воздействие на окружающую среду, подлежат федеральному государственному экологическому надзору, а не региональному, дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных актах. Суды указали, что спорные объекты не относятся к категории опасных производственных объектов в соответствии с приложением 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116?ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и не входят в перечень объектов, утвержденный приказом Минприроды России от 13.07.2011 № 621, в отношении которых на территории Калужской области осуществляется федеральный государственный экологический надзор . Оснований не согласиться с выводами судов в данной части не имеется. Доводы общества о том, что проведение спорной проверки назначено распоряжением административного органа в отсутствие надлежащих полномочий и оснований, при заявленном предмете спора, не могут быть приняты во внимание. Судами проверена процедура и срок давности привлечения к административной ответственности, нарушений положений КоАП РФ не установлено. Административный штраф назначен обществу оспариваемым постановлением в минимальном размере санкции нормы статьи 8.41 КоАП РФ с учетом положений
осуществление регионального государственного экологического надзора. Согласно статьи 6 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся в том числе, осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. В силу части 2 статьи 65 указанного выше Федерального закона государственный экологический надзор включает в себя в числе прочего государственный надзор в области обращения с отходами. В силу пункта 6 части 1 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных этим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 названного Кодекса, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 названного Кодекса. Согласно частям 1, 5 статьи 22.2
отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным. Из пункта 2 названного Порядка следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор , по месту осуществления деятельности. В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие
903, Положения о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476, Перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Кемеровской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.08.2011 № 709, КоАП РФ, арбитражные суды пришли к выводу, что в отношении хозяйственной и (или) иной деятельности общества организуется и осуществляется федеральный государственный экологический надзор , а не региональный экологический надзор. Данный вывод стал основанием для принятия оспариваемых судебных актов с указанием на отсутствие у административного органа полномочий для вынесения оспариваемого представления. Приведенные в жалобе доводы по существу сводятся к несогласию административного органа с толкованием судами норм законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, применительно к установленным обстоятельствам дела, что в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
объектов капитального строительства, а именно: неполучении заключения органа государственного экологического надзора при вводе в эксплуатацию объекта капитального строительства Высоконапорного водовода от задвижки скв. № 23 до скв.№ 7 Комаровского нефтяного месторождении. Несогласие с пунктом 4 предписания послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении спорного объекта должен был быть осуществлен экологический надзор , для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию нормами действующего законодательства на момент ввода объекта в эксплуатацию было предусмотрено предоставление заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти. Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требование, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями статей 54, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закона № 7-ФЗ (в редакции, действующей на момент ввода объекта в эксплуатацию), Положением об осуществлении государственного строительного надзора
к перечню лиц, подлежащих региональному экологическому контролю. Общество имеет действующий проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, согласованный с Роспотребнадзором и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. При проведении проверки допущены грубые нарушения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В соответствии со статьей 65 Закона об окружающей среде государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Федеральный государственный экологический надзор в пределах своей компетенции осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы (постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400
законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (часть 1). Государственный экологический надзор включает в себя, в том числе государственный надзор в области использования и охраны водных объектов (часть 2). Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 4). Должностные
административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 указанного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Согласно положений статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный экологический надзор , в пределах своих полномочий рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, частью 1 статьи 8.14 данного Кодекса. В соответствии с частью 2 статьи 65 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» (в редакции ФЗ № 48 от 9 марта 2021 года) государственный экологический надзор включает в том числе государственный надзор в области использования и охраны водных объектов. Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами
органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 данного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Согласно части 1 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2, 4 статьи 8.13 данного Кодекса. Статьей 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом
3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, В жалобе, поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры начальник Сургутского Управления Природнадзора Югры К. просит решение суда отменить, постановление Природнадзора Югры оставить без изменения, мотивируя жалобу тем, что судом применен нормативный акт, не подлежащий применению, выводы суда основаны на неверном толковании норм права; постановление о назначении административного наказания вынесено полномочным лицом в пределах его компетенции, так как законом предусмотрено, что органы субъекта РФ вправе осуществлять экологический надзор по тем объектам хозяйственной деятельности, которые не отнесла к своим объектам РФ. Природнадзор Югры в данном случае не проверял опасные производственные объекты юридического лица, надзор за которыми осуществляют федеральные органы исполнительной власти; Постановление Правительства ХМАО-Югры № 5-п от 14.01.2011 года «О требованиях по разработке Планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» разработано с учетом территориальной специфики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (заболоченность,
соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 указанного Кодекса. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ). Согласно ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический надзор , рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2, 4 ст. 8.13 данного кодекса. Частью 1 статьей 65 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными
ч. 4 ст. 8.13 и ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ являются неправомерными. Кроме того, по мнению представителя ПАО «Фортум» оспариваемое постановление вынесено административным органом, неуполномоченным на осуществление федерального государственного экологического надзора, в том числе возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных к I категории. Мотивирует тем, что в соответствии со ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный экологический надзор , в том числе государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции. Согласно п. 6 ст. 65 ФЗ № закона «Об охране окружающей среды» федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в