ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Возврат административного штрафа - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 306-ЭС23-10740 от 11.10.2023 Верховного Суда РФ
от ООО «Лоралайн» заявлению, в том числе допустило возможность принятия решения о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа по заявлению цессионария, а не плательщика административного штрафа ООО «ДелТранс». Следовательно, ГУ МВД России по Волгоградской области, а соответственно и МВД России, не совершали незаконных действий (бездействия) по отказу в возврате суммы административного штрафа. Суды при рассмотрении настоящего дела сослались на то, что административный порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) платежей из бюджета не обеспечил возврат обществу ранее уплаченной суммы административного штрафа , из чего сделали ошибочный вывод, что понесенные вследствие этого убытки могут быть взысканы в судебном порядке с МВД России. Вместе с тем отсутствие положительного для общества результата по итогам административной процедуры не подменяет общие основания гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления либо должностными лицами этих органов, обозначенными в статьях 15, 16, 1069 ГК РФ, а применение указанных норм, имеющих универсальный характер, могло быть оправдано при условии
Определение № 308-ЭС21-11410 от 27.07.2021 Верховного Суда РФ
административного штрафа по делу об административном правонарушении, изложенного в письме от 20.04.2020 № 51.02/01-79-701/2; о взыскании суммы штрафа в размере 40 000 рублей, установил: решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.10.2020, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 и постановлением Арбитражного суда Северо–Кавказского округа от 23.04.2021, отказ администрации, изложенный в письме от 20.04.2020 № 51.02/01-79-701/2, признан незаконным; на администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата административного штрафа в размере 40 000 рублей, уплаченного по постановлению от 18.04.2019 № 19-0903-432 по делу об административном правонарушении. Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм права. Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об
Определение № 09АП-41047/2015 от 22.07.2016 Верховного Суда РФ
исполнение постановления о назначении административного наказания и указанное обстоятельство привело к взысканию с общества спорной суммы штрафа при отсутствии к тому правовых оснований. Суд кассационной инстанции, ссылаясь на то, что рассмотрение административным органом ходатайств в рамках исполнения постановления о назначении административного наказания обусловлено наличием незавершенного производства по делу и возможно исключительно до момента завершения исполнения постановления о назначении административного наказания, пришел к выводу об отсутствии у учреждения оснований для рассмотрения заявления общества о возврате взысканного административного штрафа , поскольку к моменту обращения общества с названным заявлением постановление о назначении административного наказания было исполнено. На основании изложенного, суд кассационной инстанции признал правомерным оспариваемый отказ учреждения в возврате обществу взысканного административного штрафа и отменил судебные акты судов нижестоящих инстанций, отказав обществу в удовлетворении заявленных требований. Обжалуя постановление суда кассационной инстанции в Верховный Суд Российской Федерации, общество ссылается на существенное нарушение судом норм материального права, повлиявшее на исход дела. В частности, общество приводит
Определение № 09АП-40577/2015 от 22.07.2016 Верховного Суда РФ
общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на положения статьи 1.7, пункта 2 статьи 31.7, части 1 статьи 31.8 КоАП РФ, пункта 33.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 (в редакции от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», суды пришли к выводу об отсутствии у учреждения оснований для рассмотрения заявления общества о возврате взысканного административного штрафа , поскольку к моменту обращения общества с названным заявлением постановление о назначении административного наказания было исполнено. Обжалуя указанные судебные акты в Верховный Суд Российской Федерации, общество ссылается на существенное нарушение судами норм материального права, повлиявшее на исход дела. В частности, общество приводит следующие доводы. В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную
Решение № А46-391/09 от 27.03.2009 АС Омской области
взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21.03.2006 по 04.04.2008 в сумме 6 511 руб. 44 коп. (с учетом уточнений от 02.03.2009, от 16.03.2009 и от 25.03.2009). Уточнения и отказ судом приняты. Истец поддержал уточненные исковые требования. Ответчик в отзыве иск не признал; при этом указал на то, что истец не сослался на нормы права, на основании которых на налоговый орган возложена обязанность по уплате процентов за несвоевременный возврат административного штрафа . Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее. Постановлением Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска от 09.09.2003 № 16-13/8877-1 общество с ограниченной ответственностью «Сибирь» было привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» в виде административного штрафа в сумме 30 000 руб. Постановление было исполнено, штраф по инкассовому поручению от 04.12.2003 № 12058 списан со счета истца безакцептно. Данное постановление
