ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Возврат государственной пошлины за юридически значимые действия - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 305-ЭС19-11729 от 01.08.2019 Верховного Суда РФ
лицензирующего органа предусмотренных действующим законодательством оснований для возврата либо зачета государственной пошлины, уплаченной обществом при подаче заявления о продлении лицензии. Пунктом 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 23.5 «Государственная пошлина» Кодекса, подлежит возврату. Также подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что государственная пошлина подлежит возврату в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие. Таким образом, в случае, если уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления на совершение юридически значимого действия в отношении заявителя и приложенных к заявлению документов отказал в совершении данного действия, то возврат ранее уплаченной государственной пошлины не производится. Данная позиция содержится в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.05.2013 № 11-П. При таких обстоятельствах суды не
Определение № А45-14808/18 от 12.07.2019 Верховного Суда РФ
рекламных конструкций) и данная государственная пошлина не является излишне уплаченной, при том, что отказ общества от совершения юридически значимого действия после обращения в уполномоченный орган, совершающий данное действие, не является основанием для возврата ему уплаченной государственной пошлины. Исходя из положений пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции подлежит возврату частично или полностью в случаях уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 названного Кодекса, а также при отказе лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие. Перечень оснований и порядок возврата государственной пошлины, содержащийся в статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, является исчерпывающим. Несвоевременное оказание уполномоченным органом услуги по выдаче документов не является основанием для возвращения уплаченной за эту услугу государственной пошлины. Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела,
Определение № 09АП-959/19 от 05.11.2019 Верховного Суда РФ
обращения в уполномоченный орган вне зависимости от принятого ФАС России решения (о рассмотрении заявления по существу или об отказе в его принятии к рассмотрению). Пунктом 1 статьи 333.40 Налогового кодекса установлен исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 23.5 «Государственная пошлина» Кодекса, подлежит возврату. Также подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса установлено, что государственная пошлина подлежит возврату в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие. Таким образом, в случае, если уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления на совершение юридически значимого действия в отношении заявителя и приложенных к заявлению документов отказал в совершении данного действия, то возврат ранее уплаченной государственной пошлины не производится. Ссылка заявителя на иную судебную практику не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов с учетом фактических
Решение № СИП-560/17 от 17.01.2018 Суда по интеллектуальным правам
пошлину за рассмотрение возражения в размере 400 рублей. Судебная коллегия считает, что данное требование удовлетворению не подлежит в связи со следующим. Названная пошлина оплачена в соответствии с Положением о патентных пошлинах за рассмотрение возражения. В связи с направлением возражения на повторное рассмотрение на предмет рассмотрения вопроса о его принятии, возврат государственной пошлины окажется препятствием для принятия возражения к рассмотрению. Кроме того, судебная коллегия соглашается с доводами, приведенными Роспатентом, о том, что возврат государственной пошлины за юридически значимые действия , которые не были осуществлены, осуществляется на основании поданного заявителем ходатайства. В материалы дела заявителем не представлено документов, подтверждающих обращение в Роспатент с соответствующим ходатайством и отказ Роспатента в его удовлетворении. Из материалов административного дела такое обстоятельство также не усматривается. При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что заявитель не может быть лишен права на повторное рассмотрение Роспатентом вопроса о возможности принятия возражения к рассмотрению, так и не лишен права подать заявление
Определение № А44-754/2021 от 18.03.2021 АС Новгородской области
статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в случае возвращения судом заявления уплаченная государственная пошлина подлежит возврату При обращении в Арбитражный суд Новгородской области в качестве документа, подтверждающего оплату государственной пошлины, заявителем представлено платежное поручение от 08.02.2021 № 87 на сумму 3 000,0 руб. Вместе с тем, рассматриваемая государственная пошлина уплачена по реквизитам УФК по Нижегородской области за рассмотрение иска в Арбитражном суде Нижегородской области к Нижегородскому УФАС, в связи с чем возврат государственной пошлины за юридически значимое действие Арбитражным судом Новгородской области не осуществляется. Руководствуясь статьями 129, 184-188 АПК РФ, арбитражный суд ОПРЕДЕЛИЛ: 1. Возвратить заявление общества с ограниченной ответственностью "Символ" от 25.02.2021 №61/2021. 2. Заявителю разъясняется, что в соответствии с частью 6 статьи 129 АПК РФ возвращение искового заявления не препятствует повторному обращению с таким же требованием в арбитражный суд в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его возвращения. 3. Определение может быть обжаловано в Четырнадцатый
Постановление № Ф09-4702/18 от 15.08.2018 АС Уральского округа
соответствующей процедуры регистрации права. Доводы Управления Росреестра о том, что за возвратом государственной пошлины должно обращаться общество «Камская долина», как плательщик государственной пошлины либо уполномоченное им в установленном законом порядке лицо, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с учетом положений статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации. Так, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.40. Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие. В пункте 3 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. Руководствуясь вышеизложенным, установив, что обществом «АКБ «Профессиональный инвестиционный банк» и обществом «Камская долина» излишне
Постановление № А12-9789/2010 от 03.02.2011 АС Поволжского округа
