ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Зимний отстой судов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Минречфлота РСФСР от 12.05.1989 N 61 "О введении в действие Правил ремонта судов Министерства речного флота РСФСР"
находившиеся в эксплуатации после приемки из постройки и капитального ремонта менее двух месяцев, сдаются на отстой без ремонта. С момента подписания акта приемки судна на ремонт и отстой ответственность за безопасность судна и сохранность всех его частей несет администрация предприятия (отстойного пункта). 6.3.4. Взаимоотношения между владельцем судна и предприятием, на акватории (отстойном пункте) которого ремонтируется и зимует судно, регламентируются договором на отстой. Договор на отстой заключается в соответствии с Положением о договорах на зимний отстой судов (Приложение 10). 6.3.5. В период сдачи судна на ремонт и зимний отстой члены экипажа судна подчиняются правилам внутреннего распорядка предприятия - исполнителя ремонта. Обязанности и режим труда членов экипажа судна в этот период определяются Положением и инструкциями, утвержденными руководителем судоремонтного предприятия. Штат зимнего отстоя обеспечивается культурно-бытовым обслуживанием наравне с персоналом предприятия. 6.3.6. Лица, ответственные и (или) наблюдающие за ремонтом каждого судна, назначаются из числа капитанов (механиков) судов и их первых помощников приказом руководителя
Приказ Минприроды РФ от 26.01.2011 N 17 "Об утверждении Методических указаний по разработке правил использования водохранилищ" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.05.2011 N 20655)
соответствующие им уровни воды на протяжении затрагиваемого участка водотока в нижнем бьефе) по условиям незатопления и неподтопления населенных пунктов, хозяйственных объектов и территорий; максимальные контрольные отметки уровней воды на затрагиваемом участке нижнего бьефа в зимний период, определяющие условия незатопления и неподтопления населенных пунктов и определяющие ограничения на максимальные зимние расходы, назначаемые в зависимости от ледовой обстановки и других гидрометеорологических характеристик; максимальные допустимые колебания уровней воды в нижнем бьефе гидроузла водохранилища по условиям безопасного зимнего отстоя судов ; требования и ограничения, необходимые для обеспечения безопасности территорий, занятых населенными пунктами, хозяйственными объектами, сельскохозяйственными угодьями и природными ландшафтами, расположенных в верхнем и нижнем бьефах гидроузла водохранилища, установленные законодательством Российской Федерации. Требования о безопасности, накладываемые на режимы использования водных ресурсов, подтверждаются гидрологическими, водохозяйственными, водноэнергетическими и гидравлическими расчетами, выполняемыми при разработке этих режимов. 20. В разделе "Водопользование и объемы водопотребления" указываются объемы водопотребления (водоотдачи) по различным водопользователям, приводятся показатели надежности обеспечения объемов водопотребления. Объемы
"Руководство о порядке проверки противопожарного состояния судов речного флота и ремонтно-отстойных пунктов" (утв. Минтрансом России)
на водном транспорте, а также международными актами. 1.4. Органы пожарного надзора Минтранса России осуществляют проверку противопожарного состояния на самоходных судах и плавсредствах с главным двигателем мощностью 55 кВт (75 л.с.) и более, несамоходных судах валовой вместимостью 80 регистровых тонн, а также морских судах Российской Федерации и иностранных судах при их заходе на внутренние водные пути России. 1.5. Проверки противопожарного состояния судов подразделяются на: - годовые, проводимые при приеме судов в эксплуатацию после зимнего ремонта и отстоя, а судов смешанного "река-море" плавания, работающих круглогодично - при первом возвращении их на внутренние водные пути после зимнего плавания; - плановые, проводимые с периодичностью, устанавливаемой приказом Минтранса России в зависимости от типа судна и рода перевозимого груза; - контрольные, проводимые регулярно между годовыми и плановыми проверками по усмотрению органов пожарного надзора на речном транспорте. 1.6. Результаты проверки противопожарного состояния судна заносятся в соответствующий раздел пожарно-контрольного формуляра (где он имеется), оформляются в "Единой книге осмотра"
Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 N 623 (ред. от 06.08.2020) "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта"
предусмотренных подпунктом "в" пункта 223 и подпунктом "и" пункта 257 настоящего технического регламента, таким образом, чтобы в процессе отстоя обеспечивались пожарная и экологическая безопасность судов. 379. При постановке судов на зимний отстой все трубопроводы забортной воды, питательной воды котлов, паровые трубопроводы, а также трубопроводы системы охлаждения, пожарной, фановой, сточной систем и откачки подсланевых вод должны быть очищены от песка, нефтепродуктов, грязи, промыты и продуты сжатым воздухом при открытых спускных кранах или пробках. Все продукты зачистки должны быть удалены на берег. Запрещается сброс их в водный объект. 380. При выводе судна из эксплуатации на срок более межнавигационного периода для обеспечения сохранности судовых технических средств и судна в целом производится специальная консервация в соответствии с руководствами (инструкциями) по эксплуатации. Экологическая безопасность судов во время отстоя на длительный срок помимо консервации должна обеспечиваться созданием необходимых условий для поддержания их на плаву, установленных подпунктом "и" пункта 257 настоящего технического регламента. После проведения указанных работ
Определение № А05-1175/20 от 16.04.2021 Верховного Суда РФ
момента вступления в законную силу решения суда, а также организовать и оплатить пользование акваторией и зимним отстоем судна в городе Архангельске за период до 15.05.2020 (с учетом изменения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), установил: решением Арбитражного суда Архангельской области от 03.07.2020 принят отказ пароходства от иска в части возложения на ответчиков солидарной обязанности по возвращению из аренды баржи, а также по организации и оплате пользования акваторией и зимнего отстоя судна , производство по делу в указанной части прекращено. С общества в пользу пароходства взыскано 6 951 333 руб. 84 коп. долга и 2 114 718 руб. 34 коп. неустойки, в остальной части иска к обществу и в иске к компании отказано. Дополнительным решением суда первой инстанции от 15.07.2020 с общества пользу пароходства взыскана неустойка, начисленная на 900 000 руб. по ставке 0,3% в день от неуплаченной суммы долга за каждый день просрочки за
Определение № 13АП-5756/2015 от 26.02.2016 Верховного Суда РФ
пункта 1 статьи 208 КТМ фрахтователь уплачивает судовладельцу фрахт в порядке и в сроки, которые предусмотрены тайм-чартером. Фрахтователь освобождается от уплаты фрахта и расходов на судно за время, в течение которого судно было непригодно для эксплуатации вследствие немореходного состояния. Суд округа согласился с выводами суда первой инстанции и, отменяя постановление суда апелляционной инстанции, указал, что в данном случае не имелось оснований для взыскания с истца арендной платы за время нахождения правкрана на зимнем отстое, поскольку постановка судна на зимний отстой не соответствует понятию простоя, вытекающему из норм КТМ. Выражая несогласие с принятыми судебными актами первой и кассационной инстанций, общество «ЭКОСОЮЗ» приводит, в частности, следующие доводы. Условия пункта 4.6 договора фрахтования призваны минимизировать финансовые потери общества «ЭКОСОЮЗ», связанные с невозможностью передачи плавкрана другим фрахтователям в период простоя. Материалами дела установлено, что гидрометеорологические условия (обледенение акватории) и, как следствие, прекращение летней навигации (закрытие акватории и морских путей) не позволили обществу «Энергостройсервис»
Определение № А05-13812/19 от 28.12.2021 Верховного Суда РФ
