ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Бюджетные обязательства - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 83-АД23-7 от 24.10.2023 Верховного Суда РФ
приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Теребунова А.Н. к административной ответственности) нарушение более чем на десять рабочих дней получателем бюджетных средств установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное и (или) денежное обязательство влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Исполнение бюджета по расходам предусматривает, в том числе принятие и учет бюджетных и денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (часть 2 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Приказом Минфина России от 30 октября 2020 года № 258н утвержден Порядок учета
Определение № А48-10962/19 от 16.09.2021 Верховного Суда РФ
применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», и выводы судов по делу № А48-3252/2019, пришли к выводу об отсутствии со стороны департамента спорного бездействия, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленного требования, с чем согласился суд округа. Судебные инстанции исходили из того, что при рассмотрении заявки общества на получение субсидий за 2019 год департамент действовал в пределах предоставленных ему полномочий. Суды указали, что получатель бюджетных средств вправе принимать бюджетные обязательства только в пределах доведенных до него лимитов, при этом отметив, что содержание пункта 2.1 проекта договора, не согласованного обществом, соответствует положениям Порядка предоставления субсидии от 03.11.2017 № 469 и не могло быть изменено по воле сторон договора. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, получили надлежащую правовую оценку, не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм процессуального права и в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не являются основанием для передачи
Определение № 21АП-3198/18 от 19.03.2020 Верховного Суда РФ
от 23.07.2015 № 672-ПП (далее – региональная программа), постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации». Суды нашли выводы УФК по г. Севастополю о допущенных департаментом нарушениях необоснованными, не учитывающими специфики оказания государственной поддержки проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Республике Крым и г. Севастополе за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Так, казначейство указывало, что департамент принял бюджетные обязательства на 67 договорам на проведение капитального ремонта в отсутствие доведенных лимитов бюджетных обязательств. Суды учли, что в 2016 году финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в г. Севастополе проводилось при долевом участии Фонда содействия реформированию ЖКХ. Между Департаментом городского хозяйства города Севастополя и Фондом содействия реформированию ЖКХ был заключен договор о финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории города федерального значения Севастополя от 28.07.2014 № 38-РК. По условиям
Определение № А62-6099/20 от 21.01.2022 Верховного Суда РФ
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и исходили из того, что материалами дела подтверждается невыполнение работ по муниципальному контракту от 15.06.2018 № 0163300017718000214-0229652-02/020 лишь на сумму 91 452,60 руб. (стоимость установки 144 сигнальных столбиков, приобретение которых контрактом не предусмотрено), а в остальной части казначейство не представило доказательств невыполнения работ на момент их приемки администрацией. Кроме этого, суды согласились с тем, в 2018 и 2019 гг. администрация принимала бюджетные обязательства до того, как ей были доведены лимиты бюджетных обязательств, что является нарушением пункта 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Однако заключение муниципальных контрактов в более поздние сроки, после поступления расходных расписаний с указанием соответствующих лимитов бюджетных обязательств, могло привести к невозможности выполнения работ по ремонту гидротехнических сооружений, имеющих сезонный характер. Судами учтено, что заключая контракты, источником финансирования которых являлись средства федерального бюджета, администрация была осведомлена о поступлении соответствующих бюджетных ассигнований в местный бюджет.
Постановление № А45-21951/14 от 09.07.2015 АС Западно-Сибирского округа
права, проанализировал доводы заявителя и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, по результатам проведенной ревизионной группой надзорного органа проверки финансово-хозяйственной деятельности управления за 2013 год составлен акт от 26.08.2014 и выдано представление от 29.09.2014 № 51-07/05-13/3195. Из содержания оспариваемого заявителем пункта 7 данного представления следует, что выявленное проверкой нарушение выразилось в не отражении в момент совершения хозяйственных операций по кредиту счета 150221000 «Принятые бюджетные обязательства » принятые бюджетные обязательства по 11 государственным контрактам на 2014 и 2015 годы планового периода, что привело к искажению отчетных данных в графах 6,7,11 Отчета о принятых бюджетных обязательствах (форма ОКУД 0503128) по состоянию на 01.01.2014; сумма нарушения составляет 119 313 633 руб. Принимая судебные акты о частичном удовлетворении заявленного управлением требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что заключив государственные контракты, управление приняло соответствующее обязательство, следовательно, должно отразить данные
Постановление № А26-1539/17 от 17.01.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
жилищного фонда. На основании изложенного судом сделан обоснованный вывод о том, что расходные обязательства, подлежащие исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, равно как и инвестирование средств местного бюджета в объекты государственной собственности (и наоборот) неправомерны, финансирование выполнения работ по государственному контракту одновременно за счет республиканского бюджета и бюджета муниципального образования прямо запрещены бюджетным законодательством. В соответствии с пунктом 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Как следует из материалов дела, муниципальные образования не являются стороной заключенных Учреждением с ООО «Гидрострой» муниципальных контрактов, а следовательно, в силу пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации никаких обязанностей для них, в том числе по оплате выполненных работ, не возникает. Таким образом, именно Учреждение приняло на себя бюджетные обязательства
Постановление № 03АП-25/2022 от 29.03.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда
лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного и общего образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие дошкольного и общего образования» в виде принятия стоимости фактически не выполненных работ на общую сумму 7 996 529,03 руб. В пункте 2 представления указано, что в нарушение пункта 2 статьи 72, пункта 5 статьи 161, пункта 3 статьи 219 БК РФ ГКУ Республики Тыва «Госстройзаказ» в 2019 году приняты бюджетные обязательства при отсутствии лимитов бюджетных обязательств на строительство пристроек к детским садам для создания дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в период осуществления закупок и до момента заключения 7 государственных контрактов и 7 концессионных соглашений от 25.06.2019, что является нарушением порядка принятия бюджетных обязательств, в размерах превышающих лимиты бюджетных обязательств, за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в 2019 году на общую сумму 326 048 990,41 руб.
Постановление № А05-12761/15 от 25.05.2016 АС Архангельской области
если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений. В пункте 5 оспариваемого представления отражено нарушение, выразившееся в том, что заявителем в 2014 году вопреки положениям части 5 статьи 161, статьи 162, части 3 статьи 219 БК РФ приняты бюджетные обязательства сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств по КБК 32003054230049242221 (услуги связи) на общую сумму 867 684 руб. 99 коп. В пункте 6 оспариваемого представления отражено нарушение, выразившееся в том, что заявителем в 2014 году вопреки положениям части 5 статьи 161, статьи 162, части 3 статьи 219 БК РФ приняты бюджетные обязательства сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств по КБК 32003054230049244221 (услуги связи) на общую сумму 60 000 руб. 00 коп. В пункте 7 оспариваемого представления отражено
Решение № 7Р-438/2015 от 31.07.2015 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)
пятидесяти тысяч рублей. Согласно п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено данным Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Пунктом 3 ст. 219 БК РФ определено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Как следует их материалов дела и установлено судьей Йошкар-Олинского городского суда, приказом от <дата> № <...> «По личному составу» Рахматуллин О.И. назначен на должность начальника ФГКУ <...> с <дата> и освобожден от должности с <дата> на основании приказа от <дата> № <...> «По
Решение № 7-1178/16 от 10.08.2016 Челябинского областного суда (Челябинская область)
участников процесса, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему. Согласно пункту 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 сентября 2008 года № 98н утвержден Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета (далее - Порядок учета бюджетных обязательств). Согласно пункту 1.2 Порядка учета бюджетных обязательств бюджетные обязательства , принимаемые в соответствии с государственными контрактами, иными договорами (соглашениями), заключенными с физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, или в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами подлежат учету в органах Федерального казначейства. Положения пункта 2.1 Порядка учета (пункт 2.1 в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.11.2012 N 151н) обязывают получателя средств федерального бюджета представить в орган Федерального казначейства сведения об обязательстве не позднее шести рабочих дней со дня заключения государственного
Решение № 7Р-595/2015 от 10.12.2015 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)
распорядителей (код 01) поступают лимиты бюджетных обязательств для дальнейшего распределения по получателям, ФСИН России со счета с кодом 01 на счет с кодом 01 УФСИН России по Республике Марий Эл доведены лимиты бюджетных обязательств, которые впоследствии были доведены до лицевых счетов с кодом 03 всех получателей средств федерального бюджета, в том числе до УФСИН России по Республике Марий Эл, до <...> движения по счету получателя УФСИН не было, с <...> стали ставить на учет бюджетные обязательства ; изучив материалы дела, административные материалы, прихожу к следующим выводам. В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Согласно статье 15.15.10 КоАП РФ принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими
Решение № 12-402/16 от 01.09.2016 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)
№... (форма по КФД 0531786) на 01.01.2015. Учреждением как ПБС в 2014 финансовом году принятие обязательств по КБК 187 0207 4112798244 225 осуществлялось в следующем хронологическом порядке: 17.06.2014 путем заключения государственного контракта №... на сумму 15582600,00 руб. со сроком исполнения до 31.12,2014. (Сведения о принятом бюджетном обязательстве (ф.0531702) от 27.06.2014 №..., Журнал регистрации обязательств (ф.0504064) за июнь 2014 года). При этом остаток неиспользованных лимитов бюджетных обязательств, в пределах которого Учреждение как ПБС правомочно принимать бюджетные обязательства составил 417400,00 руб. (16000000,00 - 15582 600,00). 08.10.2014 по исполнительному листу АС №... выданному 25.08.2014 на основании решения арбитражного суда от 18.07.2014 №А56-13625/2014 в сумме 57868,00 руб. (Уведомление о поступлении исполнительного документа в Отдел №10 Управления Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу от 30.09.2014 №..., Журнал регистрации обязательств (ф.0504064) за октябрь 2014 года). Остаток неиспользованных лимитов бюджетных обязательств, в пределах которого Учреждение как ПБС правомочно принимать бюджетные обязательства составил 359532,00 руб. (417400,00 - 57868,00). 16.12.2014
Решение № 12-403/16 от 01.09.2016 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)
КФД 0531786) на <дата>. Учреждением как ПБС в 2014 финансовом году принятие обязательств по КБК 187 0207 4112798 244 225 осуществлялось в следующем хронологическом порядке: 17.06.2014 путем заключения государственного контракта №... на сумму 15 582 600,00 руб. со сроком исполнения до 31.12.2014. (Сведения о принятом бюджетном обязательстве (ф.0531702) от 27.06.2014 №..., Журнал регистрации обязательств (ф.0504064) за июнь 2014 года). При этом остаток неиспользованных лимитов бюджетных обязательств, в пределах которого Учреждение как ПБС правомочно принимать бюджетные обязательства составил 417400,00 руб. (16000000,00-15582600,00). 08.10.2014 по исполнительному листу АС №... выданному 25.08.2014 на основании решения арбитражного суда от 18.07.2014 №А56-13625/2014 в сумме 57868,00 руб. (Уведомление о поступлении исполнительного документа в Отдел №10 Управления Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу от 30.09.2014 №..., Журнал регистрации обязательств (ф.0504064) за октябрь 2014 года). Остаток неиспользованных лимитов бюджетных обязательств, в пределах которого Учреждение как ПБС правомочно принимать бюджетные обязательства составил 359532,00 руб. (417400,00 - 57868,00). 16.12.2014 путем заключения государственного