ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Зеленые насаждения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 5-АД21-113 от 12.01.2022 Верховного Суда РФ
рублей. В силу статьи 1 Закона г. Москвы от 5 мая 1999 г. № 17 «О защите зеленых насаждений» (далее - Закон г. Москвы о защите зеленых насаждений) зелеными насаждениями признаются древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники); уничтожением зеленых насаждений является повреждение зеленых насаждений, повлекшее прекращение роста. Статьей 2 указанного закона установлено, что защите подлежат все зеленые насаждения , расположенные на территории г. Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены (часть первая). Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений (часть вторая). Согласно частям первой и второй статьи 7 Закона г. Москвы о защите зеленых насаждений граждане и юридические лица обязаны обеспечивать сохранность зеленых насаждений; на озелененных территориях
Определение № 07АП-7482/18 от 24.05.2019 Верховного Суда РФ
сделал вывод об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что спорный земельный участок входит в границы (красные линии) территории общего пользования (проезжую часть, трамвайное полотно, тротуары зеленые насаждения ), в связи с чем, руководствуясь положениями статей 15, 27, 28, 36, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частью 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», и, учитывая, что проект детальной планировки в составе которого разработаны и утверждены красные линии ул. Елизаровых не оспорен в установленном порядке, не отменен, является действующим, пришел к выводу об отсутствии у администрации правовых оснований для
Апелляционное определение № 53-АПА19-23 от 03.07.2019 Верховного Суда РФ
оспариваемых изменений названный земельный участок согласно Генеральному плану городского округа город Красноярск (далее - Генеральный план) находился в границах жилой зоны - зоны застройки индивидуальными жилыми домами (1-3 этажа) и Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск (далее - Правила землепользования и застройки) в зоне застройки индивидуальными жилыми домами. Вместе с тем после внесенных изменений указанный земельный участок стал находиться в границах функциональной зоны рекреационного назначения (озелененные территории общего пользования (парки, скверы, бульвары, зеленые насаждения лесопаркового типа) и в границах территориальной зоны городской рекреации (Р-3). Административный истец полагает, что при подготовке изменений, вносимых в Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, не учитывались положения пункта 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), согласно которым границы территориальных зон должны устанавливаться с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования, поскольку его земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с видом разрешенного использования
Определение № А36-2748/18 от 31.10.2019 Верховного Суда РФ
осуществление розничной продажи алкогольной продукции управлением было установлено, что вход в торговый зал и в складское помещение магазина «Красное&белое», расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Стаханова, д. 59, находится со стороны главного фасада многоквартирного жилого дома, на который также выходят окна жилых помещений и входы в подъезды; со стороны того же фасада жилого дома организованы парковочные места для автомобильного транспорта, размещены контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, предназначенные для использования жильцами многоквартирного дома, имеются зеленые насаждения , автомобильная дорога, образующая проезды к подъездам и отделенная от автомобильной дороги общего пользования ограждением. Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения управлением приказа от 13.12.2017 № 498-Л об отказе в переоформлении лицензии в отношении указанного обособленного подразделения, который оспорен обществом в судебном порядке. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 9, 16, 19, 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота
Кассационное определение № 18-КАД20-40 от 10.02.2021 Верховного Суда РФ
для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов дорожного сервиса, а также размещение магазинов сопутствующей торговли. На чертеже ГПЗУ место допустимого размещения объектов капитального строительства не отображено. При этом в примечании указано, что в соответствии с картой (схемой) функционального зонирования генерального плана муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 26 января 2012 г. № 25 п. 15 (далее - Генеральный план города Краснодара), земельный участок расположен в зоне специального назначения (санитарно-защитные зеленые насаждения ), в связи с чем зона планируемого размещения объектов капитального строительства отсутствует. Письмом Департамента от 6 июня 2019 г. в удовлетворении заявления Рубцова М.А. о внесении изменений в градостроительный план земельного участка в части определения границ, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, отказано со ссылкой на необходимость внесения изменений в Генеральный план города Краснодара. Удовлетворяя административное исковое заявление об оспаривании ГПЗУ в части указания в чертеже на отсутствие места допустимого размещения объектов
Постановление № А07-13232/2021 от 22.03.2022 АС Уральского округа
общим имуществом многоквартирного дома. В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2 АПК РФ. Как следует из материалов дела, членом административной комиссии Красновой С.В. в ходе визуального осмотра выявлено, что 07.04.2021 в 10 ч. 40 мин. по адресу: г. Стерлитамак, ул. Артема, д. 149, допущено складирование снежных навалов на зеленые насаждения , а также не обеспечено надлежащее содержание объекта капительного строительства (не выполнены работы по ремонту крыльца), о чем составлен акт выявления административного правонарушения. Членом Административной комиссии Красновой С.В. в ходе визуального осмотра установлено, что 09.04.2021 в 15 ч. 20 мин. по адресу: г. Стерлитамак, ул. Артема, д. 149, допущено складирование снежных навалов на зеленые насаждения, а также не обеспечено надлежащее содержание объекта капительного строительства (не выполнены работы по ремонту крыльца), о чем составлен акт
Постановление № А63-15219/16 от 15.02.2018 АС Северо-Кавказского округа
признать незаконными действия и решение антимонопольного органа от 17.10.2016 в части невыдачи предписания по извещению № 020816/6279523/02; – признать незаконными действия управления Росреестра по регистрации договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 26:02:104236:290. Требования мотивированы нарушениями земельного законодательства, допущенными администрацией при проведении аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 26:02:104236:290. Заявитель указывает на то, что спорный участок ограничен в обороте (образован из земель общего пользования), на нем произрастают зеленые насаждения (деревья). В границах данного земельного участка расположен также объект культурного наследия (памятник истории и культуры) Стелла «1001-й город России» и городская дорожно-тротуарная сеть, что исключает выставление его на торги и предоставление в частную собственность. Определением от 24.12.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек Цхведиани Л.Н. Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 31.05.2017, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2017, в
Постановление № А33-34993/20 от 01.06.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда
истец, КГАУ «РЦСС») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному предприятию города Красноярска «Управление зеленого строительства» (ИНН 2451000310, ОГРН 1022402674414, далее – ответчик, МП «УЗС») об обязании выполнить в срок до 01.07.2022 включительно гарантийные обязательства по контракту от 03.10.2017 №Ф.2017.429348/0491/17 на выполнение работ по компенсационным посадкам зеленых насаждений в городе Красноярске по объекту: «Реконструкция спортивных сооружений Академии биатлона»: безвозмездно заменить зеленые насаждения в количестве и породном составе: сосны – 235 шт., березы – 111 шт., осины – 10 шт., вязы – 9 шт., дрок – 2 шт., дерен – 2 шт., с местонахождением, определенным контрактом, согласно перечню в представленной редакции. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 марта 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда
Решение № 33-549/19 от 22.01.2020 Воронежского областного суда (Воронежская область)
часов; Службы доставки питания по заказу. Транспортно-пешеходные улицы; Дворы общего пользования; Гостевые автостоянки, парковки; Гаражи-автостоянки на территории жилой застройки (встроенные, встроенно-пристроенные, подземные) предназначены для хранения автомобилей населения, проживающего на данной территории; Не капитального типа гаражи или стоянки технических средств передвижения инвалидов; Площадки для индивидуальных занятий физкультурой и спортом; Отдельно стоящие беседки и навесы для отдыха и игр детей; Площадки для отдыха взрослого населения. Игровые площадки для детей; Площадки для сбора мусора; Хозяйственные площадки; Придомовые зеленые насаждения , палисадники, клумбы, благоустройство придомовых территорий, элементы малых архитектурных форм; Общественные зеленые насаждения (сквер, сад); Сооружения и устройства сетей инженерно-технического обеспечения; Объекты пожарной охраны (гидратны, резервуары и т.п.), что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. 2. С кадастровым номером № площадью 1 341 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – многоэтажные многоквартирные жилые дома блокированного секционного типа от 5 этажей и выше; Магазины продовольственные и
Решение № 2А-61/2018 от 22.01.2018 Лабинского городского суда (Краснодарский край)
-территориальная зона - зона объектов образования и научных комплексов (ТОД-2) северо-западная часть <...>, по генеральному плану - территория существующей жилой застройки с приусадебными участками; - территориальная зона - зона сельскохозяйственных угодий (СХ-1) северная окраина <...>, по генеральному плану - существующая коммунально-складская территория, территория объектов транспортной инфраструктуры; резервная производственная зона; и зона зеленых насаждений общего пользования; -территориальная зона - зона транспортной инфраструктуры (ИТ-2), вдоль автодороги на <...> завода (северо-западная часть <...>), по генеральному плану — зеленые насаждения общего пользования; -территориальная зона - зона делового, общественного и коммерческого назначения местного значения (ОД-2) район военной : городе <...> <...>, по генеральному плану - производственная территория (обозначение зоны отсутствует в экспликации); -территориальная зона - зона обслуживания и деловой активности при транспортных коридорах и узлах (ОД-3) по <...>, по генеральному плану - существующая коммунально-складская территория, территория объектов транспортной инфраструктуры; и часть территории не имеет зоны; -территориальная зона - зона кладбищ (СН-1) по <...>, по генеральному
Решение № 440001-01-2023-001990-72 от 09.11.2023 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)
соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В силу ст. 4 Закона Костромской области от 05.10.2007 № 194-4-ЗКО «О зеленых насаждениях населенных пунктов Костромской области» (далее -Закон) зеленые насаждения предназначены для формирования благоприятной среды обитания человека на территории населенных пунктов. Озеленение населенных пунктов проводится в соответствии с проектами озеленения, благоустройства, застройки населенных пунктов, утвержденными в установленном порядке. Организация использования, охраны, защиты и восстановления зеленых насаждений осуществляется в порядке, определяемом органами местного самоуправления в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На территории г. Костромы правоотношения в указанной сфере регулируются
Апелляционное определение № 33-3714/18 от 26.07.2018 Белгородского областного суда (Белгородская область)
регионального значения, созданных на основании решения исполнительного комитета Белгородского областного Совета народных депутатов от 30 августа 1991 г. № 267 и постановления главы администрации Белгородской области от 31 октября 1995 г. № 628, постановлением правительства Белгородской области от 15 августа 2016 г. № 299-пп «Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий регионального значения Белгородской области» утвержден перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения Белгородской области, в том числе природных парков, включая природный парк « Зеленые насаждения » муниципального района «Белгородский район», в состав которого входит квартал 68- урочище «Дрябное» у пос. Северный. Комплекс землеустроительных и кадастровых работ по установлению границ особо охраняемой природной территории регионального значения «Зеленые насаждения» муниципального района «Белгородский район»- № (далее- ООПТ «Зеленые насаждения») проводился обществом с ограниченной ответственностью «Белгородское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие» (далее- ООО «Белгородземпроект») на основании государственного контракта от 16 декабря 2011 года №, заключенного с Управлением лесами Белгородской области. 31 июля 2012 г. на