порядке по доводам жалобы и дополнения к ней, изученным по материалам, приложенным к ним, не установлено. Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истолковав условия заключенного между сторонами договора в соответствии с положениями статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что действительная воля сторон была направлена на заключение договора буксировки, причиной аварийной ситуации, повлекшей вынужденный зимний отстой баржи и дополнительные затраты общества по снятию ее с отмели, стали некомпетентные действия капитана буксирующего суда , владельцем которого является предприниматель, руководствуясь положениями статей 15, 393, 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25«О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», суды пришли к выводу о доказанности наличия причинно-следственной связи между действиями предпринимателя и возникновением у общества убытков. Удовлетворяя встречное требование о взыскании заложенности по договору в
Постановление № А58-6894/2021 от 14.02.2022 Четвёртого арбитражного апелляционного суда
ФИО1 по факту взимания платы за зимний отстой ледокола «Антарктика» без договора водопользования. 16.08.2021 старшим государственным инспектором Северо – Восточного ЛУ МВД России на транспорте вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении заявителя по признакам состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ, которым установлено, что между ОАО «ЯРП» и ПАО «ЛОРП» в целях обеспечения сохранности, а также в целях соблюдения экологической и технической безопасности заключен договор от 22.10.2020 №16/ОУ/ЛОРП на зимний отстой судов в зимний межнавигационный период 2020 – 2021 гг., согласно которому ОАО «ЯРП» выплатило ПАО «ЛОРП» 1 486 510,39 рублей. ПАО «ЛОРП» имеется акт согласования №113 «О предоставлении земельного участка в пределах береговой полосы, выделение участка акватории внутренних водных путей» от 28.10.2020 со сроком действия до 28.10.2021, при этом договора на водопользование акваторией реки Яна (в п. Нижнеянск) не имеется, что является нарушением водного законодательства. Согласно письму Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики
Постановление № 04АП-2190/2015 от 20.05.2015 Четвёртого арбитражного апелляционного суда
(664511, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к Открытому акционерному обществу "Ленское объединенное речное пароходство" (677000, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании денежных средств, и установил: общество с ограниченной ответственностью "Алексеевская ремонтно-эксплуатационная база флота" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Ленское объединенное речное пароходство" о взыскании 5 536 450,55 руб. основного долга по договору №103-КФ на зимний отстой судов от 11.10.2013 (далее – спорный договор) и 525 908,01 руб. неустойки за период с 12.05.2014 по 20.11.2014. Дело рассмотрено судом по общим правилам искового производства. Решением от 31 марта 2015 года арбитражный суд требования истца полностью удовлетворил. Ответчик в апелляционной жалобе просит названное решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела и неправильное применение норм материального права. Полагает, что спорный договор по сути является договором хранения, акт от 31.12.2013 надлежащим доказательством стоимости
Постановление № А06-7803/18 от 31.01.2019 АС Астраханской области
в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений. Как следует из материалов дела, взыскатель не обращался к службе судебных приставов с требованием по содержанию судна и возмещению расходов. Кроме того, как указал ответчик, обязанность по сохранности судна лежит на третьем лице - ООО «КНРГ-Проекты» в рамках действующего судостроительного контракта №67. В том числе, данная обязанность предусмотрена дополнительным соглашением №12 к контракту п.4: «ООО «КНРГ-Проекты» обеспечивает теплый зимний отстой судов №701, 702, 703, 704, 705 за свой счет до открытия навигации по Волго-Каспийскому каналу». Таким образом, порядок выплаты вознаграждения и возмещения понесенных расходов предусмотрен только для лиц, заключивших с территориальным органом ФССП соответствующий договор, содержащий конкретные условия о размере и сроках выплаты вознаграждения и иных необходимых расходов, и в этом случае оплату по договору производит его сторона - служба судебных приставов. Суду не представлены доказательства, подтверждающие, что при передаче арестованного имущества на хранение
Постановление № А82-18716/14 от 14.06.2016 АС Ярославской области
Правила), перед постановкой судна на зимний ремонт или отстой оно приводится в зимовочное состояние (раздел 6.2). С момента подписания акта приемки судна на ремонт и отстой ответственность за безопасность судна и сохранность всех его частей несет администрация предприятия (отстойного пункта) (пункт 6.3.3 Правил). Взаимоотношения между владельцем судна и предприятием, на акватории (отстойном пункте) которого ремонтируется и зимует судно, регламентируются договором на отстой. Договор на отстой заключается в соответствии с Положением о договорах на зимний отстой судов (Приложение 10) (пункт 6.3.4) (далее – Положение). В соответствии с пунктом 2.3 Положения подрядчик (владелец затона или отстойного пункта, принимающий на отстой судно) в течение всего периода отстоя с момента приемки судна по акту на зимовку до момента сдачи по акту в эксплуатацию несет полную ответственность за безопасность отстоя, исправное состояние и сохранность судна, всех его частей и деталей и обязан своими силами и средствами выполнить все работы по отстою, предусмотренные сметой. В
Постановление № А06-7803/18 от 28.05.2019 АС Астраханской области
в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения. Как следует из материалов дела, взыскатель не обращался к службе судебных приставов с требованием по содержанию судна и возмещению расходов. Кроме того, как указал ответчик, обязанность по сохранности судна лежит на третьем лице - ООО «КНРГ-Проекты» в рамках действующего судостроительного контракта №67. В том числе, данная обязанность предусмотрена дополнительным соглашением №12 к контракту п.4: «ООО «КНРГ-Проекты» обеспечивает теплый зимний отстой судов №701, 702, 703, 704, 705 за свой счет до открытия навигации по Волго-Каспийскому каналу». Таким образом, порядок выплаты вознаграждения и возмещения понесенных расходов предусмотрен только для лиц, заключивших с территориальным органом ФССП соответствующий договор, содержащий конкретные условия о размере и сроках выплаты вознаграждения и иных необходимых расходов, и в этом случае оплату по договору производит его сторона - служба судебных приставов. Суду не представлены доказательства, подтверждающие, что при передаче арестованного имущества на хранение
Решение № 2-1403/19 от 27.01.2020 Усти-кутския городского суда (Иркутская область)
директора АО «Алроса-Терминал» от ДД.ММ.ГГГГ №-п продолжено использование затона для зимнего отстоя флота. Для обеспечения работы отстойно-ремонтного пункта разработаны и утверждены план расстановки судов в затоне АО «Алроса-Терминал», Оперативный план тушения "Пожара в затоне на отстойном пункте флота АО «Алроса-Терминал». Кроме этого, издан приказ №-п от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ответственных лиц за проведение ремонтных работ на судах в затоне АО «Алроса-Терминал» в судоремонт 2019-2020. Между АО «Алроса-Терминал» и ДАО «ЛОРП» заключен договор на зимний отстой судов 141-ОУ от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно условиям договора АО «Алроса-Терминал» принимает на себя обязательства по организации и обеспечению отстоя принадлежащих ПАО «ЛОРП» 6 судов в зимний межнавигационный период в отстойном пункте расположенном на <адрес> у правого берега на <данные изъяты> км от ФИО1 Мыса. Аналогичные договоры заключены с АО СК «Алроса-Лена» и ООО «Алексеевская РЭБ флота» на постановку 10 судов. Руководителями указанных организаций изданы приказы о назначении лиц, ответственных за соблюдение пожарной безопасности при выполнении
Решение № 12-40/2016 от 26.05.2016 Шушенского районного суда (Красноярский край)
Т А Н О В И Л: Постановлением государственного инспектора Енисейского УГМРН Ространснадзора ФИО2 по делу об административном правонарушении от 03 марта 2016 года должностное лицо заместитель директора по охране территории ФГБУ «Национальный парк «Шушенский бор» ФИО1 привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 4000 рублей за административное правонарушение, предусмотренное статьей 11.16 КоАП РФ, за то, что, являясь ответственным за организацию зимнего отстоя судов ФГБУ «Национальный парк» Шушенский бор» осуществлял зимний отстой судов на 7,5 км. Саяно-Шушенского водохранилища реки Енисей в акватории залива Джойская Сосновка с нарушением п.219 Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 24 декабря 2002 года № 158, выразившимся в том, что в плане расстановки судов в пункте зимнего отстоя отсутствуют сведения о средствах связи и звуковой сигнализации, о точках наружного освещения, расположения вахтенных постов, пунктов сосредоточения пожарного инвентаря. В жалобе ФИО1 просит постановление
Решение № 2-132/2016 от 18.02.2016 Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ)
и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей. Пункт отстоя - земельный участок и акватория поверхностного водного объекта, обустроенные и оборудованные в целях ремонта, отстоя в летнее и зимнее время года, технического осмотра судов и иных плавучих объектов. Из содержания указанных норм следует, что зимний отстой судов не является судоходством, в связи с чем является использованием водного объекта, на которое требуется заключение договора водопользования. Несостоятельной является также ссылка ответчика на наличие разрешения Капитана морского порта Нарьян-Мар на зимний отстой судов, поскольку наличие такого разрешения не освобождает судовладельца от исполнения обязанности по заключению договора водопользования. В свою очередь в соответствии со ст.76 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, Положением о капитане морского порта, утвержденным Приказом Минтранса России от 17.02.2014 № 39, заключение
Решение № 2-192/2022 от 28.03.2022 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)
нарушение Водного кодекса Российской Федерации, ООО «Управляющая компания «Киран-уголь» организован пункт зимнего отстоя судов без заключения договора водопользования. В ходе проведенной проверки установлено, что для зимнего отстоя на акватории р. Амур примыкающей к дамбе, расположенной по адресу: <...>, размещены суда ««МБ-386» (идентификационный номер А-01-3203), «Поток» (А-01-0684), «Комсомолка» (А-01-0691), «МП-1069» (А-01-0518). Согласно выписки из государственного судового реестра судовладельцем судов «МБ-386», «Поток», «Комсомолка», «МП-1069» является ООО «Управляющая компания «Киран-Уголь». ООО «Управляющая компания «Киран-Уголь» фактически организовало зимний отстой судов «МБ-386», «Поток», «Комсомолка», «МП-1069» на прилегающей к территории по ул. Советская, д. 126, лит. 14 в акватории р. Амур, предоставленной в пользование ООО ПКФ «Крона» на основании договора водопользования. Указанное место не обустроено и не оборудовано в целях стоянки судов, само нахождение там судов на зимней стоянке противоречит требованиям действующего законодательства. Договор водопользования для использования акватории водного объекта для целей отстоя судов ООО «Управляющая компания «Киран-Уголь» с исполнительным органом государственной власти и органом
Апелляционное определение № 33-9912/14 от 26.12.2014 Иркутского областного суда (Иркутская область)
"дата изъята" . Указанным договором и кадастровым планом земельного участка от "дата изъята" подтверждается, что разрешенное использование данного земельного участка – для строительства причала с караульным зданием; категория земли – земли поселений. "дата изъята" участок акватории Иркутского водохранилища в заливе Чертугеевский предоставлен водопользователю ООО Группа компаний «Классик» на основании договора водопользования, цель водопользования: использование акватории водных объектов, в т.ч. для рекреационных целей (эксплуатация капитального причала, размещение понтонных причалов для швартовки судов и лодок, зимний отстой судов ). Договор зарегистрирован в государственном водном реестре "дата изъята" . В п. 6.1 договора сторонами согласованы особые условия, согласно которому предусмотрено обязательное соблюдение режима использования земельного участка в связи с расположением земельного участка в водоохраной зоне Иркутского водохранилища. В ходе судебного разбирательства судом установлено, что бетонированная площадка площадью 360 кв.м. и строение из стекла и металла неправильной геометрической формы со сводчатой крышей размерами 16х16 метров возведены ответчиком на не принадлежащим ему и не