ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Восстановление гидротехнических сооружений - гражданское законодательство и судебные прецеденты

"Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года" (одобрена Морской коллегией при Правительстве РФ 28.09.2012)
для приемки и обслуживания пассажиров. 4. Реконструкция объектов обеспечения безопасности мореплавания в морских портах полуострова Крым Реализация мероприятия "Реконструкция объектов обеспечения безопасности мореплавания в морских портах полуострова Крым" позволит обеспечить надежное и безопасное функционирование морского транспорта на полуострове Крым. 5. Строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры морского порта Евпатория, включая инфраструктуру грузового района на оз. Донузлав Портопункт обладает развитой инфраструктурой перегрузочными механизмами, системой энергообеспечения, удобными морскими подходами. Программные мероприятия направлены на реконструкцию и восстановление гидротехнических сооружений порта, а также дальнейшего развития портовой инфраструктуры портопункта Крымский, что обусловлено наличием глубин до 10,5 метров на подходном судоходном канале, земельных участков, не занятых под производственно-хозяйственные или рекреационные цели, что позволит развивать портовые производства. Перспективная грузовая база района на оз. Донузлав - строительные грузы, генеральные грузы, накатная техника. Кроме этого, в рамках данного мероприятия на территории порта планируется провести реконструкцию пассажирских пирсов для обеспечения приема и обслуживания пассажирских судов, курсирующих по черноморскому побережью
Постановление Правительства РФ от 08.08.2001 N 581 (ред. от 10.10.2007) "О Федеральной целевой программе "Юг России"
условий для развития малого и среднего предпринимательства; восстановление защитных сооружений и обеспечение нормального функционирования водохозяйственных систем Сроки реализации - 2002 - 2007 годы Программы (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2006 N 511) (см. текст в предыдущей редакции) Перечень основных - подготовка сырьевой базы нефтегазодобычи; мероприятий Программы развитие системы транспортировки углеводородов; воспроизводство и сохранение биоресурсов; развитие туристско-рекреационного комплекса; модернизация транспортной системы региона; обеспечение занятости населения; обустройство беженцев и вынужденных переселенцев; строительство, реконструкция и восстановление гидротехнических сооружений водохозяйственных систем; развитие традиционных отраслей промышленности и агропромышленного комплекса; развитие социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства Объемы и источники - общая сумма затрат - 110974,76 млн. финансирования рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: выделено в 2002 году - 22491,66 млн. рублей; предусмотрено на 2003 - 2007 годы - 88483,1 млн. рублей, включая 14212,704 млн. рублей из федерального бюджета, из них: капитальные вложения - 14096,62 млн. рублей, в том числе в 2007 году
Постановление Правительства РФ от 19.04.2012 N 350 (ред. от 20.05.2020) "О федеральной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах"
экологии Российской Федерации Цели и задачи Программы - цели Программы: гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации; сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения; обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод. Задачи Программы: ликвидация локальных дефицитов водных ресурсов в вододефицитных регионах Российской Федерации; повышение рациональности использования водных ресурсов; сокращение негативного антропогенного воздействия на водные объекты; восстановление и экологическая реабилитация водных объектов; повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) путем их приведения к безопасному техническому состоянию; обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод сооружениями инженерной защиты; развитие и модернизация системы государственного мониторинга водных объектов; просвещение и информирование населения по вопросам использования и охраны водных объектов (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.08.2016 N 794) (см. текст в предыдущей редакции) Важнейшие целевые показатели и индикаторы Программы - численность населения, проживающего в районах
Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2008 N 2058-р (ред. от 02.09.2010) <Об утверждении перечней строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2009 год и на 2010 - 2011 годы, финансируемых за счет бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и объекты капитального строительства юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, включаемые в федеральную адресную программу>
сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Калмыкия", г. Элиста, Республика Калмыкия Федеральное государственное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Калмыкия", г. Элиста, Республика Калмыкия Строительство Ики-Бурульского группового водопровода с подключением к Северо- Левокумскому месторождению подземных вод, Республика Калмыкия 01.41.3 строительство км 195 2010 479100,0 Федеральное государственное учреждение "Управление эксплуатации Большого Ставропольского канала", г. Черкесск, Карачаево- Черкесская Республика Федеральное государственное учреждение "Управление эксплуатации Большого Ставропольского канала", г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика Реконструкция и восстановление отдельно расположенных гидротехнических сооружений и проведение берегоукрепительных работ на 1-й очереди Большого Ставропольского канала (II этап), районы Карачаево- Черкесской Республики и Ставропольского края 01.41.3 первоочередные мероприятия км 156 2011 350000,0 Федеральное государственное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ставропольскому краю", г. Ставрополь Федеральное государственное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ставропольскому краю", г. Ставрополь 01.41.3 Кугультинский дюкер м 2977 2011 148150,0 (реконструкция 1-й нитки), Ипатовский район, Ставропольский край Федеральное государственное учреждение по
Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 99 (ред. от 27.12.2012) "О федеральной целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года"
1045,376 100 130 145 127,5 80,5 107,676 163,6 191,1 обвалования рек Кубани и Протоки (реконструкция, 1-я очередь), Краснодарский край в том числе проектные и - - - 38,4 - - - 10,2 6 11,8 6,4 4 изыскательские работы Строительство 4-й очереди километров 58 2008 год 496 200 240 56 - - - - - Большого Ставропольского канала Реконструкция и километров 156 2013 год 1823,1359 - - 340 350 247,4 312,0559 345,11 228,57 восстановление отдельно расположенных гидротехнических сооружений и проведение берегоукрепительных работ на 1-й очереди Большого Ставропольского канала (II этап), районы Карачаево-Черкесской Республики и Ставропольского края - всего первоочередные - - 2013 год 1800,4219 - - 340 340,286 234,4 312,0559 345,11 228,57 мероприятия в том числе проектные и - - - 22,714 - - - 9,714 13 - - - изыскательские работы Невинномысский канал километров 1,272 2007 год 120 50 70 - - - - - - (реконструкция существующего тоннеля),
Определение № 305-ЭС22-5403 от 05.08.2022 Верховного Суда РФ
являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При изучении по материалам истребованного дела доводов кассационной жалобы, а также принятых по делу судебных актов, суд пришел к выводу о наличии оснований для пересмотра обжалованного судебного акта по делу, исходя из следующего. Как следует из материалов дела и установлено судами, между предприятием (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор, поименованный как договор аренды находящегося у арендодателя на праве хозяйственного ведения федерального недвижимого имущества от 14.08.2017 № Д30/207, согласно условиям которого арендодатель на срок 49 лет передал арендатору гидротехнические сооружения – причалы № 4454, расположенные по адресу: <...>. Помимо условий об аренде причалов, в разделе 4 договора указаны инвестиционные обязательства
Постановление № 56-АД21-5 от 09.04.2021 Верховного Суда РФ
по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством (пункт 2). В силу частей 1, 2,8 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров. Пунктом 7 части 15 указанной статьи установлен запрет на сброс сточных, в том числе дренажных, вод в границах водоохранных зон. Частью 1, пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и
Определение № 302-ЭС17-16967 от 29.09.2017 Верховного Суда РФ
Федерации от 08.11.2013 № 80). Вопрос о возврате государственной пошлины из федерального бюджета решается только при наличии оригинала документа, подтверждающего ее уплату (пункт 2 параграфа 2 раздела 1 Порядка подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации, утвержденного постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 № 80). Руководствуясь статьями 291.2, 291.5 АПК РФ, судья определил: ходатайство общества с ограниченной ответственностью «Институт безопасности гидротехнических сооружений» о восстановлении пропущенного процессуального срока оставить без удовлетворения. Кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Институт безопасности гидротехнических сооружений » по делу № А33-5164/2016 возвратить заявителю. Судья Верховного Суда Р.А. Хатыпова Российской Федерации
Определение № 308-ЭС22-14701 от 11.07.2022 Верховного Суда РФ
308-ЭС22-14701 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 11 июля 2022 г. Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив в порядке взаимозаменяемости ходатайство Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.08.2021 делу № А32-29021/2020, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.03.2022 по тому же делу по исковому заявлению Администрации муниципального образования Славянский район к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к установлению права федеральной собственности на гидротехническое сооружение и непринятие мер по обеспечению надлежащего содержания противопаводковой дамбы реки Протока длиной 6062 метра, средней шириной 3,25 метра и средней высотой 0,95 метра, расположенное в Славянском районе Краснодарского края от хутора Слободка до села Ачуево; обязании
Определение № А06-466/07 от 24.10.2007 АС Астраханской области
суда Астраханской области по делу № А06-466/2007-9 от 25 июня 2007 г. с Муниципального образования «Басинский сельсовет» Лиманского района Астраханской области в пользу крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 взыскан ущерб в сумме 458 500 руб. Постановлением апелляционной инстанции от 17 сентября 2007 г. решение суда оставлено в силе. 21 сентября 2007 г. взыскателю выдан исполнительный лист. Заявитель, обращаясь в суд с заявлением об индексации денежной суммы, указал, что размер ущерба, выразившегося в компенсации на восстановление гидротехнических сооружений , в сумме 458 500 руб. определен на основании отчета об оценке, проведенного ООО агентством «Партнер-эксперт» по состоянию на 19 сентября 2001 г. С момента разрушения дамб прошло 6 лет. За это время произошло рефинансирование рубля и сумма ущерба возросла на 446 823 руб. Сумма восстановительных работ составляет 905 323 руб. В соответствии со ст.183 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции, рассмотревший дело, производит по заявлению взыскателя индексацию присужденных судом денежных сумм на
Определение № А03-3953/2017 от 08.02.2018 АС Алтайского края
доказательств, что является основанием для отложения судебного разбирательства по делу в соответствии с ч.5 ст. 158 АПК РФ. Руководствуясь ст.ст. 158, 184 АПК РФ, арбитражный суд О П Р Е Д Е Л И Л: 1. Отложить судебное разбирательство по делу на 13 марта 2018 года на 10 час. 50 мин. в помещении суда по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 76, каб. № 322. 2. Обязать ООО «Купол» представить суду проектную документацию на восстановление гидротехнических сооружений , относящихся к предмету договора на котором основаны требования как по первоначальному, так и по встречному искам, представить акты скрытых работ, относящиеся к вышеуказанному объекту, журнал производства работ, относящихся к контракту, заключенному между ООО «Купол» и ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения в Алтайском крае», а также представить документы, позволяющие установить осуществление ООО «ДК- Строй» работ на входном оголовке. 3. Обязать ООО «ДК-Строй» представить суду журнал производства работ (пункт 6.5 договора №
Определение № А03-3953/2017 от 13.03.2018 АС Алтайского края
П Р Е Д Е Л И Л: 1. Привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, ФГБУ «Управление Алтаймелиоводхоз» (656038. <...>). 2. Отложить судебное разбирательство по делу на 12 апреля 2018 года на 14 час. 10 мин. в помещении суда по адресу: <...>, каб. № 322. 3. Обязать ФГБУ «Управление Алтаймелиоводхоз» представить суду надлежащим образов оформленные копии: проектной (рабочей) документации « Восстановление гидротехнических сооружений водохранилища на р. Клепечиха у с. Шипуново Шипуновского района Алтайского края» (Разработчик АО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева, Красноярский филиал); договора генерального подряда, заключенного с ООО «Купол» на выполнение работ, указанных в вышеназванном проекте, и всю исполнительную документацию, полученную от ООО «Купол» в связи с выполнением этих же работ. 4. Вызвать в судебное заседание представителей сторон. 5. Разъяснить лицам, участвующим в деле, что информация о движении дела, в том числе копии судебных актов в
Решение № А06-466/07 от 19.06.2007 АС Астраханской области
дела установлено, что уничтожение дамб производил глава Басинского сельсовета ФИО1 Ответчик не доказал правомерность действий по разрытию дамб, а потому суд считает доказанной вину ответчика в повреждении гидротехнических сооружений, построенных истцом. Поскольку ФИО1, являлся главой Басинского сельсовета, то есть должностным лицом, то вред, причиненный КФХ «Кульниязов» должен быть возмещен в силу ст.1069 ГК РФ – МО «Басинский сельсовет». Согласно отчету об оценке № 2-370-01, произведенной 19.09.2001 г. ООО «Агентство «Партнер-эксперт», размер компенсации за восстановление гидротехнических сооружений прудового хозяйства и зарыбление прудов составляет 458 500 руб., из которой компенсация за восстановление гидротехнических сооружений прудового хозяйства составляет 429 935 руб. 82 коп., компенсация за зарыбление прудов составляет 28 570 руб. 31 коп. Таким образом, суд полагает доказанным и размер убытков на указанную сумму. Требования истца о взыскании с ответчика ущерба в сумме 905 323 руб. с учетом ставки рефинансирования суд считает необоснованными и не соответствующими требованиям закона по следующим причинам. Истец
Решение № А57-15127/16 от 16.09.2016 АС Саратовской области
установлены гидротехнические сооружения, позволяющие накапливать, удерживать и контролировать уровень воды в прудах, создан новый пруд на переданном земельном участке. Истец также указал, что им были сделаны инвестиции в размере 1629 565 рублей 90 копеек, которые являются капитальными вложениями в смысле статей 1 и 3 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ, так как затраты были произведены на новое строительство (рыбонагульный пруд) и капитальную реконструкцию ( восстановление) гидротехнических сооружений (земляная перемычка №1 и земляная перемычка №2) вспомогательного назначения. 10.12.2010 года за истцом зарегистрировано право собственности на земляные перемычки № 1 и № 2. На основании заявления Общества в порядке ст.36 Земельного кодекса РФ истцу был разрешен выкуп арендуемого земельного участка. Между истцом и ответчиком был заключен договор купли-продажи № 12 от 25.07.2011 земельного участка с кадастровым номером 64:07:010604:124. Право собственности истца на земельный участок зарегистрировано 23.08.2011 года (регистрационная запись № 64-64-29/048/2011-336). Постановлением
Постановление № 5-40/19 от 28.01.2019 Выборгского городского суда (Ленинградская область)
разрешения организаций, согласовывавших проект» (требование установлено приказом Минкультуры России от 21.10.2015 № 2625). Подпунктом 7 пункта 2.2 Положения о комитете по культуре Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от Дата №, к полномочиям комитета относится согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия. Заявлений о согласовании изменений в проектную документацию не поступало. В соответствии с проектной документацией (раздел 6. Проект организации строительства, книга 2. Проект организации строительства ( Восстановление гидротехнических сооружений . Дноуглубление) Шифр CHLW 2-3 (d) – М – ПОС 2, Том 6.2, страницы 42,80): Строительный мусор, материалы и грунт, не пригодный для дальнейшего использования в сухом виде, отвозится на полигон ТБО, находящийся в <адрес> в 12 км от <адрес>; Для охраны земель от загрязнения отходами в период строительства предусмотреть организацию селективного сбора и временного хранения образующихся отходов, исключающими контакт отходов с почвами и атмосферой. В судебном заседании защитник лица, в отношении которого
Постановление № 5-174/19 от 02.04.2019 Выборгского городского суда (Ленинградская область)
разрешения организаций, согласовывавших проект» (требование установлено приказом Минкультуры России от Дата №). Подпунктом 7 пункта 2.2 Положения о комитете по культуре Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 24.10.2014 № 431, к полномочиям комитета относится согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия. Заявлений о согласовании изменений в проектную документацию не поступало. В соответствии с проектной документацией (раздел 6. Проект организации строительства, книга 2. Проект организации строительства ( Восстановление гидротехнических сооружений . Дноуглубление) Шифр CHLW 2-3 (d) – М – ПОС 2, Том 6.2, страницы 42,80): Строительный мусор, материалы и грунт, не пригодный для дальнейшего использования в сухом виде, отвозится на полигон ТБО, находящийся в <адрес> Для охраны земель от загрязнения отходами в период строительства предусмотреть организацию селективного сбора и временного хранения образующихся отходов, исключающими контакт отходов с почвами и атмосферой. Согласно письму общества за исх. №, АО «Производственное объединение «Возрождение» разработан проект производства
Решение № 7/2021-249 от 26.04.2022 Костромского областного суда (Костромская область)
постановлением должностного лица и решением судьи, полагая их незаконными и необоснованными, подлежащими отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Из жалобы следует, что судом не были учтены его объяснения, что гидротехническое сооружение, ранее находилось на балансе МУП ЖКХ, а затем было передано Администрации Вохомского сельского поселения. Начиная с 2015 г. после сильного паводка, разрушившего восстанавливаемую плотину, им как Главой сельского поселения был предпринят ряд действий, направленных на восстановление гидротехнического сооружения . На протяжении всего длительного времени, вплоть до 2022 г. им выполнялись все необходимые действия для того, чтобы привести в надлежащую вид плотину. В связи с тем, что данный вид работ занимает очень большое количество времени, заявитель не имел возможности исполнить предписание в установленный трехмесячный срок. Считает, что предписание не отвечает принципу исполнимости, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Администрации, т.к. срок, установленный для выполнения, предписания не отвечает