ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Автобусные остановки - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 306-ЭС21-21679 от 24.11.2021 Верховного Суда РФ
Федерации сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Согласно пункту 2.4 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Ульяновск», утвержденных постановлением администрации от 01.06.2017 № 1406, размещение нестационарных объектов различного назначения запрещается на остановках общественного транспорта. В соответствии с пунктом 3.10.7 ОСТ 218.1.002-2003 « Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», утвержденных распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 23.05.2003 № ИС-460-р, не допускается размещение в помещении (на площади) автопавильона торговых киосков. Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что основанием для исключения нестационарного торгового объекта (далее – НТО) предпринимателя из схемы НТО послужило его расположение в нарушение указанных правил на остановочном пункте «ул. Кузоватовская» по ул. Рябикова в г. Ульяновске,
Определение № 05АП-7692/20 от 26.07.2021 Верховного Суда РФ
движения», Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Сводом правил «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*», Приказом Департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15.12.2015 № 114, утвердившим Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Приморского края схем размещения нестационарных торговых объектов. При этом суд апелляционной инстанции исходил из доказанности факта размещения спорного торгового павильона непосредственно на посадочной площадке автобусной остановки, то есть изначально с нарушением требований стандарта отрасли ОСТ 218.1.002-2003 « Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», утвержденного распоряжением Минтранса России от 23.05.2003 № ИС-460-р. При этом суд округа указал, что размещение спорного торгового павильона произведено в результате действий самого органа местного самоуправления, в связи с чем исключение объекта из схемы размещения влечет за собой обязанность предоставить предпринимателю компенсационное место для размещения ее нестационарного торгового объекта. Оснований для иных выводов при рассмотрении кассационной жалобы предпринимателя не имеется. Ссылка на другие судебные акты не подтверждает обоснованность
Определение № А59-4356/16 от 26.01.2018 Верховного Суда РФ
Российской Федерации. Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что один из НТО «Автозапчасти» расположен в соответствии с требованиями части 12 статьи 1 Положения о размещении НТО от 28.11.2012 № 702/42-12-4, другой - НТО «Продукты» не соответствует в части расстояния в поперечном направлении от крайнего элемента объекта до края проезжей части, расположен в пределах посадочной и остановочной площадки автобусной остановки, что в силу стандарта « Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. ОСТ 218.1.002-2003», утвержденного распоряжением Минтранса Российской Федерации от 23.05.2003 № ИС-460-р, является недопустимым, суд пришел к выводу, что размещение НТО «Продукты» не соответствует установленным требованиям обеспечения безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, на основании чего у администрации отсутствовали правовые основания для невключения НТО «Автозапчасти» и имелись правовые основания для невключения НТО «Продукты» в схему размещения НТО на 2016 год. Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судебных
Определение № 10АП-13494/17 от 25.06.2019 Верховного Суда РФ
Арбитражного суда Московского округа от 26.02.2019 по делу № А41-12663/2017, у с т а н о в и л: Администрация Люберецкого муниципального района Московской области (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «КАРО» (далееОбщество) о признании отсутствующим права собственности на объект (автобусную остановку «Урожай» с торговым павильоном общей площадью 70,3 кв. м с кадастровым номером 50:22:0040404:825), расположенный по адресу: Московская область, Люберецкий район, д. Часовня, автобусная остановка «Урожай»; о расторжении договора от 10.07.2015 № 29/15 аренды земельного участка и об обязании Общества демонтировать за свой счет автобусную остановку в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация городского поселения Томилино Люберецкого муниципального района Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, государственное
Постановление № 17АП-125/18-АК от 14.02.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
учетом генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, правил землепользования и застройки (в том числе с учетом установленных градостроительных регламентов), документации по планировке территорий; необходимости достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Согласно п. 2.2.8.6 Порядка схема не должна предусматривать размещение нестационарных торговых объектов в помещениях (на площадях) автопавильонов автобусных остановок, а также в пределах посадочных площадок и площадок ожидания автобусных остановок. Согласно ОСТ 218.1.002-2003 Стандарт отрасли " Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", утвержденных распоряжением Минтранса России от 23 мая 2003 г. N ИС-460-р, введенных в действие 1 июня 2003 года, торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания (пункт 3.16.1). Как установлено судом, принадлежащий предпринимателю нестационарный торговый объект - торговый павильон с адресным ориентиром <...> остановка «Азина» размещен на автобусной остановке пассажирского транспорта, что подтверждается представленными в материалы дела, в том числе с возражениями на апелляционную жалобу,