уплата государственной пошлины за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников осуществляется до подачи заявления и иных документов на совершение юридически значимых действий. Согласно материалам дела после рассмотрения заявлений общества ему было выдано разрешение на использование и привлечение 35 иностранных граждан, а по остальным 55 гражданам административным органом было отказано. Из вышеуказанного следует, что УФМС по Волгоградской области совершены юридически значимые действия, предусмотренные главой 25.3 НК РФ. Общий порядок возврата уплаченной суммы государственной пошлины за совершение юридически значимых действий определен статьей 333.40 главы 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ. Пунктом 1 статьи 333.40 НК РФ установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, подлежит возврату. Исходя из данного перечня, основанием для возврата уплаченной суммы государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, предусмотренных статьей 333.33 главы 25.3 НК РФ, является, в том числе, уплата лицом, обратившимся в уполномоченный орган,
Постановление № А10-4623/20 от 17.08.2011 АС Восточно-Сибирского округа
08.11.2007, действовавшей в спорный период) предусмотрена уплата государственной пошлины за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников в размере 3 000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника. Платежным поручением № 626 от 20 декабря 2007 года государственная пошлина уплачена за совершение данного юридически значимого действия. Основания и порядок возврата государственной пошлины предусмотрены статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 333.40 названного Кодекса установлен исчерпывающий перечень оснований для возврата уплаченной государственной пошлины за совершение юридически значимых действий , предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, уплата государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено данной главой; отказ лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые
Апелляционное определение № 2А-2519/2021 от 17.05.2021 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)
в электронной форме для осуществления юридически значимых действий в МРЭО ГИБДД по Удмуртской Республике. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 уплатила госпошлину со скидкой 30% в размере 595 рублей по заявлению № «изменение Ф.И.О., адреса регистрации по месту жительства или пребывания собственника транспорта». ДД.ММ.ГГГГ услуга по заявлению № не представлена по причине - иное, гражданин не явился в соответствии с назначенной очередью. ФИО2 в адрес МРЭО ГИБДД МВД по Удмуртской Республике поданы заявления о возврате государственной пошлины, уплаченной за совершение юридически значимых действий , связанных с государственной регистрацией транспортных средств. ДД.ММ.ГГГГ МРЭО ГИБДД МВД по Удмуртской Республике вынесены решения №, № об отказе в возврате уплаченной государственной пошлины. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ МРЭО ГИБДД МВД по Удмуртской Республике в возврате уплаченной административным истцом государственной пошлины является незаконным, поскольку ФИО2 в установленном законом порядке обратилась к уполномоченному органу с заявлением о возврате уплаченной государственной пошлины в сроки,
Решение № 2А-2519/20 от 18.11.2020 Индустриального районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)
заявлением № в электронной форме для осуществления юридически значимых действий в МРЭО ГИБДД по УР. -Дата- ФИО2 уплатила госпошлину со скидкой 30% в размере 595 рублей по заявлению № «изменение Ф.И.О., адреса регистрации по месту жительства или пребывания собственника транспорта». -Дата- услуга по заявлению № не представлена по причине - иное, гражданин не явился в соответствии с назначенной очередью. ФИО2 в адрес МРЭО ГИБДД МВД по УР поданы заявления о возврате государственной пошлины, уплаченной за совершение юридически значимых действий , связанных с государственной регистрацией транспортных средств. -Дата- МРЭО ГИБДД МВД по УР вынесены решения №, № об отказе в возврате уплаченной государственной пошлины. Подпунктом 5.2 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 1 - 5.1, 5.3 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ, государственная пошлина уплачивается до подачи
Решение № 2А-84/2021 от 10.03.2021 Краснощековского районного суда (Алтайский край)
которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ, подлежит возврату. Так, согласно подпункта 4 пункта 1 с. 333.40 НК РФ уплаченная пошлина подлежит возврату при отказе лица, ее уплатившего, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие. Согласно п.3 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ, заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия , за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов. В соответствии с п. 31 Административного регламента Министерства внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления
Постановление № 44ГА-11/19 от 30.01.2019 Смоленского областного суда (Смоленская область)
соответствующего акта гражданского состояния не произведена, уплаченная государственная пошлина за данное юридическое действие возврату не подлежит (п.2 ст. 330.40 НК РФ). Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции. Вместе с тем, такие выводы суда не основаны на нормах материального права. В соответствии со ст. 93 ГПК РФ основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Основания и порядок возврата государственной пошлины за совершение юридически значимых действий , установленных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), определен в статье 333.40 Кодекса. Пунктом 1 статьи 333.40 Кодекса установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым уплаченная сумма государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Кодекса, подлежит возврату. На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 333.40 Кодекса уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого
Решение № 2-3575 от 01.09.2020 Ленинскогого районного суда г. Кирова (Кировская область)
НК РФ. Пунктом 1 статьи 333.40 НК РФ в качестве оснований для возврата государственной пошлины предусмотрены, в том числе, уплата государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой; в случае возвращения заявления о совершении юридически значимого действия и (или) документов без их рассмотрения уполномоченным органом (должностным лицом), совершающим данное юридически значимое действие. Также подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ установлено, что государственная пошлина подлежит возврату в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие. Таким образом, налоговым органом был установлен факт совершения юридически значимого действия только по одному платежному документу (платежное поручение от {Дата изъята} {Номер изъят}), ФИО1 подлежала возврату государственная пошлина в размере 800 рублей. В связи с этим, ИФНС России по городу Кирову {Дата изъята} было принято решение {Номер изъят} о возврате суммы излишне уплаченного налога