края от 02.11.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2021 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.05.2021 по делу № А73-12149/2020, у с т а н о в и л: Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу (далее – Управление), содержащегося в сообщении от 20.07.2020 № 953/03-06, об отказе в выдаче заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей ; об обязании Управления выдать предпринимателю заключение (разрешительный документ) на вывоз предметов палеонтологии в количестве 20 экземпляров общим весом 481,3 кг. Арбитражный суд Хабаровского края решением от 02.11.2020, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2021 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.05.2021, отказал в удовлетворении требований предпринимателя. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, предприниматель, ссылаясь на нарушение судами первой и кассационной инстанций норм материального и процессуального
в законную силу с 01.01.2021, определены критерии отнесения движимых предметов к культурным ценностям и отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение (далее - Критерии). Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, суды руководствовались статьей 198 Кодекса, нормами Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, положениями Закона Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурныхценностей », Постановления Правительства Российской Федерации от 14.09.2020 № 1425 «Об утверждении Правил проведения экспертизы культурных ценностей и направления экспертом экспертного заключения в Министерство культуры Российской Федерации, а также критериев отнесения движимых предметов к культурным ценностям и отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение». Исходя из того, что с 01.01.2021 культурные ценности, имеющие особое значение согласно установленным Критериям, не подлежат вывозу без обязательства их обратного ввоза,
федеральному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680038, <...>, пом. IX (4,5,8-12,15,53-65) о признании незаконным уведомления об отказе в выдаче заключения; обязании выдать заключение УСТАНОВИЛ: индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным уведомления Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу (далее – управление Минкультуры России по ДФО) от 20.07.2020 № 953/03-06 об отказе в выдаче заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей ; обязании управления Минкультуры России по ДФО выдать предпринимателю заключение (разрешительный документ) на вывоз предметов палеонтологии в количестве 20 экземпляров общим весом 481,3 кг. Решением суда от 02.11.2020, оставленным в силе постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2021, в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано. Воспользовавшись правом на кассационное обжалование принятых по делу судебных актов, ИП ФИО1 в жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Предприниматель полагает,
в настоящем Законе, так - культурные ценности -движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение; экспертиза культурных ценностей - исследование движимых предметов, проводимое экспертами по культурным ценностям, аттестованными уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - эксперты по культурным ценностям), в том числе в целях подтверждения отнесения исследуемых движимых предметов к культурным ценностям. В соответствии со ст. 35.2 Закона РФ № 4804-1 - вывоз культурных ценностей , в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза, осуществляется физическими лицами для личного пользования на основании заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей, а физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридическими лицами – на основании лицензии на вывоз культурных ценностей. Заключение (разрешительный документ) на вывоз культурных ценностей и лицензия на вывоз культурных ценностей выдаются в каждом случае вывоза культурных ценностей. Вывоз культурных ценностей, в отношении которых правом
индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение от 02.11.2020 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к управлению Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу о признании незаконным уведомления, УСТАНОВИЛ: индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края о признании незаконным уведомления управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу (далее - управление) от 20.07.2020 об отказе в выдаче заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей ; обязании управления выдать предпринимателю заключение (разрешительный документ) на вывоз предметов палеонтологии в количестве 20 экземпляров общим весом 481,3 кг. Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 02.11.2020 в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано. Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 02.11.2020 по делу № А73-12149/2020 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционных жалоб ссылается на
доверенности от 14.06.2017 № 17; рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Биплан» на решение от 25.07.2017 по делу № А73-6805/2017 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Маскаевой А.Ю. по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Биплан» к управлению министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу о признании незаконным бездействия об обязании устранить допущенные нарушения прав ООО "Биплан" путем выдачи запрашиваемого документа, подтверждающего отсутствие необходимости получения заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей из Российской Федерации УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью «Биплан» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом принятого судом изменения, о признании незаконными действий управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу (далее - управление) по невыдаче в нормативный срок, установленный действующим законодательством, документа, подтверждающего отсутствие необходимости получения разрешения на вывоз культурных ценностей из Российской Федерации. Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 25.07.2017 по делу № А73-6805/2017
Москва, ИНН <***>), получатель (покупатель) – ООО «Северное сияние 222» (Республика Беларусь, г. Минск, УНП 193088413). Перевозчиком товара являлся индивидуальный предприниматель ФИО5 (Республика Беларусь, г. Минск). Вышеназванный товар вывозился с территории Российской Федерации в Республику Беларусь (государства - члена Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС) в ходе исполнения внешнеторгового контракта (договора поставки) от 26.02.2019 № 05/02-19, заключенного между ООО «БЕЙГЕР И КОМПАНИЯ» и ООО «Северное сияние 222». Разрешительные документы Министерства культуры Российской Федерации на вывоз культурных ценностей у перевозчика отсутствовали. В то же время, в ходе проведенного сотрудниками УФСБ России по Смоленской области мероприятия «исследование предметов и документов» с участием эксперта Министерства культуры Российской Федерации ФИО6, установлено, что три целых бивня мамонта и три фрагмента бивней мамонта, перевозимых на транспортном средстве «Форд Транзит», рег.№ АВ1750-4, представляют собой культурную ценность. Стоимость данных предметов составляет около 634 500 рублей (заключение эксперта от 14.03.2019 № 9). По результатам производства по данному делу Смоленской
и других материалов; старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования; редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология; другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры. В силу статьи 17 Закона РФ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" вывоз культурных ценностей , не подпадающих под действие пункта 1 статьи 9 настоящего Закона, может осуществляться в соответствии с решением о возможности их вывоза, принимаемым государственными органами, определенными настоящим Законом. В статье 19 данного Закона указано, что при принятии решения о возможности вывоза культурных ценностей соответствующим государственным органом выдается свидетельство на право вывоза культурных ценностей. Свидетельство на право вывоза культурных ценностей является основанием для пропуска указанных ценностей через Государственную границу Российской Федерации. Вывоз культурных ценностей без
следы эксплуатации, габариты 117*86*6 см, вес товара 8,96 кг. Согласно заключению таможенного эксперта № 12402090/0012643 от 21 мая 2018, представленный на исследование предмет № 2 - живописная картина в раме «Украинский ночной пейзаж» относится к категории культурных ценностей, следовательно, подпадает под действие Закона РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О ввозе и вывозе культурных ценностей». В соответствие со ст. 35.2 Закона РФ от 15.04.1993 № 4804 - 1 «О ввозе и вывозе культурных ценностей» вывоз культурных ценностей , в отношение которых правом Евразийского экономического союза, установлен разрешительный порядок вывоза, осуществляется физическими лицами для личного пользования на основании заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей и лицензии на вывоз культурных ценностей. ФИО2 какие-либо разрешительные документы на вывозимый из РФ товар «живописная картина в раме «Украинский ночной пейзаж» таможенному органу не предоставил. Кроме этого, товар не был им задекларирован в установленном порядке. Несоблюдение ФИО2 установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического
правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении (л.д. 59-63), объяснением Цуй Юйфэн (л.д. 6), копией акта отбора проб и образцов (л.д. 12-13), заключением таможенного эксперта ЭКС-РФ ЦЭКТУ <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-20), протоколом изъятия вещей и документов (л.д. 27-29), актом приема-передачи на ответственное хранение (л.д. 30), протоколом опроса свидетеля (л.д.51-54). В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (далее - Закона) вывоз культурных ценностей - перемещение культурных ценностей из Российской Федерации в иностранные государства, не являющиеся государствами - членами Евразийского экономического союза, без обязательства их обратного ввоза. Согласно части 1 ст. 35.3 Закона вывоз культурных ценностей, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза, осуществляется физическими лицами для личного пользования на основании заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей, а физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридическими лицами – на основании лицензии
лицами в любых целях через Государственную границу Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территории Российской Федерации, без обязательства их обратного ввоза. Под действие названного закона подпадают, в числе прочего, художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях (статья 7 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей"). Согласно ст. 35.2 Закона N 4804-1 Вывоз культурных ценностей , в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза, осуществляется физическими лицами для личного пользования на основании заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей, а физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридическими лицами - на основании лицензии на вывоз культурных ценностей. Выдача заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей осуществляется уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявления физического лица о выдаче заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей для
их подлинности, авторства, наименования, места и времени создания, материала и техники исполнения, с фиксацией размеров (веса), отличительных особенностей, состояния сохранности, а также рассмотрения представленных документов. Экспертное заключение должно содержать обоснованные выводы относительно возможности или невозможности вывоза или временного вывоза представленных культурных ценностей с территории Российской Федерации и предложения по их оценке, основанные на их рыночной стоимости. Министерством Культуры Российской Федерации 25 декабря 2015 года утверждены «Методические рекомендации по оформлению документации на вывоз, временный вывоз культурных ценностей из Российской Федерации». Пунктом 16 Методических рекомендаций определено, что эксперт по культурным ценностям осуществляет экспертизу культурных ценностей и оформляет в письменном виде экспертное заключение. Экспертиза осуществляется при визуальном осмотре. Экспертное заключение должно содержать, в том числе, технику исполнения, школу, предложение по стоимостной оценке культурных ценностей, основанное на их рыночной стоимости (в случае, если эксперт является членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности