ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Главные администраторы доходов федерального бюджета - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 305-ЭС15-4328 от 10.08.2015 Верховного Суда РФ
осуществляется за счет бюджета Московской области. Одновременно заявитель указывает, что у судов отсутствовали основания для взыскания с него денежных средств, поскольку он не является правопреемником ликвидированного Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москве. Между тем суды при рассмотрении настоящего спора установили, что согласно приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 26.06.2012№ 283 «Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов федерального бюджета» администратором доходов федерального бюджета является Комитет лесного хозяйства Московской области, которому предоставлены полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 № 92н«Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их
Определение № 08АП-17000/18 от 07.11.2019 Верховного Суда РФ
на допущенные нарушения, выразившиеся в следующем: в период 2014-2017 годов при осуществлении учета имущества, обращенного в государственную собственность, управление не предпринимало меры к установлению его учетной стоимости; допущено внесение в регистры аналитического учета недостоверных сведений о стоимости имущества; в 2014 году осуществлен учет в составе доходов бюджета денежной суммы в размере 217 612 рублей 71 копеек, полученной УФСБ по Омской области от реализации вещественных доказательств по уголовному делу, в отсутствие у управления полномочий администратора доходов федерального бюджета по соответствующему коду бюджетной классификации; осуществлены расходы на проведение оценочной экспертизы имущества, подлежащего в дальнейшем утилизации, что привело к неэффективному использованию бюджетных средств. ТУ Росимущества в Омской области оспорило представление, возражая против выводов казначейства относительно указанных нарушений. Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 34, 160.1, 160.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность
Определение № 304-ЭС21-1203 от 16.03.2021 Верховного Суда РФ
41, 161, 241 Бюджетного кодекса, статьей 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьей 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьями 13, 17, 18 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, приказом управления Федеральной службы исполнений наказаний от 05.06.2015 № 512 «Об осуществлении бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы», суды отказали в удовлетворении заявления, установив нарушение учреждением порядка администрирования доходов: спорные доходы учреждением получены не от приносящей доход коммерческой деятельности по реализации работ (услуг) собственного производства и без привлечения осужденных к труду. Так, таксофонные карты и товар, реализованный за комиссионное вознаграждение, доходы от которых администрировались учреждением как доходы от реализации готовой продукции, не являются продукцией учреждения (им не произведены); услуги по общественному питанию в «Столовой», доходы от
Определение № 306-ЭС23-10740 от 11.10.2023 Верховного Суда РФ
учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995, главные администраторы доходов принимают правовые акты о наделении своих территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, находящихся в их ведении, полномочиями администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Указанные правовые акты должны содержать положения о наделении администраторов доходов бюджетов в отношении закрепленных за ними источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетными полномочиями по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет и представлению в орган федерального казначейства поручений (сообщений) для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином России (пункт 2 Правил). ГУ МВД России по Волгоградской области осуществляет в частности функции администратора доходов федерального бюджета , главного администратора (администратора) доходов бюджета Волгоградской области и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, главного администратора доходов бюджета
Решение № А67-1639/15 от 05.05.2015 АС Томской области
доходов федерального бюджета, в частности «Государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации, зачисляемая в федеральный бюджет (КБК 1 08 07081 01 0000 110)», может осуществляться главными администраторами доходов федерального бюджета в пределах их компетенции. Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» главные администраторы доходов федерального бюджета по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вправе наделить свои территориальные органы (подразделения) отдельными полномочиями главных администраторов доходов федерального бюджета путем издания нормативного правового акта соответствующего органа государственной власти Российской Федерации. Аналогичные положения предусматривались во всех последующих федеральных законах на 2012-2015 годы. Таким образом, с 2010г. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является главным администратором доходов федерального бюджета, в том числе в отношении дохода - «Государственная пошлина за совершение действий,
Решение № А04-8640/12 от 23.01.2013 АС Амурской области
истек. Оценивая довод заявителя о неправомерном способе исполнения предписания о восстановлении средств в виде указания реквизитов получателя денежных средств (ТУФСФБН в Амурской области), суд пришел к следующему. Полномочия Росфиннадзора в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства РФ установлены в части 2 статьи 284 Бюджетного Кодекса РФ. В силу ст. 4 Федерального закона от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», главные администраторы доходов федерального бюджета и главные администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета, федеральные органы государственной власти, федеральные государственные органы, Центральный банк РФ, являющиеся главными администраторами доходов федерального бюджета, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вправе наделить свои территориальные органы, а также подведомственные им казенные учреждения отдельными полномочиями главных администраторов доходов федерального бюджета путем издания правового акта. В связи с этим согласно п. 4 Приказа Росфиннадзора от 27.06.2012 № 260 «О наделении бюджетными полномочиями администратора доход
Решение № А67-1064/15 от 23.04.2015 АС Томской области
