ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Гласность выборы - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение Верховного Суда РФ от 11.01.2012 N ГКПИ11-2048 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 2 Комплекса мер по обеспечению информирования избирателей о зарегистрированных кандидатах на должность Президента РФ, о политических партиях, выдвинувших кандидатов, утв. Постановлением Центризбиркома РФ от 25.05.2011 N 12/128-6>
Оспариваемый заявителем в части акт содержит правила информационного обеспечения, которые закрепляют в том числе обязанность ЦИК России передать в средства массовой информации, избирательные комиссии указанные выше сведения, подлежащие опубликованию и размещению в помещении для голосования в определенном ею объеме. Обязанности ЦИК России и избирательных комиссий по информационному обеспечению выборов соответствует право избирателей на получение информации, касающейся избирательной кампании и ее участников, что является необходимым условием реализации гражданами своих избирательных прав, способствует формированию их волеизъявления, гласности выборов Президента Российской Федерации. Таким образом, оспариваемый в части акт содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение и направлен на урегулирование отношений по информированию избирателей о зарегистрированных кандидатах на должность Президента Российской Федерации, о политических партиях, выдвинувших кандидатов. Данный нормативный правовой акт принят в пределах компетенции, установленной пунктом 5 статьи 39, пунктом 3 статьи 66 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", при единогласном голосовании присутствующих на заседании 25 мая
Статья 45. Информационное обеспечение выборов Президента Российской Федерации
Статья 45. Информационное обеспечение выборов Президента Российской Федерации Информационное обеспечение выборов Президента Российской Федерации включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов Президента Российской Федерации.
Статья 44. Информационное обеспечение выборов и референдумов
Статья 44. Информационное обеспечение выборов и референдумов Информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.
Апелляционное определение № 47-АПА19-4 от 05.08.2019 Верховного Суда РФ
Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них). Согласно статье 44 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов. Согласно пункту 1 и подпункту «в» пункта 3 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов. В соответствии с пунктом 9 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года №
Апелляционное определение № АПЛ19-323 от 13.08.2019 Верховного Суда РФ
судом в судебном заседании и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. ГАС «Выборы» в силу Федерального закона от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» является федеральной автоматизированной информационной системой, функционирующей на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 5). Использование ГАС «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдума является одной из гарантий реализации прав граждан Российской Федерации на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах и референдуме. Согласно статье 7 (пункт 2) поименованного выше закона избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные избирательные комиссии обеспечивают использование и эксплуатацию соответствующих комплексов средств автоматизации, представление в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, вышестоящую избирательную комиссию информации о ходе и результатах выборов и референдума с использованием ГАС «Выборы» в установленном порядке; обеспечивают безопасность информации в соответствующих комплексах средств автоматизации. Приведя в обжалуемом решении правовой анализ положений Федерального закона от 12 июня
Определение № 077/01/17 от 24.05.2021 Верховного Суда РФ
о том, что решение антимонопольного органа соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя. Судебные инстанции исходили из доказанности наличия в действиях администрации вмененного нарушения Закона о защите конкуренции. При исследовании обстоятельств дела установлено, что конкурсный отбор проходил по критериям и в порядке, не предусмотренным закупочными документами, что в условиях проведения публичных торгов является недопустимым, поскольку не способствует соблюдению принципа информационной открытости, гласности и прозрачности проводимых закупок, представляет собой способ злоупотребления и манипуляций со стороны организатора закупок при выборе их победителей. При этом суды отметили, что отсутствие критериев оценки заявок и порядка присвоения баллов в Типовом порядке и решении Совета депутатов не освобождает организатора конкурса от установления данных критериев и порядка в извещении и конкурсной документации. Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела или допущенной судебной ошибке, являлись предметом рассмотрения судов, получили надлежащую правовую
Апелляционное определение № 47-АПА19-4 от 05.08.2019 Верховного Суда РФ
Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них). Согласно статье 44 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов. Согласно пункту 1 и подпункту «в» пункта 3 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов. В соответствии с пунктом 9 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года №
Решение № А76-2729/14 от 11.04.2014 АС Челябинской области
(изменении) и отмене межмуниципального маршрута вносит соответствующую запись в реестр межмуниципальных маршрутов. Приказом Министерства от 07.03.2013 № 165 утверждены паспорта межмуниципальных маршрутов № 539, 540, 545, 546, 547. 13.03.2013 указанные маршруты включены в реестр межмуниципальных маршрутов Челябинской области. Закон об организации транспортного обслуживания устанавливает, что выбор перевозчиков для выполнения перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам осуществляется на конкурсной основе в целях выбора лучшего из всех претендентов, что соответствует принципам конкурентного законодательства, прозрачности и гласности выбора хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность в сфере транспортного обслуживания населения. В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона об организации транспортного обслуживания перевозки пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту осуществляются юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) на основании договора, заключенного с уполномоченным органом, заключается по результатам конкурса на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту либо без проведения конкурса в случае, предусмотренном статьей 8 настоящего Закона. Согласно части 2 статьи 10 Закона
Постановление № 18АП-5897/14 от 18.06.2014 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона. Закон об организации транспортного обслуживания устанавливает, что выбор перевозчиков для выполнения перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам осуществляется на конкурсной основе в целях выбора лучшего из всех претендентов, что соответствует принципам конкурентного законодательства, прозрачности и гласности выбора хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность в сфере транспортного обслуживания населения. В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона об организации транспортного обслуживания перевозки пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту осуществляются юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) на основании договора, заключенного с уполномоченным органом. Указанный договор заключается по результатам конкурса на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту либо без проведения конкурса в случае, предусмотренном статьей 8 настоящего Закона. Согласно части 2 статьи
Постановление № 03АП-3568/2015 от 09.09.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
(с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (часть 1). Соответственно, применение любого из предусмотренных Положением о закупках способа должно быть реализовано с учетом этих принципов. Указанный в пункте 22.1. Положения способ закупки не отвечает принципам прозрачности и гласности проводимых закупок и развития добросовестной конкуренции, создает возможность для коррупционных проявлений. При этом данный способ отсутствует в перечне способов закупки, предусмотренном статьей 5 Положения, а критерий выбора способа – по субъекту (дочернее общество) не отвечает общим критериям выбора заказчиком способа закупки. На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя о том, что в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг предусмотрено право заказчика осуществлять закупку по прямому договору со своим дочерним обществом, что не является дискриминационным и ограничивающим конкуренцию по отношению к участникам закупки. Судом апелляционной
Решение № 2А-165/18 от 27.08.2018 Новолакского районного суда (Республика Дагестан)
был установлен факт сокрытия кандидатом сведений о своей судимости по ч. 2 ст. 176 УК РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что кандидат подпадает под п/п. «е» п. 24 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». В своем заключении и.о. прокурора <адрес> Мирзоев М.О. высказал мнение о том, что сокрытие сведений о судимости нарушает права избирателей на получение полной информации о кандидате, способствующей осознанному волеизъявлению граждан и гласности выборов , в связи с чем, административное исковое заявление подлежит удовлетворению. Выслушав стороны и заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям. Судом установлено, что решением ТИК № от ДД.ММ.ГГГГ сформирована УИК №, на которую и возложены полномочия избирательной комиссии МО «<адрес>». Председателем УИК № назначен ФИО2 Решением УИК № № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирован кандидатом в депутаты представительного органа МО «<адрес>» <адрес> РД.
Решение № 2-762/2016 от 16.09.2016 Калининского районного суда (Краснодарский край)
его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. Согласно ст. 44 Федерального закона № 67-ФЗ информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов. В соответствии со ст. 1, ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в
Решение № 12-71 от 05.04.2012 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)
РФ «О выборах Президента Российской Федерации». Статья 5.5 ч.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка опубликования материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в том числе и агитационных материалов. В силу ст.ст.44 и 45 ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов. Информирование избирателей и участников референдума осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица в соответствии с настоящим Федеральным законом. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях. Согласно ст.47 ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» информационное обеспечение выборов и референдумов соответствующего осуществляется с использованием государственных,
Решение № 2-379 от 02.03.2012 Саяногорского городского суда (Республика Хакасия)
права на свободные выборы и свободы слова и информации и не допуская неравенства и несоразмерных ограничений (статьи 19 и 55 Конституции Российской Федерации; пункт 2 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод; пункт 3 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах). Выполнение организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации, такой социальной функции, как информационное обеспечение выборов и референдумов, в Российской Федерации как демократическом правовом государстве призвано способствовать осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов. Исходя из того, что пользование свободой массовой информации - по смыслу статьи 29 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пункта 3 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах - налагает на организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, особые обязанности и особую ответственность, представители этих организаций, действующих на основе редакционной независимости и вырабатываемых журналистским сообществом норм саморегуляции, то есть правил профессии
Решение № 2А-107/2021 от 05.04.2021 Новолакского районного суда (Республика Дагестан)
(далее ТИК) К.А.И. просил так же удовлетворить требования административного истца. Он пояснил, что при подаче заявлении о регистрации в качестве кандидата на главу МО ФИО1 нарушил порядок предоставления сведений, а именно, в графе сведения о судимости гражданина не написал наименование статьи Уголовного кодекса, по которой был осужден, так же не указал дату отбытия наказания. Не указание сведений в полном объеме нарушает права избирателей на получение полной информации о кандидате, способствующей осознанному волеизъявлению граждан и гласности выборов . В своем заключении помощник прокурора <адрес> Джабраилов М.А. высказал мнение о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Выслушав стороны и заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям. Решением депутатов сельского поседения МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ назначены досрочные выборы главы МО «<адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ. Судом установлено, что решением ТИК № от ДД.ММ.ГГГГ формирована