ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Восстановление земель - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление Правительства РФ от 17.11.1992 N 879 (с изм. от 30.12.2000) "О Государственной комплексной программе повышения плодородия почв России"
улучшенных травостоев посев трав должен проводиться с увеличенной долей бобовых компонентов в луговых травосмесях. 6. МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ, ВОССТАНОВЛЕНИЮ НАРУШЕННЫХ И ЗАГРЯЗНЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ Рекультивация нарушенных земель Рекультивацию нарушенных земель намечается осуществить на площади 384 тыс. гектаров (таблица 9). При этом предусматривается вовлечь в сельскохозяйственный оборот 188 тыс. гектаров. Улучшение малопродуктивных сельскохозяйственных угодий Улучшение (землевание) малопродуктивных сельскохозяйственных угодий плодородным слоем почвы намечается провести на площади 34,7 тыс. гектаров, в том числе 24 тыс. гектаров пашни. Восстановление земель , загрязненных нефтью и нефтепродуктами Наиболее приемлем для утилизации нефтяных загрязнителей земель экологически безопасный биологический метод. В 1992 - 1995 годах намечено утилизировать нефтяные загрязнители на минимальной площади 2,4 тыс. гектаров (таблица 10). Восстановление земель, загрязненных тяжелыми металлами, радиоактивными веществами и другими токсикантами В целях восстановления почв, загрязненных тяжелыми металлами, пестицидами, радиоактивными веществами и другими токсикантами, дальнейшей защиты от загрязнения выбросами и отходами промышленных и сельскохозяйственных предприятий и обеспечения производства экологически чистой продукции предусматривается:
Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 N 671-р (ред. от 19.06.2025) <Об утверждении Федерального плана статистических работ> (вместе с "Федеральным планом статистических работ")
кооперативам, формам собственности ежегодно 14 июля (п. 30.27 введен распоряжением Правительства РФ от 29.07.2010 N 1280-р) 30.28. Информация о наличии земель сельскохозяйственного назначения в натуральном измерении по Российской Федерации ежегодно (начиная с 2016 года) август (п. 30.28 введен распоряжением Правительства РФ от 12.10.2012 N 1911-р; в ред. распоряжения Правительства РФ от 12.10.2016 N 2145-р) (см. текст в предыдущей редакции) 30.29. Информация об изменении за год площадей земель сельскохозяйственного назначения, в том числе за счет восстановления земель , за счет истощения земель, изменения вида использования земель, потерь вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по Российской Федерации ежегодно (начиная с 2016 года) август (п. 30.29 введен распоряжением Правительства РФ от 12.10.2012 N 1911-р; в ред. распоряжения Правительства РФ от 12.10.2016 N 2145-р) (см. текст в предыдущей редакции) 30.30. Информация об использовании в экономике земель сельскохозяйственного назначения, а также показатели, характеризующие экологические последствия их использования по Российской Федерации ежегодно (начиная с 2019
Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 99 (ред. от 27.12.2012) "О федеральной целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года"
 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 февраля 2006 г. N 99 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОХРАНЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И АГРОЛАНДШАФТОВ КАК НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОЯНИЯ РОССИИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2013 ГОДА" Список изменяющих документов (в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.06.2007 N 345, от 07.03.2008 N 158, от 16.03.2009 N 230, от 03.10.2009 N 798, от 21.04.2010 N 270, от 26.07.2010 N 557, от 17.03.2011 N 178, от 12.08.2011 N 672, от 14.07.2012 N 721, от 27.12.2012 N 1436) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить
Постановление Правительства РФ от 19.04.2012 N 350 (ред. от 20.05.2020) "О федеральной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах"
