных) стояков и (или) полотенцесушителей. е) в отношении водоотведения - износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения, вид системы горячего водоснабжения. Нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса. Анализ изложенных доказательств свидетельствует о том, что требования истца о взыскании задолженности обоснованны. ГУП СК «<адрес>водоканал» ГУП СК «<адрес>водоканал» в лице филиала ГУП СК «<адрес>водоканал» Предгорный
Решение № 2-109/2021 от 13.01.2021 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)
норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении; Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы). При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: а) в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения, вид системы горячего водоснабжения , оснащенность жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием, а также наличие изолированных (неизолированных) стояков и (или) полотенцесушителей. е) в отношении водоотведения - износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения, вид системы горячего водоснабжения. Нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса. Анализ изложенных доказательств свидетельствует о том, что требования истца о взыскании задолженности обоснованы. ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в лице филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Предгорный