ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Ввоз культурных ценностей - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А73-12149/20 от 25.08.2021 Верховного Суда РФ
судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что оснований для передачи жалобы предпринимателя на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется. Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 9, 36, 44 Конституции Российской Федерации, статьями 198, 200, 201 АПК РФ, Законом Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей », Административным регламентом исполнения Федеральным агентством по культуре и кинематографии государственной функции по реализации от имени Российской Федерации преимущественного права покупки музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также заявленных к вывозу культурных ценностей, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28.11.2007 № 1330, установив, что с заявлением о выдаче заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен
Определение № А73-11112/2021 от 22.06.2022 Верховного Суда РФ
законную силу с 01.01.2021, определены критерии отнесения движимых предметов к культурным ценностям и отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение (далее - Критерии). Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, суды руководствовались статьей 198 Кодекса, нормами Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, положениями Закона Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей », Постановления Правительства Российской Федерации от 14.09.2020 № 1425 «Об утверждении Правил проведения экспертизы культурных ценностей и направления экспертом экспертного заключения в Министерство культуры Российской Федерации, а также критериев отнесения движимых предметов к культурным ценностям и отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение». Исходя из того, что с 01.01.2021 культурные ценности, имеющие особое значение согласно установленным Критериям, не подлежат вывозу без обязательства их обратного ввоза, учитывая,
Постановление № А40-118752/18 от 12.03.2019 АС Московского округа
в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно доводов жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения. Как установлено судами и следует из материалов дела, в 2012 году по перечню N 10129010/281212/0001889 Заявителем-декларантом был осуществлен временный ввоз культурных ценностей в количестве 161 (ста шестидесяти одного) предмета антиквариата в целях проведения выставки «Великие мастера Российской Империи» на площадке Некоммерческой организации «Культурно-исторический фонд «Связь времен» по адресу: Россия, <...> (далее – выставка, культурные ценности). По завершении выставки Заявителем было выявлено несоответствие фактического веса товаров весу, указанному в перечне на временный ввоз N 10129010/281212/0001889, Выставочный таможенный пост Московской таможни был проинформирован об установленных расхождениях (письмо заявителя от 29 ноября 2017 года N 664-ВД, пояснения собственника
Постановление № А56-42573/2021 от 10.02.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
исключением культурных ценностей, указанных в пункте 11 статьи 11.2 Закона Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей»; в) культурных ценностей, ввозимых в Российскую Федерацию; г) культурных ценностей, в отношении которых правом ЕАЭС не установлен разрешительный порядок вывоза; д) культурных ценностей, незаконно ввезенных и незаконно вывезенных и задержанных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 37 Правил № 1425, экспертиза культурных ценностей, ввозимых в Российскую Федерацию, проводится по желанию заказчика экспертизы, осуществляющего ввоз культурных ценностей , на основании его заявления. Пунктом 7 Правил предусмотрено, что экспертиза проводится на территории Российской Федерации: по месту хранения объектов экспертизы; по месту нахождения заказчика экспертизы; по месту нахождения эксперта (экспертов). На основании вышеприведенных положений суд апелляционной инстанции находит ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что экспертиза должна была быть произведена декларантом до выпуска товара таможенным органом; требования о том, что объекты экспертизы должны находиться в зоне таможенного досмотра, Правилами не установлено.
Постановление № А56-42573/2021 от 18.05.2022 АС Северо-Западного округа
Российскую Федерацию после временного вывоза, за исключением культурных ценностей, указанных в пункте 11 статьи 11.2 Закона № 4804-1; в) культурных ценностей, ввозимых в Российскую Федерацию; г) культурных ценностей, в отношении которых правом ЕАЭС не установлен разрешительный порядок вывоза; д) культурных ценностей, незаконно ввезенных и незаконно вывезенных и задержанных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 37 Правил № 1425 экспертиза культурных ценностей, ввозимых в Российскую Федерацию, проводится по желанию заказчика экспертизы, осуществляющего ввоз культурных ценностей , на основании его заявления. Согласно пункту 7 Правил № 1425 экспертиза проводится на территории Российской Федерации по месту хранения объектов экспертизы, по месту нахождения заказчика экспертизы, по месту нахождения эксперта (экспертов). Как следует из представленных Обществом экспертных заключений со сквозной нумерацией ПИ/ЮЛ/9002/0004-2021 – ПИ/ЮЛ/9002/0114-2021, составленных с 10.03.2021 по 17.03.2021, экспертиза заявленных в ДТ товаров проведена на основании заявления декларанта от 10.03.2021 по месту нахождения заказчика экспертизы (адрес: Санкт-Петербург, Кожевенная линия, д. 30).
Постановление № А41-93852/2022 от 25.01.2024 АС Московского округа
Российскую Федерацию; г) культурных ценностей, в отношении которых правом Евразийского экономического союза не установлен разрешительный порядок вывоза; д) культурных ценностей, незаконно ввезенных и незаконно вывезенных и задержанных в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - задержанные культурные ценности). Экспертиза проводится на территории Российской Федерации: по месту хранения объектов экспертизы; по месту нахождения заказчика экспертизы; по месту нахождения эксперта (пункт 7 Правил проведения экспертизы культурных ценностей). Положение статьи 26.1 (раздел III «Ввоз и временный ввоз культурных ценностей ») Закона № 4804-1 содержит требование к проведению экспертизы ввозимых движимых предметов, согласно которому доступ экспертов по культурным ценностям к ввозимым движимым предметам в зоне таможенного контроля в целях проведения экспертизы культурных ценностей осуществляется под надзором таможенных органов при предъявлении экспертом удостоверения эксперта по культурным ценностям. Данное требование закона напрямую связано с необходимостью идентификации ввезенных иностранных товаров и установления факта отнесения (не отнесения) их к культурным ценностям, которые претендуют на освобождение от уплаты
Решение № А56-40837/05 от 19.10.2005 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
п.п.5 п.1 ст. 148 НК РФ предусмотрено, что местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации. Однако, как установлено в ходе налоговой проверки, иностранная компания «PALACEEDITION» является юридическим лицом по законодательству Федеральной Республики Германия, не имеет при этом своего представительства на территории Российской Федерации и не состоит на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика. Вывоз и ввоз культурных ценностей агент не осуществлял. Оказываемые им услуги связаны не с недвижимым или движимым имуществом, а выражаются и заключаются исключительно в привлечении клиентов (страхователей) для последующего заключения договоров страхования. Таким образом, обязанность по исчислению, удержанию и перечислению НДС у заявителя в рассматриваемом случае отсутствует. При данных обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 104 АПК РФ заявителю подлежит возврату госпошлина в сумме 2000 рублей. На основании изложенного и Руководствуясь статьями 104, 167-170, 201
Постановление № 205 от 28.04.2012 Калининградского областного суда (Калининградская область)
оставлению без изменения в связи со следующими обстоятельствами. Согласно п. 2. ст. 150 Таможенного кодекса Таможенного союза товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза. Пунктом 1 статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу. В соответствии со ст. 5 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» ввоз культурных ценностей - это перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территории иностранного государства, без обязательства их обратного вывоза. Коллекция культурных ценностей - совокупность однородных либо подобранных по определенному признаку разнородных предметов, которые, независимо от культурной ценности каждого из них, собранные вместе имеют историческое, художественное, научное или иное культурное значение. Статьей 23 указанного закона установлено, что ввозимые культурные ценности подлежат таможенному контролю и специальной регистрации в порядке,
Постановление № 5-59/17 от 31.01.2017 Себежского районного суда (Псковская область)
«О вывозе и ввозе культурных ценностей» законодательство Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о культуре состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных законодательных актов. Установленный настоящим Законом порядок вывоза и ввоза культурных ценностей применяется ко всем культурным ценностям независимо от формы собственности. Как определено ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4804-1(ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О вывозе и ввозе культурных ценностей» ввоз культурных ценностей - перемещение любыми лицами в любых целях через Государственную границу Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территории иностранного государства, без обязательства их обратного вывоза. В соответствии со ст. 12 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4804-1(ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О вывозе и ввозе культурных ценностей» министерство культуры Российской Федерации, Государственная архивная служба России, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, выполняют в пределах своей компетенции функции органов государственного регулирования вывоза и ввоза культурных
Апелляционное определение № 1-3/20 от 06.10.2020 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)
ссылаются на пункт 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №18 от 12 мая 2016 года, обращая внимание суда, что в качестве неблагоприятных последствий продажи вещей, ввезенных по пассажирской декларации, рассматривается возможность уплаты таможенных пошлин, налогов, предусмотренных ст. 360 ТК ТС, а никак не уголовная ответственность. Также ссылаются на показания начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля Балтийской таможни А.С., указывая, что к моменту вынесения приговора произошли изменения в Налоговом Кодексе РФ, согласно которым ввоз культурных ценностей не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. Таким образом, по мнению стороны защиты, данные изменения являются декриминализирующим фактором, поскольку требуется исключение из приговора указания на то, что целью якобы совершенного ФИО1 преступления являлось «уклонение от уплаты таможенных платежей». По мнению адвокатов, показания ФИО1 и его жены Свидетель 12, свидетеля Свидетель 1 не получили должной оценки в приговоре суда и не были опровергнуты в ходе судебного разбирательства. Адвокаты настаивают, что вывод суда о том,
Решение № 79 от 16.02.2012 Калининградского областного суда (Калининградская область)
судьей постановления, суд находит его подлежащим оставлению без изменения. Согласно п.2. ст. 150 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза. Пунктом 1 ст. 355 ТК ТС предусмотрено, что таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу. На основании ст. 5 закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» ввоз культурных ценностей - это перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территории иностранного государства, без обязательства их обратного вывоза. Коллекция культурных ценностей - совокупность однородных либо подобранных по определенному признаку разнородных предметов, которые, независимо от культурной ценности каждого из них, собранные вместе имеют историческое, художественное, научное или иное культурное значение. Статьей 23 указанного федерального закона установлено, что ввозимые культурные ценности подлежат таможенному контролю и специальной регистрации в
Апелляционное определение № 22-683 от 10.11.2021 Псковского областного суда (Псковская область)
статьи 2 Таможенного кодекса ЕАЭС под незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза понимается, в том числе, перемещение товаров через таможенную границу Союза с недекларированием товаров. В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 435 ФЗ от 28.12.2017 года « О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в сферах вывоза и ввоза культурных ценностей и архивного дела» незаконным вывозом и ввозом культурных ценностей признается вывоз или ввоз культурных ценностей , осуществленные с нарушением законодательства Российской Федерации, права Евразийского экономического союза, международных договоров Российской Федерации. При ввозе культурных ценностей для личного пользования физическими лицами предоставляются письма Министерства культуры России, либо заключение уполномоченных экспертов, на основании чего, ввозимые и задекларированные культурные ценности освобождаются от уплаты таможенных платежей. Согласно ст. 257 ТК ЕАЭС в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза может применяться система двойного коридора ("красного" или "зеленого"). Применение системы двойного коридора предусматривает самостоятельный