ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Дети сироты - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 09АП-30412/2014 от 05.06.2015 Верховного Суда РФ
федерации. Судебные акты мотивированы также следующим. В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» сформирован федеральный регистр получателей социальной помощи, в который вошли все категории льготников, льготы по оплате проезда которых заменены на денежные выплаты из федерального бюджета. К исключительным полномочиям субъектов РФ отнесены меры социальной поддержки репрессированных лиц, тружеников тыла и ветеранов труда, а также семей, имеющих детей. В Тверской области это также ветераны труда Тверской области и дети-сироты . Федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Согласно Федеральному закону от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) обязанность по учету граждан, имеющих право на
Определение № 74-КГ19-8 от 10.09.2019 Верховного Суда РФ
от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. Из статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ следует, что за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Из вышеуказанных норм следует, что целью определения статуса несовершеннолетнего как ребенка, оставшегося без попечения родителей, является предоставление ему возможности реализовать в установленном законом порядке дополнительные гарантии по социальной защите. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законом осуществляется только в случае их
Определение № А17-11149/19 от 15.06.2021 Верховного Суда РФ
не установлено оснований, по которым кассационные жалобы администрации и управления могут быть переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как следует из судебных актов, в 2018, 2019 гг. муниципальному образованию городской округ Иваново из бюджета Ивановской области предоставлялись субвенции на финансирование переданных государственных полномочий по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты и лица из их числа) благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в рамках реализации государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области». О предоставлении субвенций между Департаментом социальной защиты населения Ивановской области и Администрацией города Иваново заключены соглашения от 22.03.2018 № 83 и от 28.02.2019 № 53. Уполномоченным органом, ответственным за исполнение соглашений и предоставление отчетности, определено Управление жилищной политики. Служба государственного финансового контроля Ивановской области
Определение № 301-ЭС21-20125 от 01.11.2021 Верховного Суда РФ
осуществление государственного полномочия Республики Коми, предусмотренного пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми», пришел к выводу, что оспариваемые решения министерства соответствуют действующему законодательству, не нарушают права и законные интересы заявителя. Расходование бюджетных средств (субвенции) при приобретении жилых помещений муниципальными образованиями в целях их дальнейшего предоставления по договорам социального найма должно отвечать целям эффективности и результативности. Соответственно, специализированным жильем должны быть обеспечены дети-сироты по установленной норме предоставления жилой площади. Суд, апелляционной инстанции установив, что в соответствии с требованиями Закона № 159-ФЗ и Закона № 134-РЗ норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма должна составлять не менее 18 кв.м, но не более 38 кв.м, тогда как площадь приобретенных жилых помещений составляет 59,9 кв.м и 66,2 кв.м, исходил из того, что приобретение жилых помещений общей площадью более 38 квадратных метров свидетельствует о неэффективном использовании средств республиканского
Определение № 304-ЭС21-24321 от 13.12.2021 Верховного Суда РФ
департамент) к обществу об обязании устранить недостатки работ, установил: суд первой инстанции решением от 16.02.2021 (с учетом дополнительного решения от 04.03.2021), оставленным без изменения постановлениями апелляционного суда от 01.06.2021 и суда округа от 10.09.2021, обязал общество в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу исполнить гарантийные обязательства по муниципальному контракту от 27.03.2019 № 01873000012190000300001 на выполнение работ по ремонту жилых помещений, единственными собственниками которых либо собственниками долей в которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно выполнить работы: - по объекту расположенному по адресу, г. Нижневартовск, пр. Победы, д. 1 кв. 59, г. Нижневартовск: переклеить обои в местах расхождения стыков на стенах спальни, кухни и коридора, в случае невозможности переклейки осуществить их замену; удалить и приклеить заново отслоившуюся керамическую плитку в туалете и ванной комнате; заменить лопнувшую керамическую плитку в туалете на
Постановление № А34-6655/11 от 03.07.2012 АС Уральского округа
федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей. Отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулирует Закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В
Постановление № А46-5926/2011 от 31.01.2012 АС Западно-Сибирского округа
Железнодорожная, д. 10 А, кв. 11, площадью 21,6 кв. м, с заключением договора социального найма от 28.12.2009. Ссылаясь на то, что исполнение названного решения суда общей юрисдикции произведено за счет муниципального жилищного фонда, Администрация города Омска обратилась в арбитражный суд с иском о возмещении убытков. Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, исходили из обязанности Омской области, к расходным обязательствам которой отнесено предоставление жилого помещения гражданину, относящемуся к категории « дети-сироты », возместить городскому округу – город Омск денежные средства в размере стоимости переданного ему жилого помещения. Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов, при этом исходит из следующего. Исходя из подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статей 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся
Постановление № Ф03-4140/17 от 18.10.2017 АС Дальневосточного округа
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В силу статьи 5 Закона № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Статьями 4 и 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 472-ОЗ) установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения
Постановление № А07-25137/2021 от 01.08.2023 АС Уральского округа
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований. В силу пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 159-ФЗ) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты ) на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениям, в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 28.12.2005 № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» (далее - Закон № 260-з), наделены органы местного самоуправления муниципальных образований. Финансовые и материальные средства, передаваемые органам местного самоуправления на реализацию переданных государственных полномочий,
Апелляционное определение № 33-3832/2015 от 22.09.2015 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)
по делу № 33-3832/2015 судья М.О.Алиев Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Устаевой Н.Х., судей Магадовой А.В. и Магамедова Ш.М., при секретаре Магарамовой С.Г., рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе представителя Султановой Н.Н. – Умаева Р.М., гражданское дело по иску Султановой Н.Н. к администрации МО «г. Хасавюрт» о признании права на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору социального найма по категории « дети-сироты » и обязать муниципальное образование ГО «г. Хасавюрт» предоставить ей жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору социального найма по категории «дети-сироты», по апелляционной жалобе представителя Султановой Н.Н. – Умаева Р.М., на решение Хасавюртовского городского суда от 02 июля 2015 года, которым постановлено: «В удовлетворении искового требования Султановой Н. Н. к администрации МО ГО «город Хасавюрт» о признании за ней права на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору социального найма
Решение № 2-135/13 от 31.07.2013 Мазановского районного суда (Амурская область)
с Федеральным Законом РФ от -- №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон РФ) имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством.Так, ст. 57 ч. 2, п. 2 ЖК РФ предусмотрено, что лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях вне очереди предоставляется жилое помещение по договору социального найма.В силу ч. 1 ст. 8 Закона РФ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, а также по завершению обучения в образовательных организациях профессионального образования, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди благоустроенной жилой площадью не ниже установленных социальных норм.Аналогичное положение содержится в ч. 3 ст. 4 закона -- от --