культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны объектов культурного наследия, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (объединенной зоны охраны объектов культурного наследия ). Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия. Зоной регулирования застройки и хозяйственной деятельности является территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений (пункт 2 статьи 34 Закона № 73-ФЗ). Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской
2015 г. № 972 (далее также - Постановление № 972) утвердило Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Положение). Нормативный правовой акт размещен на «Официальном интернет- портале правовой информации» (\у\у\у.ргауо.§оу.ги) 17 сентября 2015 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 21 сентября 2015 г., № 38. Абзацем вторым пункта 7 Положения предусмотрено, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия. ФИО2. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим абзаца второго пункта 7 Положения в части, предусматривающей возложение обязанностей по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия на собственников
в кассационном порядке. Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным сноса принадлежащего истцу на праве собственности здания, суды руководствовались положениями статей 15, 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из того, что спорное здание, являющееся самовольной постройкой, было включено в Перечень зданий, строений, сооружений, являющихся самовольными постройками, созданных (возведенных) в городе Москве на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, в зонах с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения, подлежащих сносу, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 08.12.2015 № 829-ПП «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы» (далее - постановление № 829-ПП), которое вступившими в законную силу судебными актами по делу № 3а-907/2015 признано соответствующим нормативным правовым актам большей юридической силы. Снос спорного объекта,
на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны объектов культурного наследия, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее - объединенная зона охраны объектов культурного наследия). Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (пункт 1). Границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон
ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия. В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта. Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (часть 1 статьи 34 Закона № 73-ФЗ). Согласно части 2 статьи 34 Закона № 73-ФЗ под охранной зоной понимается территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия; зона
работ (повторная приемка), письмом от 18.06.2020 Заказчик отказал в приемке выполненных работ, указав на неполное устранение, а также наличие новых замечаний в результатах работ. Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для одностороннего отказа от исполнения государственного контракта. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что срок выполнения работ по контракту им не нарушен, письмом от 04.09.2019 Исполнитель приостановил работы, поскольку не могли быть выполнены в отсутствие решения Управления о разработке проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия , содержащее список объектов культурного наследия, которое было принято Управлением только 06.12.2019. Указанный довод являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонен. В соответствии с пунктом 4 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 № 972, состав зон охраны объектов культурного наследия определяется проектом зон охраны объектов культурного наследия, разрабатываемым исходя из материалов историко-культурных исследований,
07.09.2018 обществу выдан градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 14:36:105052:255, в котором обозначено место допустимого размещения объекта капитального строительства с учетом защитной зоны объекта культурного наследия. 07.10.2020 в ЕГРН внесены сведения о границе защитной зоны объекта культурного наследия Приказом Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска от 25.01.2021 № 2 названные градостроительные планы отменены. Ссылаясь на установление зоны с особыми условиями использования территории (защитной зоны объекта культурного наследия и зоны охраны объектов культурного наследия ) и невозможность использования земельного участка с кадастровым номером 14:36:105052:255 по целевому назначению, уменьшения его рыночной стоимости, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Разрешая возникший спор и отказывая в иске, суды руководствовались положениями статей 5, 34, 34.1, 63 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», статей 57, 57.1, 105 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 №
2). Федеральным законом от 22 октября 2014 года № 315-ФЗ пункт 1 статьи 34 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» дополнен абзацами третьим и четвертым, согласно которым в целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта. Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия. Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального
бюджете средства на реализацию мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия, отнесенных к полномочиям органов исполнительной власти субъекта РФ, в силу крайнего дефицита не представляется возможным. В судебном заседании представитель третьего лица - Главного управления Смоленской области по культурному наследию ФИО2 полагал исковые требования подлежащими удовлетворению, пояснив, что именно на собственника возложена обязанность по сохранению объекта культурного наследия, в целях обеспечения которой устанавливаются зоны охраны такого объекта. Главное управление организует разработку проектов зоны охраны объектов культурного наследия , проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия на основании предоставленных проектов охранных зон с заключениями государственной историко-культурной экспертизы, изготавливая последующий правовой акт – постановление Администрации Смоленской области об утверждении охранных зон. 19 января 2022 г. от представителя третьего лица в адрес суда поступили письменные объяснения относительно заявленных требований (л.д. 24-25), согласно которым приказом Министерства культуры РФ от 9 сентября 2015 г. № 1316-р объект культурного наследия зарегистрирован в едином государственном реестре
Правительства Республики Дагестан по доверенности ФИО3, представителя заинтересованного лица Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан по доверенности ФИО4, при секретаре судебного заседания Омарове Г.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям ФИО1 и заместителя прокурора Республики Дагестан об оспаривании нормативного правового акта, установил: постановлением Правительства Республики Дагестан от 27.05.2016 г. № 148 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в городе Дербенте, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента» (далее – постановление Правительства РД от 27.05.2016 г. № 148, постановление), официально опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 31.05.2016 г. (номер опубликования0500201605310006) и в издании «Дагестанская правда», № 154-162, 22.06.2016 г., утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в городе Дербенте, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города
(зон охраны объектов культурного наследия), при этом в пункте 2.1 содержится: «Правила землепользования и застройки городского округа «город Дербент» утвержденные Решением собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 13.10 2022 №36-7 (далее ПЗЗ). Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 сентября 2022 г. N 66а-1747/2022 признаны недействующим постановление Правительства Республики Дагестан от 27.05.2016 N 148 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в городе Дербенте, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Дербента, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия <адрес изъят>" в той части, которой установленные зоны охраны, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам распространяются в отношении объекта культурного наследия (частей объекта), включенного в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Судом установили, что настоящее время администрацией городского округа "город Дербент" разработана дорожная карта по внесению изменений в нормативные документы, а также в