Постановление № А53-12272/16 от 06.10.2017 АС Северо-Кавказского округа
соответствуют принадлежащему ответчику торговому объекту. В связи с отказом арендодателя от договора аренды на земельный участок, договор аренды земельного участка прекратил свое действие 18.07.2011. Правовые акты о корректировке схемы размещения нестационарных торговых объектов ответчиком не оспорены. Существование торгово-остановочных комплексов не предусмотрено действующим законодательством, а размещение нестационарных торговых объектов в пределах автопавильона (остановочной площадки) противоречит требованиям к безопасности дорожного движения, обеспечение которой на городских дорогах относится к полномочиям муниципального образования (пункт 3.10.7 ОСТ 218.1.002-2003 « Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования»). Позиция судебных инстанций о том, что включение спорного объекта в ранее действующую схему является основанием включения его в действующую схему размещения, с учетом обстоятельств настоящего дела является ошибочной. Она не соответствует содержанию статьи 10 Закона № 381-ФЗ, а также пункту 2.2 постановления № 582, согласно которому без проведения торгов договор на размещение заключается в случае размещения объекта, ранее размещенного на том же месте, предусмотренном схемой, с хозяйствующим субъектом,
Постановление № А72-12832/20 от 09.12.2021 АС Поволжского округа
нестационарного торгового объекта площадью 31,2 кв. м, по адресному ориентиру в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ульяновск»: г. Ульяновск, р-н Засвияжский, ул. Рябикова, остановка «Кузоватовская», сроком на 10 лет. 28.05.2017 Управление дорожного хозяйства обратилось в администрацию с письмом, указав, что по адресу: <...> остановка «Кузоватовская», размещен НТО площадью 31,2 кв. м., который фактически располагается на посадочной площадке автобусной остановки, что противоречит требованиям пункта 3.16.1 ОСТ 218.1.002-2003 « Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования». По факту получения названного письма, 16.07.2018 администрация провела заседание рабочей группы по принятию решений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ульяновск», на котором рассмотрела вопрос и приняла решение рекомендовать исключить из схемы размещения нестационарных торговых объектов НТО, размещенный под пунктом 353 раздела «Засвияжский район» по адресу: ул. Рябикова, остановка «Кузоватовская». Постановлением администрации от 29.10.2018 № 2264 пункт 353 раздела «Засвияжский
Постановление № А51-20019/19 от 21.01.2021 АС Приморского края
судом первой инстанции не дана оценка каждому доказательству, представленному в материалы дела, на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств, следовательно, по мнению Администрации, обжалуемый судебный акт является немотивированным. Кроме того, Администрация по тексту апелляционной жалобы указывает, что принадлежащий ИП ФИО1 нестационарный торговый объект – павильон с остановкой размещен на территории Уссурийского городского округа на посадочной площадке общественного транспорта, то есть размещение не соответствует требованиям стандарта отрасли ОСТ 218.1.002-2003 « Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования». Через канцелярию суда от ИП ФИО1 поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу Администрации Уссурийского городского округа, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела. Индивидуальный предприниматель по тексту представленного отзыва на апелляционную жалобу выразил несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащими удовлетворению. Также от ИП ФИО1 поступило дополнение к отзыву на апелляционную жалобу,
Решение № 2-1081/2014 от 27.03.2014 Крымского районного суда (Краснодарский край)
устроить тротуар. По ул. ФИО2 (от ул. ФИО3 до ул. Фадеева) необходимо произвести ремонт тротуара. По ул. ФИО2, а/о «Старое кладбище» справа и слева отсутствует посадочная площадка. Отсутствует дорожный знак 5.16. Отсутствуют заездные карманы. По ул. ФИО2 (от ул. Западная до ул. Коммунистическая) необходимо произвести ремонт тротуара. Нанести горизонтальную разметку. На перекрестке ул. Коммунистическая ФИО2 необходимо произвести обрезку зеленых насаждений, ограничивающих видимость сигналов светофора. По ул. Адагумская (от ул. Синева до ул. Веселая) отсутствуют автобусные остановки . Отсутствует обочина проезжей части. Отсутствует горизонтальная разметка. Необходимо привести в соответствие люки смотровых колодцев на проезжей части дороги. По ул. Веселая (от ул. Адагумская до ул. Ленина) отсутствуют автобусные остановки, дорожная разметка. По ул. Ленина (от ул. Веселая до ул. Фурманова) отсутствуют автобусные остановки. Отсутствует обочина проезжей части, отсутствуют тротуары. Необходимо ликвидировать выбоины и просадки, установить группу д/з обозначающие искусственные неровности. По ул. Фурманова (от ул. Ленина до ул. Лагерная) необходимо ликвидировать выбоины