муниципальный район, городской округ город Норильск, Туруханский район) всего в том числе: 25,1 25,1 - - - - открытие новых (или восстановление ранее действовавших) гидрологических постов, модернизация гидрологических постов федеральный бюджет 25,1 25,1 - - - - бюджет субъекта Российской Федерации и муниципальных образований - - - - - - внебюджетные источники - - - - - - Архангельская область всего в том числе: 580,2 82,4 81,1 163,1 177,8 113,6 федеральный бюджет 535,1 75,7 68,9 145,4 169,3 113,6 бюджет субъекта Российской Федерации и муниципальных образований 45,1 6,7 12,2 17,7 8,5 - внебюджетные источники - - - - - - Строительство, реконструкция объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности (государственный заказчик - Росводресурсы) <2> Архангельская область (территории муниципальных образований "Город Архангельск", "Мезенский муниципальный район", "Новая Земля ", "Город Новодвинск", "Онежский муниципальный район", "Приморский муниципальный район", "Северодвинск") всего в том числе: 350,4 66,6 81,1 117,7 122,8 - строительство
Определение № 303-ЭС20-11788 от 01.03.2021 Верховного Суда РФ
– пос. Могды – рп. Чегдомын» на участке км 130 – км 162 (с подъездом к п. Герби)» в Солнечном муниципальном районе Хабаровского края с соблюдением правовых режимов лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов и особо защитных участков лесов, с соблюдением режима особой охраны территории государственного природного заказника федерального значения «Баджальский». Согласно приложению № 5 к договору безвозмездного пользования учреждение «Хабаровскуправтодор» после завершения работ по реконструкции автомобильной дороги должно осуществить восстановление земель (рекультивацию) и их возврат организации, осуществляющей управление лесничеством, в границах которого он расположен, по акту приема-передачи лесного участка согласно приложению № 4 к договору. В соответствии с заданием на выполнение проектно-изыскательских работ, утвержденным начальником учреждения «Хабаровскуправтодор», по государственному контракту от 06.10.2010 № 501 общество с ограниченной ответственностью «ДальГеоПроект» разработало проектную документацию реконструкции автомобильной дороги. Проведение проектно-изыскательских работ на территории государственного природного заказника согласовано письмом Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды
Определение № А73-2921/19 от 06.04.2021 Верховного Суда РФ
пос. Могды – рп. Чегдомын» на участке км 130 – км 162 (с подъездом к п. Герби)» в Солнечном муниципальном районе Хабаровского края с условием соблюдения правового режима лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов и особо защитных участков лесов, и режима особой охраны территории государственного природного заказника федерального значения «Баджальский». Согласно приложению № 5 к названному договору безвозмездного пользования учреждение «Хабаровскуправтодор» после завершения работ по реконструкции автомобильной дороги обязалось осуществить восстановление земель (рекультивацию) и их возврат организации, осуществляющей управление лесничеством, в границах которого расположен спорный лесной участок, по акту приема-передачи. В соответствии с заданием на выполнение проектно-изыскательских работ, утвержденным начальником учреждения «Хабаровскуправтодор», по государственному контракту от 06.10.2010 № 501 общество с ограниченной ответственностью «ДальГеоПроект» разработало проектную документацию реконструкции автомобильной дороги. Проведение проектно-изыскательских работ на территории государственного природного заказника согласовано письмом Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности от 14.03.2011 №
Определение № 11АП-4484/20 от 01.02.2021 Верховного Суда РФ
актов в кассационном порядке. Разрешая спор по настоящему делу, суды, руководствуясь положениями статей 15, 1064, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 12, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», учитывая разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», установив, что общество, являясь арендатором земельного участка, произвело восстановление земель путем их рекультивации на основании подготовленного проекта и передало восстановленный земельный участок собственнику, учитывая непредставление доказательств, подтверждающих непроведение ответчиком восстановительных работ, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Приведенные управлением в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушениях судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, были проверены судами и признаны необоснованными, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что
Определение № А12-30204/20 от 11.01.2022 Верховного Суда РФ
1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Рассмотрев ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы, суд апелляционной инстанции с учетом предмета спора и позиции сторон, приведенной в обоснование, пришел к выводу, что вопросы о соответствии проекта рекультивации действующим нормам и правилам, а также относительно достаточности перечисленных в нем мероприятий для восстановления земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением, имеет существенное значение для разрешения спора, не могут быть установлены на основании имеющихся в материалах дела доказательств, для их определения требуются специальные познания, в связи с чем, руководствуясь статьями 82-87, 147 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе», пунктом 29 постановления Пленума
Определение № 302-ЭС20-13098 от 24.11.2020 Верховного Суда РФ
24:08:0000000:373, 24:08:0000000:378 сроком на 49 лет. Впоследствии Правительство Красноярского края передало указанные земельные участки в собственность муниципального образования Большемуртинский район Красноярского края. Право собственности муниципального образования на участки зарегистрировано 01.12.2016. ФИО2 на основании договора от 25.10.2018 об уступке прав и обязанностей (цессии) переуступил главе КФХ права и обязанности арендатора земельных участков с кадастровыми номерами 24:08:0000000:272, 24:08:0000000:273, 24:08:0000000:371, 24:08:0000000:373, 24:08:0000000:378, предусмотренные договором аренды от 22.08.2016 № 08-АЗ-1588. В ходе подготовки по заказу главы КФХ проекта восстановления земель сельскохозяйственного назначения от Министерства поступила информация о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 24:08:0000000:371, 24:08:0000000:373 частично расположены на землях государственного лесного фонда. Расположение участков определено на основании кадастровых выписок, материалов лесоустройства (План лесонасаждений Большемуртинского лесничества, Бельшемуртинского сельского участкового лесничества, СПК «Рассвет, масштаб 1:25 000, год лесоустройства 1986). Полагая, что два указанных участка не относятся к землям лесного фонда, глава КФХ обратился в Министерство с заявлением об исключении из ГЛР сведений о данных земельных
Постановление № 18АП-13430/19 от 24.10.2019 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
на вспашку, расчет стоимости затрат на рыхление почвы, путевые листы трактора, журнал-ордер по счету 20, карточка счета 20, карточка счета 10.3, счета-фактуры, товарные накладные на приобретение дизельного топлива и масла, свод начислений заработной платы. Согласно пояснениям истца, из расчета, основанного на первичных документах, исключены общехозяйственные расходы, в результате чего ответчику предъявляется не вся сумма себестоимости произведенных работ, а значительно меньше. Возражая против указанных доводов и доказательств истца, ответчиком представлены следующие доказательства: расчет затрат на восстановление земель сельхозназначения от 2015, расчет затрат на восстановление земель сельхозназначения от 2016, договор № 08/17 от 27.04.2017 на проведение агрохимического обследования земель сельскохозяйственного назначения. Анализ данных доказательств показал, что восстановление земель путем культивации и глубокого рыхления осуществлялся ИП ФИО1 в 2015 году на площади 3 000 га при арендуемой 6 061 га. В 2016 году ИП ФИО1 произвел глубокое рыхление на площади 2 000 га и произвел химическую обработку на площади 1 000 га. Договор
Постановление № А44-11050/19 от 13.10.2020 АС Новгородской области
для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. В силу пункта 6 той же статьи Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила № 800). Согласно пунктам 5 и 6 Правил № 800 рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным
Постановление № А82-16743/20 от 04.08.2021 АС Ярославской области
Арендодателю плату в размере 58 000 000 руб., которая уплачивается однократно за весь период использования Земельных участков и включает в себя, помимо собственно арендной платы за пользование Земельными участками, возмещение всех возможных расходов и убытков, причиненных или могущих быть причиненными Арендодателю в связи со строительством Газопровода, занятием Земельных участков в связи со строительством Газопровода и обусловленным этим ограничением прав Арендодателя. Такие убытки включают в том числе реальный ущерб и упущенную выгоду Арендодателя, затраты на восстановление земель (биологическую рекультивацию) и иные убытки. При этом в расчете платы за пользование Земельными участками (далее – Расчет платы) стороны согласовали, что арендная плата за пользование Земельными участками за весь период действия Предварительного договора составляет 1 207 50 руб., реальный ущерб – 2 320 000 руб., упущенная выгода – 28 420 000 руб., а затраты на рекультивацию – 27 139 250 руб. (что в сумме составляет 58 000 000 руб.). 29.04.2016 Завод и Общество заключили
Постановление № А67-4703/16 от 02.11.2017 АС Западно-Сибирского округа
рациональном использовании плодородного слоя почвы», пунктами 3, 4 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды Российской Федерации № 525, Роскомзема № 67от 22.12.1995 (далее – Основные положения о рекультивации земель), установлено, что рекультивация земель как способ возмещения вреда в натуре, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан не только в случае нарушения природоохранного и земельного законодательства, но и во всех случаях, когда требуется восстановление земель при снятии (уничтожении) плодородного слоя почвы при производстве работ. Пунктом 6 Основных положений о рекультивации земель предусмотрено, что условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих
Постановление № А82-16743/20 от 07.12.2021 АС Волго-Вятского округа
платным. Арендатор уплачивает арендодателю 58 000 000 рублей. Плата в указанном размере уплачивается однократно за весь период использования объектов и включает в себя, помимо собственно арендной платы за пользование объектами, возмещение всех возможных расходов и убытков, причиненных или могущих быть причиненными арендодателю в связи со строительством газопровода, занятием объектов в связи со строительством газопровода и обусловленным этим ограничением прав арендодателя. Такие убытки включают в том числе реальный ущерб и упущенную выгоду арендодателя, затраты на восстановление земель (биологическую рекультивацию), убытки, предусмотренные статьей 57 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 262 и т.п. Расчет платы прилагается к договору (пункт 3.1 предварительного договора). Из расчета платы за пользование объектами, являющегося приложением к предварительному договору, следует, что арендная плата за пользование объектами за весь период действия договора составляет 120 750 рублей, реальный ущерб – 2 320 000 рублей, упущенная выгода – 28 420 000 рублей, затраты на рекультивацию земель
Решение № 12-16/19 от 28.10.2019 Горшеченского районного суда (Курская область)
того же отдела ФИО4 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении на землях сельскохозяйственного назначения нарушений земельного законодательства, выразившихся в непринятии мер по удалению бытовых и производственных отходов на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, преобразованного впоследствии в участок с кадастровым номером №, а также на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, преобразованного впоследствии в участки с кадастровыми номерами № и №, не принятии мер по проведению рекультивационных работ, направленных на восстановление земель сельскохозяйственного назначения на указанных земельных участках, приведению их в состояние, пригодное для сельскохозяйственного использования и использованию данных земельных участков сельскохозяйственного назначения по целевому назначению. Данным постановлением ООО «<адрес> АгроАктив» подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. В жалобе защитник ООО «<адрес> АгроАктитв» по доверенности ФИО5 просит постановление мирового судьи судебного участка <адрес> района <адрес> отменить, направив дело на рассмотрение по подведомственности, указывая, что мировым судьей дело рассмотрено с нарушением
Решение № 12-185/2016 от 16.11.2016 Синарского районного суда г. Каменск-Уральского (Свердловская область)
период с (дата) по (дата) на момент внеплановой выездной проверки, проведенной с целью установления факта исполнения (неисполнения) ПАО «СинТЗ» предписаний, в том числе предписания от (дата) №, юридическим лицом представлен отчет от (дата) № (вх. № от (дата)), в соответствии с которым должностное лицо пришло к выводу о том, что представленные документы свидетельствуют о невыполнении работ по техническому этапу рекультивации нарушенных земель в пределах карт №, № шламонакопителя. Объем грунта, предусмотренный проектной документацией « Восстановление земель , нарушенных в процессе хозяйственной деятельности ОАО «СинТЗ»», с недействующей заводской промсвалки ПАО «СинТЗ» завезен (отходы производства) на карты №, №. Выполнена часть работ по планировке завезенного грунта. До наступления теплого периода невозможно выполнить планировку полностью из-за того, что ранее вывезенный грунт замерз. Не выполнены работы, предусмотренные проектной документацией «Восстановление земель, нарушенных в процессе хозяйственной деятельности ОАО «СинТЗ»» по выполнению технического этапа рекультивации: не создано свалочное тело полигона; не проведена консервация полигона путем создания