доходов федерального бюджета, в частности «Государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации, зачисляемая в федеральный бюджет (КБК 1 08 07081 01 0000 110)», может осуществляться главными администраторами доходов федерального бюджета в пределах их компетенции. Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» главные администраторы доходов федерального бюджета по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вправе наделить свои территориальные органы (подразделения) отдельными полномочиями главных администраторов доходов федерального бюджета путем издания нормативного правового акта соответствующего органа государственной власти Российской Федерации. Аналогичные положения предусматривались во всех последующих федеральных законах на 2012 – 2015 г.г. Таким образом, с 2010 г. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является главным администратором доходов федерального бюджета, в том числе в отношении дохода - «Государственная пошлина
Решение № А49-6911/18 от 10.08.2018 АС Пензенской области
и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. Статьей 4 Федерального закона от 02.12.2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», статьей 3 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" утверждены главные администраторы доходов федерального бюджета . Согласно приложениям к указанным Федеральным законам, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является главным администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду. Полномочия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования установлены Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. №400. Согласно п.5.16 указанного Положения, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента
Решение № А40-136187/12 от 19.03.2013 АС города Москвы
бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся в том числе доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных. Ст. 4 Федерального закона от 02.12.2009 № 309-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» устанавливалось, что главные администраторы доходов федерального бюджета по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вправе наделить свои территориальные органы (подразделения) отдельными полномочиями главных администраторов доходов федерального бюджета путем издания нормативного правового акта соответствующего органа государственной власти Российской Федерации. Приказом Росимущества от 25.12.2009 № 368 «О закреплении полномочий администратора доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета за территориальными управлениями Росимущества в 2010 году» полномочия администратора доходов федерального бюджета в части указанного выше вида доходов федерального бюджета закреплены за
Решение № 2-678/2012 от 13.07.2012 Мариинского городского суда (Кемеровская область)
исполнения наказаний, учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, федеральным казенным учреждением "Объединение исправительных учреждений N 8 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю" (далее - ФКУ ОИУ-8 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю) и территориальными органами ФСИН России полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по кодам главы администратора доходов федерального бюджета 320, а также по кодам иных доходов федерального бюджета, администрирование которых может осуществляться главными администраторами доходов федерального бюджета в пределах их компетенции, на соответствующий финансовый год. Согласно приложению № 3 к Приказу ФСИН России от 23 января 2012 г. № 27 в Перечень учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, являющихся администраторами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации входит Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области (ГУФСИН России по Кемеровской области». Таким образом, взыскателем процессуальных издержек с лиц, осужденных к лишению свободы выступает Федеральная служба исполнения наказаний. Судебный пристав-исполнитель МОСП
Решение № 12-410/16 от 01.12.2016 Дзержинского районного суда (Город Санкт-Петербург)
указанные в предписании, без соответствующего разрешения. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ вина является неотъемлемым элементом состава административного правонарушения. Учитывая невозможность использования иных источников финансирования кроме федерального бюджета, статус Управления в качестве получателя бюджетных средств, а Судебного департамента при Верховном Суде РФ в качестве главного администратора доходов федерального бюджета , а также руководящие полномочия Судебного департамента при Верховном Суде РФ по отношению к Управлению, для объективной возможности устранения выявленных нарушений были направлены письма с просьбой о выделении дополнительного финансирования, однако денежные средства на указанные цели выделены не были. Суд не дал оценку доводам, в соответствии с которыми отсутствие финансирования, непредоставление денежных средств по соответствующим запросам вкупе являются обстоятельствами, лишающими Управление объективной возможности выполнить вмененные публично-правовые обязанности, следовательно, с учетом положений ст.
Решение № 2-4416/20 от 12.10.2020 Московского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)
компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия, являются неналоговыми доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Приложением №1 к Федеральному закону от 02.12.2019 №380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» и приложением №7 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 №65н, утвержден перечень главных администраторов доходов федерального бюджета . В соответствии с п. 2 «Код главного администратора доходов бюджета» раздела 2 «Классификация доходов бюджетов» Указаний закрепление за главными администраторами доходов бюджета кодов классификации доходов бюджетов производится исходя из осуществляемых ими полномочий по оказанию государственных (муниципальных) услуг, иных полномочий по исполнению государственных функций, при реализации которых возникают обязанности юридических и физических лиц по перечислению средств в бюджетную систему Российской Федерации, а также полномочий по предъявлению требований о передаче публично-правовому образованию имущества, в
Решение № 2-5584/20 от 04.02.2021 Московского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)
компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия, являются неналоговыми доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Приложением №1 к Федеральному закону от 02.12.2019 №380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» и приложением № к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 №65н, утвержден перечень главных администраторов доходов федерального бюджета . В соответствии с п. 2 «Код главного администратора доходов бюджета» раздела 2 «Классификация доходов бюджетов» Указаний закрепление за главными администраторами доходов бюджета кодов классификации доходов бюджетов производится исходя из осуществляемых ими полномочий по оказанию государственных (муниципальных) услуг, иных полномочий по исполнению государственных функций, при реализации которых возникают обязанности юридических и физических лиц по перечислению средств в бюджетную систему Российской Федерации, а также полномочий по предъявлению требований о передаче публично-правовому образованию имущества, в