Хабаровского края с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Хабаровска (далее – Администрация), выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества – участка тепловой сети Д133 мм протяженностью 681 п.м, расположенного в границах от улицы Промышленной, д. 3, до здания Дальневосточной государственной научной библиотеки по адресу: <...>, и определению теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети ; об обязании Администрации совершить действия по постановке на учет указанного бесхозяйного недвижимого имущества. К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска и Управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации города Хабаровска; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания», муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Тепловые сети», Управление Федеральной службы государственной регистрации,
наличии оснований для обязания Администрации обратиться в Управление Росреестра с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества в отношении спорных участков трубопроводов. Суды исходили из следующего: поскольку спорные трубопроводы отопления и горячего водоснабжения являются транзитными, никому не принадлежат, Администрация должна обратиться в Управление Росреестра с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества в отношении участков трубопроводов, содержание и обслуживание которых осуществляет Общество, являющееся единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения, куда входят бесхозяйные тепловые сети . Суд округа согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций. Доводы кассационной жалобы Администрации были предметом рассмотрения судов и получили правовую оценку, не опровергают приведенные выводы судов, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации о п р е д е л и л: отказать администрации города Перми в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном
190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, и, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии оснований для освобождения муниципального образования, своевременно не выявившего и не поставившего на учет расположенные на его территории бесхозяйные тепловые сети , от обязанности возместить убытки, понесенные истцом вследствие образовавшихся в этих сетях тепловых потерь. Ссылки на судебную практику, в том числе определение Верховного Суда Российской Федерации подлежат отклонению, как имеющие иные обстоятельства спора и основанные на неверном толковании заявителем норм материального права. Доводы жалобы о несвоевременном уведомлении истцом ответчика о наличии спорных участков тепловых сетей, а также о недоказанности истцом использования этих сетей для поставки тепловой энергии потребителям, направлены на переоценку фактических обстоятельств
теплотрасс, присоединенных к теплотрассам Общества; об обязании Администрации в течение 10 дней с момента вступления в законную силу судебного акта направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о принятии на учет как бесхозяйных объектов недвижимого имущества - участков теплотрасс, присоединенных к теплотрассам Общества; об обязании Администрации определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных сетей, а именно - участки теплотрасс, присоединенных к теплотрассам Общества. Арбитражный суд Хабаровского края решением от 19.07.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2016 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.02.2017, в удовлетворении требований отказал. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Общество, ссылаясь на нарушение судами трех инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты и
от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808, и, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей теплоснабжения является внешняя стена здания общежития, относящегося к специализированному жилищному фонду. Изложенные заявителем возражения, связанные с бесхозяйностью участка сетей, порядком определения обслуживающей бесхозяйные тепловые сети организации, сами по себе указанные выводы судов не опровергают, не свидетельствуют о неправильном применении ими норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке. Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил: отказать акционерному обществу «Дальневосточная генерирующая компания» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Судья
том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Согласно пункту 6 статьи 15 Закона № 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети, и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования. Согласно пункту 4 статьи 8 Закона №
основаниям. Принимая оспариваемое решение, суд исходил из того, что спорные тепловые сети являются бесхозяйными, в связи с чем их передача на содержание заявителя является законной и обоснованной. Между тем суд не учел следующее. В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. В подпункте 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного
жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон и третьего лица-2, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего. В соответствии с пунктом 6 статьи15 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования. Согласно пункту 2 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга
заседании в помещении суда в городе Пятигорске Ставропольского края гражданское дело по заявлению Муниципального учреждения «Управление имущественных отношений города Пятигорска» о признании права собственности на бесхозяйное имущество, У С Т А Н О В И Л: МУ «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска» обратилось в суд с заявлением о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество. Свои доводы заявитель мотивирует тем, что на территории муниципального образования города-курорта Пятигорска выявлен объект недвижимого имущества - бесхозяйные тепловые сети , присоединенные к магистральным сетям котельной, с кадастровым №, протяженностью 405.0000 м., расположенное по адресу: <адрес>. С целью установления собственника недвижимого имущества МУ «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска» сделан запрос в Министерство имущественных отношений Ставропольского края, письмом от ДД.ММ.ГГГГ № заявителю сообщено, что в реестре государственного имущества Ставропольского края указанное недвижимое имущество не значится. Соответствующий запрос сделан в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю, письмом от ДД.ММ.ГГГГ № сообщено,
Л: Администрация <адрес> обратилась в суд с заявлением о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество. В обоснование заявленных исковых требований заявитель указывает, что на территории муниципального образования город-курорт Пятигорск выявлены объекты недвижимого имущества: Тепловые сети, присоединенные к магистральным сетям котельной <адрес>, с кадастровым номером №, протяженностью <данные изъяты> м., описание местоположения: ставропольский край, <адрес>; Тепловые сети, присоединенные к магистральным сетям котельной <адрес>, с кадастровым номером №, протяженностью 320 м., описание местоположения; <адрес>, Бесхозяйные тепловые сети , присоединенные к магистральным сетям котельной <адрес>; Тепловые сети, присоединенные к магистральным сетям котельной <адрес>, с кадастровым номером №, протяженностью 104 м., описание местоположения: <адрес>; Тепловые сети, присоединенные к магистральным сетям котельной <адрес>», с кадастровым номером №, протяженностью 474 м., описание местоположения: <адрес>, бесхозяйные тепловые сети, присоединенные к магистральным сетям котельной <адрес>», <адрес>; Тепловые сети, присоединенные к магистральным сетям котельной «<адрес> с кадастровым номером №, протяженностью 2341 м., описание местоположения: <адрес>, бесхозяйные тепловые
сетей в размере 228,815 км, однако не включены тепловые сети протяженностью 55 906,5 м, переданные им органом местного самоуправления на обслуживание как бесхозяйные сети. Представленным в орган регулирования постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 19 июля 2021 года № 1282-па «О внесении изменений в постановление администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 10 ноября 2020 года № 2346-па «Об определении организаций по содержанию и обслуживанию бесхозяйственных тепловых сетей» подтверждается включение спорных сетей в перечень бесхозяйных тепловых сетей. Бесхозяйные тепловые сети , переданные на обслуживание МУП «ППТС», включены в утвержденную схему теплоснабжения города Комсомольска-на-Амуре на период до 2037 года. Однако Комитет исключил из расчета количества условных единиц, относящихся к активам, необходимым для осуществления регулируемой деятельности, бесхозяйные тепловые сети, тем самым снизил валовую выручку на сумму затрат, касающихся содержания указанных сетей, со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих регистрацию бесхозяйных сетей и соответствие требованиям безопасности, необходимых для эксплуатации данных объектов, со ссылкой на положения Федерального закона