Постановление № 16АП-1665/09 от 04.10.2011 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
Дагестан от 09.06.2009 по делу № А15-979/2009 исполнено обществом в полном объеме. Общество во исполнение указанного решения платежным поручением № 1 от 25.03.2010 уплатило административный штраф в размере 40 000 руб., денежные средства зачислены в федеральный бюджет. Управлением федерального казначейства по Ростовской области факт поступления указанной суммы в федеральный бюджет не оспаривается. В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса РФ средства, полученные в результате применения мер административной ответственности подлежат зачислению в федеральный бюджет. Возврат административного штрафа осуществляется в соответствии с нормами статьи 160.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации путем обращения к соответствующему администратору поступлений в бюджет. Согласно пункту 2 статьи 160.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации, администратор доходов бюджета принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства. Согласно приложению № 4 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011и 2012 годов" определен перечень главных
Решение № А27-13268/2021 от 05.10.2021 АС Кемеровской области
15.07.2020 № 792 на сумму 400 000 руб. В соответствии с пунктам 28 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.04.2020 №66н, возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании Заявок на возврат, представленных администраторами доходов бюджетов. Как следует из письменных пояснений Управления Федерального казначейства по Кемеровской области-Кузбассу, заявка на возврат административного штрафа по данному платежу в пользу АО «Разрез Томусинский» на сумму 400 000 руб. от соответствующего администратора доходов бюджета в Управление не поступала. В соответствии с методическими рекомендациями по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными Приказом Росприроднадзора от 19.04.2017 N 188, принятие решения о возврате денежных взысканий (штрафов), наложенных территориальными органами Росприроднадзора по отмененным вступившими в законную силу решениями судов постановлениям
Решение № 2А-1820/2022 от 08.07.2022 Советского районного суда г.Тулы (Тульская область)
области от 9 июня 2003 г. № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях», с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Решением Советского районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ г. постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ г. № № отменено, производство по делу прекращено. 5 апреля 2022 г. административный истец обратился к административному ответчику начальнику Управления по административно-техническому надзору администрации г. Тулы ФИО2 с заявлением, в котором просил осуществить возврат административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей, уплаченного по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ г. № № Письмом от 27 апреля 2022 г. № № за подписью начальника Управления по административно-техническому надзору администрации г. Тулы ФИО2, административный ответчик потребовал представить справку за подписью руководителя отделения Сбербанка России в подтверждение паспортных данных плательщика. Исполняя требования административного ответчика, административный истец представил в Управление справку публичного акционерного общества «Сбербанк России», подписанную руководителем дополнительного офиса №8604/0016, в которой уточнены паспортные данные
Постановление № 44Г-21/17 от 01.02.2017 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)
потребителей не распространяется. Таким образом, применение судом положений указанного Закона привело к неправильному разрешению спора, поэтому президиум полагает, что при рассмотрении настоящего дела допущены нарушения норм материального права, которые являются существенными, непреодолимыми и которые не могут быть устранены без отмены судебного постановления и нового рассмотрения дела. Также мировой судья и суд апелляционной инстанции оставили без внимания то обстоятельство, что в соответствии с положениями абзаца 4 пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации возврат административного штрафа осуществляется путем обращения к соответствующему администратору доходов бюджета, под которым согласно статье 6 названного Кодекса понимается орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами
Постановление № 44Г-476/18 от 12.12.2018 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)
330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия не прибегла к процедуре рассмотрения, предусмотренной частью 5 статьи 330 ГПК Российской Федерации. Тем самым судом при рассмотрении дела разрешен вопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле (Министерства внутренних дел Российской Федерации), как главного распорядителя бюджетных средств. Также судами первой и апелляционной инстанций оставлено без внимания то обстоятельство, что в соответствии с положениями абзаца 4 пункта 2 статьи 160.1 БК Российской Федерации возврат административного штрафа осуществляется путем обращения к соответствующему администратору доходов бюджета, под которым, согласно статье 6 названного Кодекса, понимается орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами