ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Аттестация по промышленной безопасности опасных производственных объектов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Заключение Минэкономразвития России "По итогам экспертизы приказа Ростехнадзора от 29 января 2007 г. N 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору"
В пункте 2 статьи 9 "Требования│ │ │ │промышленной безопасности к│ │ │ │эксплуатации опасного│ │ │ │производственного объекта"│ │ │ │Федерального закона от 21 июля 1997 г.│ │ │ │N 116-ФЗ "О промышленной безопасности│ │ │ │опасных производственных объектов"│ │ │ │(далее - N 116-ФЗ), в рамках реализации│ │ │ │которого утвержден нормативный акт,│ │ │ │предусмотрено требование о прохождении│ │ │ │подготовки и аттестации в области│ │ │ │промышленной безопасности только│ │ │ │работников организаций,│ │ │ │эксплуатирующих опасные│ │ │ │производственные объекты . В статье 8│ │ │ │"Требования промышленной безопасности│ │ │ │к проектированию, строительству,│ │ │ │реконструкции, капитальному ремонту,│ │ │ │вводу в эксплуатацию, техническому│ │ │ │перевооружению, консервации и│ │ │ │ликвидации опасного производственного│ │ │ │объекта" N 116-ФЗ такого требования к│ │ │ │работникам строительных организаций│ │ │ │нет. │ │ │ │ В соответствии с пунктом 1 статьи│ │ │ │2 N
Приказ Ростехнадзора от 08.11.2007 N 759 "Об утверждении и введении в действие Методических указаний о порядке проверки деятельности организаций, эксплуатирующих объекты транспортирования опасных веществ" (вместе с "Методическими указаниями... РД-14-03-2007")
транспортировании опасных веществ, при работах с транспортными средствами и опасными грузами; - количеству предписаний, штрафов и иных мер административного воздействия; - наличию согласованных мероприятий по устранению нарушений нормативных требований. 8. Целевые проверки проводятся, как правило, в отдельных структурных подразделениях одной организации одновременно в нескольких организациях, осуществляющих транспортирование (и/или погрузку, и/или выгрузку) опасных веществ отдельных классов, а также в организациях, осуществляющих подготовку и аттестацию специалистов по промышленной безопасности, экспертизу промышленной безопасности, проектирование, изготовление, монтаж, обслуживание и ремонт технических устройств, предназначенных для транспортирования опасных веществ на опасных производственных объектах . В ходе проведения таких проверок проводится: - детальная проверка отдельных вопросов, непосредственно связанных с транспортированием опасных веществ (техническое состояние путей (дорог) необщего пользования, технических устройств, мест погрузки, выгрузки опасных веществ, организация и осуществление движения по путям (дорогам) необщего пользования); - проверка соблюдения специальных условий транспортирования опасных веществ отдельных классов опасности; - проверка соблюдения требований безопасности в организациях, осуществляющих проектирование, изготовление, монтаж,
Приказ Минздравсоцразвития России от 10.12.2009 N 977 (ред. от 12.02.2014) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики"
анализ причин возникновения аварий на опасных производственных объектах. Участвует во внедрении новых технологий и оборудования. Доводит до сведения работников опасных производственных объектов информацию об изменении требований промышленной безопасности, устанавливаемых нормативными документами. Организует контроль соблюдения графиков замеров параметров воздушной среды, плановых замеров вибраций, шума, освещенности, дозиметрического контроля. Контролирует применение работниками средств индивидуальной защиты и предохранительных приспособлений. Обеспечивает достоверность представляемой информации о состоянии промышленной безопасности в подразделениях. Контролирует подготовку и аттестацию работников организации в области промышленной безопасности. Контролирует строительство или реконструкцию опасных производственных объектов , а также ремонт технических устройств, используемых на опасных производственных объектах. Контролирует проведение соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонт и поверку контрольных средств измерений. Ведет контроль выполнения условий лицензий на виды деятельности в области промышленной безопасности, выданных подразделениям. Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, методические и нормативные документы, касающиеся промышленной безопасности; основные технологические процессы производства продукции
Приказ Ростехнадзора от 02.07.2021 N 250 "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I "Технологический, строительный, энергетический надзор") П-01-01-2021"
Положение о системе технического диагностирования сварных вертикальных цилиндрических резервуаров для нефти и нефтепродуктов (РД 08-95-95) Постановление Госгортехнадзора России от 25.07.1995 N 38 2.1.31 Положение о Совете при руководителе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по вопросам экспертизы промышленной безопасности Приказ Ростехнадзора от 25.02.2016 N 72 2.1.32 Положение об аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по аттестации экспертов в области промышленной безопасности Приказ Ростехнадзора от 19.08.2015 N 327 (зарегистрирован Минюстом России 19.10.2015, рег. N 39320) 2.1.33 Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений Приказ Ростехнадзора от 16.10.2020 N 414 (зарегистрирован Минюстом России 17.12.2020, рег. N 61526) 2.1.34 Порядок привлечения общественных инспекторов в области промышленной безопасности Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Приказ Ростехнадзора от 02.08.2017 N 293 (зарегистрирован Минюстом России 23.08.2017, рег. N 47909) 2.1.35 Порядок применения сварочного оборудования при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических
Определение № 09АП-65059/2021 от 29.04.2022 Верховного Суда РФ
за осуществление производственного контроля на опасных производственных объектах предприятия) состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, соблюдении процедуры и срока давности привлечения к административной ответственности, об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным. При этом суды первой и кассационной инстанций, признавая законным постановление в части пункта 6, пришли к выводу, что директор предприятия ФИО1 обязан иметь аттестацию по промышленной безопасности в области Б.12.2, в связи с чем ее отсутствие является нарушением пункта 1 статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов » и пункта 19 приказа Федеральной службы Ростехнадзора от 26.11.2020 № 458. Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения судебных инстанций и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и исследованных доказательств, представленных в материалы дела. Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным
Определение № А55-35591/20 от 14.02.2022 Верховного Суда РФ
пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Как следует из судебных актов, в рамках постоянного государственного надзора управлением была проведена проверка в отношении общества на опасном производственном объекте I класса опасности «Участки магистральных газопроводов Мокроусского ЛПУМГ», в ходе которой установлены нарушения требований действующего законодательства, выразившиеся в выполнении работ на опасном производственном объекте без проведения новой экспертизы промышленной безопасности; без квалификации и аттестации должностных лиц общества по соответствующей области промышленной безопасности; при отсутствии экспертизы промышленной безопасности на ликвидацию опасного производственного объекта . По результатам проверки составлен акт и вынесено предписание от 08.09.2020 № ПР-301-273-0-07-09-20-15-П об устранении выявленных нарушений, несогласие с которым послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящими требованиями. Признавая предписание не соответствующим действующему законодательству, суды, руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
Определение № А56-8052/20 от 16.07.2021 Верховного Суда РФ
ранее выданного предписания от 03.04.2019 № 19-1670-807/ПР. В ходе проверки установлено, что предписание исполнено не в полном объеме, на момент проверки отсутствует аттестация в области промышленной безопасности руководителя предприятия, о чем составлен акт от 16.10.2019 № 19-5876-6469/А и обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд. Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством не установлена обязанность руководителя организации проходить аттестацию; в должностные обязанности генерального директора общества не входят вопросы обеспечения промышленной безопасности, следовательно, на общество не может быть возложена обязанность провести аттестацию в области промышленной безопасности руководителя организации. Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов », Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от
Определение № 17АП-2302/20 от 24.09.2020 Верховного Суда РФ
доменном цехе дымовых труб №№ 2,3 доменных печей; с 11.03.2019 введен в действие Приказ № 258кв о техническом перевооружении комплекса доменной печи цеха, в настоящее время проведен согласно «Графику проведения технического перевооружения доменной печи № 2» демонтаж доменной печи № 2. На техническое перевооружение отсутствует проектная документация; представлен протокол аттестации сварщика ООО «УралПромСтрой» ФИО2 и аттестационное удостоверение специалиста сварочного производства № СУР-2ГАЦ-I-22794 от 28.06.2018, указанные документы ГАПОУ «Орловский технический техникум им. А.И. Стаценко» не выдавались; не представлена в управление заверенная руководителем эксплуатирующей организации АО «Уральская Сталь» копия Положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах АО «Уральская Сталь», утвержденного приказом управляющего директора от 09.08.2019 № 779кв; не соответствует профилю организации АО «Уральская Сталь» образование начальника отдела промышленной безопасности ФИО3 В соответствии с предписанием на общество возложена обязанность устранить выявленные нарушения в срок до 10.12.2019. Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со
Определение № 02АП-1018/19 от 26.09.2019 Верховного Суда РФ
промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, Перечня областей аттестации экспертов в области промышленной безопасности, утвержденного приказом Ростехнадзора от 09.09.2015 № 355, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом суды исходили из того, что эксперты должны иметь аттестацию в области промышленной безопасности как технических устройств, работающих под избыточным давлением, так и технических устройств, которые применяются на опасных производственных объектах (с учетом специфики объекта). Процедура и срок давности привлечения к ответственности соблюдены, штраф заменен на предупреждение. Оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судами не установлено. Доводы жалобы получили исчерпывающую правовую оценку в обжалуемых судебных актах, и не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства. На основании изложенного и руководствуясь
Постановление № 13АП-35469/2021 от 23.12.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
АО «Авианефть» Северо-Западном управлением Ростехнадзора предписания № 48-632-553/ПР от 18 марта 2021 г. и предписания № 48-3003-1534/ПР от 29 июня 2021 имеющиеся аттестации в области промышленной безопасности генерального директора ФИО2, заместителя генерального директора ФИО3, начальника склада ГСМ ФИО4, начальника топливозаправочного комплекса ФИО5 считались действовавшими, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 был установлен мораторий (не проводилась аттестация) в период с 03 апреля 2020 г. до 01 июля 2021 г. Указывает, что фильтрующие устройства не являются техническими устройствами в соответствии с Федеральным законом N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов ", и не подлежат внесению в состав сведений, характеризующих опасный производственный объект. В дополнениях на апелляционную жалобу, Общество указывает, что 29 ноября 2021 Арбитражным судом Калининградской области по делу № А21-7586/2021 вынесено решение о признании незаконными и об отмене пунктов 1 и 2 предписания № 48-3003-1534/ПР от 29 июня 2021. Судом отказано в принятии в качестве доказательств дополнительных
Постановление № 13АП-21471/2022 от 14.09.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями. Частью 2 данной статьи установлено требование об обязанности работников опасного производственного объекта проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности. Статьей 14.1 Закон N 116-ФЗ установлен порядок подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности. Частью 1 статьи 14.1 Закон N 116-ФЗ определено, что работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с эксплуатацией, опасного производственного объекта , в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. В части 5 названной статьи установлено, что аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей.
Постановление № А57-15690/2021 от 30.06.2022 АС Поволжского округа
надзора в области промышленной безопасности в иных случаях - по решению руководителя эксплуатирующей организации, индивидуального предпринимателя. Работники, ответственные за осуществление производственного контроля на опасных производственных объектах I - III класса опасности, должны: иметь высшее техническое образование; иметь стаж работы на опасном производственном объекте отрасли не менее 3 лет; не реже одного раза в 5 лет проходить аттестацию в области промышленной безопасности; не реже одного раза в 5 лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности (Правила от 18.12.2020 № 2168). В силу статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект , обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. В соответствии с пунктом 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных
Постановление № 13АП-1411/2022 от 06.04.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
образом, Общество вообще не подтвердило наличие аттестации у казанных выше работников, даже с просроченным сроком, что судом первой инстанции оставлено без внимания. Управлением отмечено о нарушении требований статьей 9, статьей 14.1 Закона N 116-ФЗ, пункта 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 N 1365, в связи с отсутствием документов подтверждающих аттестацию в соответствующих областях промышленной безопасности. Согласно пункту 2 предписания, при осуществлении идентификации опасного производственного объекта "Склад ГСМ", регистрационный № А21-06042-0001, в состав сведений, характеризующих опасный производственный объект, не включены технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, а именно: фильтрующие устройства марки ФЭ-170-5-4-В, марки ЭФПП-120/30, что свидетельствует о несоблюдении Обществом статей 2 и 9 Закона № 116-ФЗ, пункта 20 Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных