ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Зоны охраны объектов культурного наследия - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 2-АПА19-1 от 13.03.2019 Верховного Суда РФ
культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны объектов культурного наследия, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (объединенной зоны охраны объектов культурного наследия ). Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия. Зоной регулирования застройки и хозяйственной деятельности является территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений (пункт 2 статьи 34 Закона № 73-ФЗ). Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской
Апелляционное определение № 14-АПА19-7 от 03.07.2019 Верховного Суда РФ
объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия (пункт 1). Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (пункт 2). Границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия , особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия (пункт 3). На территории Воронежской области утверждение границ зон охраны объектов культурного
Апелляционное определение № АПЛ20-280 от 29.09.2020 Верховного Суда РФ
2015 г. № 972 (далее также - Постановление № 972) утвердило Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Положение). Нормативный правовой акт размещен на «Официальном интернет- портале правовой информации» (\у\у\у.ргауо.§оу.ги) 17 сентября 2015 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 21 сентября 2015 г., № 38. Абзацем вторым пункта 7 Положения предусмотрено, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия. Комарова СВ. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим абзаца второго пункта 7 Положения в части, предусматривающей возложение обязанностей по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия на
Определение № А40-213158/19 от 12.04.2021 Верховного Суда РФ
в кассационном порядке. Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным сноса принадлежащего истцу на праве собственности здания, суды руководствовались положениями статей 15, 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из того, что спорное здание, являющееся самовольной постройкой, было включено в Перечень зданий, строений, сооружений, являющихся самовольными постройками, созданных (возведенных) в городе Москве на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, в зонах с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения, подлежащих сносу, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 08.12.2015 № 829-ПП «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы» (далее - постановление № 829-ПП), которое вступившими в законную силу судебными актами по делу № 3а-907/2015 признано соответствующим нормативным правовым актам большей юридической силы. Снос спорного объекта,
Постановление № 13АП-21361/2022 от 01.09.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны объектов культурного наследия, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее - объединенная зона охраны объектов культурного наследия). Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (пункт 1). Границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон
Постановление № Ф03-2904/2023 от 10.08.2023 АС Дальневосточного округа
ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия. В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта. Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (часть 1 статьи 34 Закона № 73-ФЗ). Согласно части 2 статьи 34 Закона № 73-ФЗ под охранной зоной понимается территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия; зона
Постановление № А32-206/17 от 06.09.2017 АС Северо-Кавказского округа
общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации города Сочи (далее – администрация) о признании недействительным распоряжения от 29.09.2016 № 404-р «О сносе самовольных построек по улице Северная Центрального внутригородского района города Сочи» в части пункта 1 приложения «Перечень самовольных построек по улице Северная Центрального внутригородского района города Сочи, созданных (возведенных) на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, в зонах с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения» в отношении имущества общества (гаражных боксов № 11 площадью 19,4 кв. м с кадастровым номером 23:49:0132004:1914, № 12 площадью 18,3 кв. м с кадастровым номером 23:49:0204004:1235, № 17 площадью 19,2 кв. м с кадастровым номером 23:49:0132004:1913), расположенных по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, улица Северная, д. 21.
Постановление № А26-6714/20 от 01.03.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
работ (повторная приемка), письмом от 18.06.2020 Заказчик отказал в приемке выполненных работ, указав на неполное устранение, а также наличие новых замечаний в результатах работ. Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для одностороннего отказа от исполнения государственного контракта. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что срок выполнения работ по контракту им не нарушен, письмом от 04.09.2019 Исполнитель приостановил работы, поскольку не могли быть выполнены в отсутствие решения Управления о разработке проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия , содержащее список объектов культурного наследия, которое было принято Управлением только 06.12.2019. Указанный довод являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонен. В соответствии с пунктом 4 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 № 972, состав зон охраны объектов культурного наследия определяется проектом зон охраны объектов культурного наследия, разрабатываемым исходя из материалов историко-культурных исследований,
Постановление № А58-5479/20 от 21.02.2022 АС Восточно-Сибирского округа
07.09.2018 обществу выдан градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 14:36:105052:255, в котором обозначено место допустимого размещения объекта капитального строительства с учетом защитной зоны объекта культурного наследия. 07.10.2020 в ЕГРН внесены сведения о границе защитной зоны объекта культурного наследия Приказом Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска от 25.01.2021 № 2 названные градостроительные планы отменены. Ссылаясь на установление зоны с особыми условиями использования территории (защитной зоны объекта культурного наследия и зоны охраны объектов культурного наследия ) и невозможность использования земельного участка с кадастровым номером 14:36:105052:255 по целевому назначению, уменьшения его рыночной стоимости, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Разрешая возникший спор и отказывая в иске, суды руководствовались положениями статей 5, 34, 34.1, 63 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», статей 57, 57.1, 105 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 №
Решение № 3А-13/2024 от 09.02.2024 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)
2). Федеральным законом от 22 октября 2014 года № 315-ФЗ пункт 1 статьи 34 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» дополнен абзацами третьим и четвертым, согласно которым в целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта. Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия. Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального
Решение № 2-235/2022 от 21.01.2022 Вяземского районного суда (Смоленская область)
средства на реализацию мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия, отнесенных к полномочиям органов исполнительной власти субъекта РФ, в силу крайнего дефицита не представляется возможным. В судебном заседании представитель третьего лица - Главного управления Смоленской области по культурному наследию Пеканов В.А. полагал исковые требования подлежащими удовлетворению, пояснив, что именно на собственника возложена обязанность по сохранению объекта культурного наследия, в целях обеспечения которой устанавливаются зоны охраны такого объекта. Главное управление организует разработку проектов зоны охраны объектов культурного наследия , проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия на основании предоставленных проектов охранных зон с заключениями государственной историко-культурной экспертизы, изготавливая последующий правовой акт – постановление Администрации Смоленской области об утверждении охранных зон. 19 января 2022 г. от представителя третьего лица в адрес суда поступили письменные объяснения относительно заявленных требований (л.д. 24-25), согласно которым приказом Министерства культуры РФ от 9 сентября 2015 г. № 1316-р объект культурного наследия зарегистрирован в едином государственном реестре
Решение № А-59/2022 от 31.05.2022 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)
по доверенности Акаевой А.Ю., представителя заинтересованного лица Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан по доверенности Багандовой М.А., при секретаре судебного заседания Омарове Г.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Алхасовой Н.М. и заместителя прокурора Республики Дагестан об оспаривании нормативного правового акта, установил: постановлением Правительства Республики Дагестан от 27.05.2016 г. № 148 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в городе Дербенте, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента» (далее – постановление Правительства РД от 27.05.2016 г. № 148, постановление), официально опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 31.05.2016 г. (номер опубликования0500201605310006) и в издании «Дагестанская правда», № 154-162, 22.06.2016 г., утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в городе Дербенте, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города
Решение № 2А-1973/2023 от 30.08.2023 Дербентского городского суда (Республика Дагестан)
(зон охраны объектов культурного наследия), при этом в пункте 2.1 содержится: «Правила землепользования и застройки городского округа «город Дербент» утвержденные Решением собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13.10 2022 №36-7 (далее ПЗЗ). Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 сентября 2022 г. N 66а-1747/2022 признаны недействующим постановление Правительства Республики Дагестан от 27.05.2016 N 148 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в городе Дербенте, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия <адрес изъят>" в той части, которой установленные зоны охраны, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам распространяются в отношении объекта культурного наследия (частей объекта), включенного в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Судом установили, что настоящее время администрацией городского округа "город Дербент" разработана дорожная карта по внесению изменений в нормативные документы, а также в