ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Государственная регистрация прав на предприятие - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" от 26.06.2013 N 08-0906-НС "О направлении разъяснений"
Записи в подраздел I ЕГРП могут вноситься на основании иных документов в случаях, установленных Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации). Таким образом, при государственной регистрации прав сведения в подраздел I ЕГРП вносятся на основании кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или земельного участка, то есть на основании сведений, внесенных в ГКН (за исключением случаев государственной регистрации прав на предприятие как на имущественный комплекс, а также на объекты недвижимости, сведения о которых в этот подраздел ЕГРП вносятся на основании деклараций, заполненных гражданами в соответствии со ст. 25.3 Закона о регистрации). В соответствии с п. 19 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре в ГКН вносятся также сведения о количестве этажей (этажность), в том числе подземных этажей, если объектом недвижимости является здание или сооружение (при наличии этажности у здания или сооружения). Согласно Инструкции
Письмо Росреестра от 23.07.2010 N 14-5650-ГЕ <О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним>
заявителю в месте их приема на государственную регистрацию, то есть в рассматриваемом случае в аппарате территориального органа, если заявителем в заявлении не указано иное. 3. Отдельные вопросы, связанные с представлением документов на государственную регистрацию прав посредством почтового отправления. 3.1. В силу пункта 4 статьи 2 Закона государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа, если иное не установлено Законом. На данный момент иное установлено Законом только для государственной регистрации прав на предприятия как имущественный комплекс и объекты недвижимого имущества, расположенные на территории более одного регистрационного округа (линейные сооружения - объекты недвижимого имущества, являющиеся сложными и неделимыми вещами). Государственная регистрация прав на такие объекты недвижимого имущества осуществляется федеральным органом в области государственной регистрации (Росреестром). В случае представления в территориальный орган Росреестра посредством почтового отправления заявления о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, государственную регистрацию прав на который данный орган не уполномочен осуществлять в соответствии
Письмо ФНС РФ от 25.01.2008 N СК-6-09/49 "О направлении новой редакции МУ "К вопросу о постановке на учет организации по месту нахождения недвижимого имущества" (письмо ФНС России от 26.06.2006 N ШТ-6-09/634)" (вместе с "Методическими указаниями для налоговых органов "К вопросу о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества")
или оперативного управления. Таким образом, налоговый орган обязан осуществлять постановку на учет организаций по месту нахождения принадлежащих им земельных участков только при наличии сведений о праве собственности, полученных от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 2. По вопросу постановки на учет организации по месту нахождения объекта недвижимого имущества, расположенного на территории нескольких субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на предприятия как имущественные комплексы, на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории более одного регистрационного округа (линейные сооружения - объекты недвижимого имущества, являющиеся сложными или неделимыми вещами), и сделок с ними осуществляется федеральным органом в области государственной регистрации. Постановка на учет организации по месту нахождения объекта недвижимого имущества, расположенного на территории нескольких субъектов Российской Федерации, может осуществляться в одном из налоговых органов каждого субъекта Российской Федерации, указанного в сведениях, представляемых Росрегистрацией в налоговый орган
Приказ Росреестра от 09.04.2021 N П/0157 (ред. от 13.07.2021) "Об утверждении Положения об Управлении ведения ЕГРН Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
строительства на земельных участках. 9.2. Организация, развитие и методическое обеспечение информационного взаимодействия при ведении ЕГРН (кроме вопросов нормативно-правового регулирования) с федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (за исключением вопросов межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных услуг Росреестра, а также вопросов межведомственного взаимодействия, ведение которых решением Руководителя поручено заместителю Руководителя, не курирующему Управление, либо иному структурному подразделению Росреестра). 9.3. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предприятия как имущественные комплексы и объекты недвижимого имущества, расположенные на территории более одного кадастрового округа (далее - Объекты), а также в установленных правовыми актами Росреестра случаях в отношении иных объектов недвижимости. 9.4. Предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, в отношении Объектов в виде выписки о содержании правоустанавливающих документов, копий договоров и иных документов, которые выражают содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, копий правоустанавливающих документов и (или) копий иных документов, которые содержатся в реестровых
"Соглашение о сотрудничестве между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной нотариальной палатой" (Заключено в г. Москве 20.03.2014 N 28) (вместе с "Протоколом о порядке взаимодействия при предоставлении нотариусом документов на государственную регистрацию прав, запросе нотариусом информации о зарегистрированных правах, запросе государственным регистратором сведений, необходимых для проведения правовой экспертизы документов и проверки законности сделки" (Подписан 20.03.2014 N 1))
отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений. 2.5. Информация о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним по запросам нотариуса в связи с совершаемыми нотариальными действиями предоставляется бесплатно. 3. Порядок взаимодействия при предоставлении информации, необходимой государственному регистратору для совершения регистрационных действий 3.1. ФНП с 1 апреля 2014 года предоставляет Росреестру доступ к веб-сервису ФНП "Проверка реквизитов нотариальных документов", размещенному в СМЭВ, в целях предоставления информации, необходимой структурному подразделению центрального аппарата Росреестра, осуществляющему государственную регистрацию прав на предприятия как имущественные комплексы, объекты недвижимого имущества, расположенные на территории более одного регистрационного округа, а также функции по выдаче информации о зарегистрированных правах (начальнику такого подразделения, государственным регистраторам - работникам этого подразделения), территориальным органам Росреестра (руководителям, государственным регистраторам субъектов Российской Федерации) при совершении регистрационных действий. 3.2. ФНП предоставляет Росреестру до 1 ноября 2014 года для совместного тестирования размещенный в тестовой среде СМЭВ веб-сервис ФНП, предназначенный для передачи запросов/информации нотариусам Российской Федерации, с целью
Определение № 04АП-1915/2014 от 24.04.2015 Верховного Суда РФ
1 статьи 3.1. На основании анализа приведенных норм права суд первой инстанции сделал вывод, что с 01.07.2006 государственная собственность на земельные участки, которые по своим характеристикам подпадают под определенные законом критерии, является разграниченной и распоряжение указанными земельными участками до государственной регистрации права собственности на них невозможно. Поскольку статья 3.1 Закона № 137-ФЗ введена в действие Федеральным законом от 17.04.2006 № 53-ФЗ, вступившим в силу с 01.07.2006, то с этого момента право государственной собственности на спорный земельный участок является разграниченным и принадлежит Российской Федерации. Анализ приведенных доказательств, подтверждающих выделение совхозу земельного участка, его межевание, последовательность перехода спорного земельного участка, свидетельствует о том, что объект не выбывал из собственности Российской Федерации. Преобразование предприятия «Большереченский» в общество «Большереченское» не прекратило право федеральной собственности. Истец не представил в материалы дела доказательства передачи земельного участка муниципальному образованию, не представил документы, подтверждающие совершение федеральными органами безусловных действий, направленных на прекращение у Российской Федерации права собственности на
Определение № 306-ЭС15-7435 от 17.11.2015 Верховного Суда РФ
1961 году и приобретено истцом по сделке приватизации государственного имущества. Противоречат имеющимся в деле доказательствам и установленным судами первой и апелляционной инстанций обстоятельствам выводы суда округа о том, что Общество обратилось с настоящим иском с целью совершить действия, направленные на преодоление отказа Управления Росреестра в государственной регистрации права на спорный объект, поэтому истец избрал неверный способ защиты, а судам надлежало исследовать законность такого отказа. Согласно исковому заявлению Общества оно не оспаривает законность отказа регистрирующего органа в регистрации права собственности на спорный объект, более того, считает такой отказ правомерным, поскольку в нарушение требований пункта 6 статьи 12 Закона № 122-ФЗ в правоустанавливающих документах (плане приватизации Предприятия , акте оценки стоимости зданий и сооружений, переданных в собственность Обществу) не содержится надлежащего описания спорного объекта недвижимости, в приватизационных и технических документах об объекте указаны противоречивые сведения в части адреса объекта, даты ввода в эксплуатацию, поэтому оно избрало такой способ защиты как предъявление иска
Определение № 304-ЭС19-25040 от 19.05.2020 Верховного Суда РФ
дело доказательств, Общество 02.04.2016 обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации перехода к нему права собственности на объекты недвижимости, приобретенные по договору купли-продажи от 23.03.2016, однако государственная регистрация не по его вине была осуществлена только 02.10.2018. Так, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва (далее - Управление Росреестра) уведомлением от 14.04.2016 приостановило государственную регистрацию перехода права собственности на объекты недвижимости к Обществу, а решением от 13.05.2016 отказало в государственной регистрации по следующим основаниям: Министерство в рамках дела № А69-77/2015 оспорило законность торгов по продаже имущества Предприятия и заключенного с Обществом по результатам этих торгов договора купли-продажи от 23.03.2016, в том числе со ссылкой на отсутствие у должника - Предприятия заключенного договора аренды земельного участка, право аренды которого не могло быть предметом торгов; в Едином государственном реестре прав на недвижимость на основании определения Конституционного суда Республики Тыва от 21.12.2015 внесена запись о регистрации запрета на
Постановление № 20АП-288/08 от 20.02.2008 Двадцатого арбитражного апелляционного суда
имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором. Часть 2 статьи 658 ГК РФ предусматривает, что договор аренды предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним в ЕНГРП осуществляется в соответствии со ст. 22 Закона №122-ФЗ и Приказом Минюста №16 от 04.03.05. В настоящем деле рассматривается вопрос отказа в госрегистрации не уступки права по договору аренды МУП г.Брянска «Продовольственный магазин №6» в целом как единого имущественного комплекса, а уступки прав по договорам аренды нежилого помещения площадью 72,8 кв.м. и нежилого помещения площадью 70,5 кв.м. Таким образом, указанное постановление не может являться
Постановление № 04АП-4249/11 от 15.11.2011 Четвёртого арбитражного апелляционного суда
к передаточному акту. Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции посчитал доказанным наличие у истца права хозяйственного ведения на часть объектов недвижимости. С такими выводами согласиться нельзя, они не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и не подтверждаются исследованными доказательствами. Доводы искового заявления и выводы суда первой инстанции основывались на том, что Государственное унитарное предприятие «Дирекция единого заказчика по Жилищно-коммунальному хозяйству Ленского улуса» было передано из государственной в муниципальную собственность как имущественный комплекс. Государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним предусмотрена статьей 22 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Как следует из пункта 4 Правил внесения записей о правах на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и взаимодействия между Федеральной регистрационной службой и ее территориальными органами, утвержденных
Постановление № 11АП-1104/2006 от 18.12.2006 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
132 Гражданского Кодекса РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на товарный знак, работы и услуги и другие исключительные права. Согласно ст. 22 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрена государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс в органах государственной регистрации с учетом правил, установленных Приказом Минюста РФ от 4.03.2005г. № 16. В данном случае истец ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции каких-либо доказательств регистрации предприятия как имущественный комплекс не предоставил, в связи с чем у него отсутствуют в силу ст. 65, 67, 68 АПК РФ надлежащие доказательства того, что находящееся в залоге имущество является комплексом имущества предприятия. В соответствии с п.
Постановление № А40-174658/13 от 30.10.2014 АС Московского округа
прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности; предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью; в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором. Государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Пунктом 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с
Решение № А10-4563/16 от 17.11.2016 АС Республики Бурятия
и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. Из приведенных правовых норм следует, что составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу. Согласно статье 22 Федерального закона Российской Федерации "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрена государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс в органах государственной регистрации. В данном случае истец каких-либо доказательств регистрации предприятия как имущественный комплекс не предоставил, в связи с чем у него отсутствуют в силу статей 65, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащие доказательства того, что находящееся в залоге имущество является комплексом имущества предприятия. Так же истец считает, что поскольку спорный договор в нарушение статьи 10 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
Апелляционное определение № 33-22460/17 от 26.07.2017 Московского областного суда (Московская область)
инженерно-технического обеспечения линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и др. Закон о регистрации, устанавливая критерии линейного объекта недвижимости, использует единственный критерий - сложные или неделимые вещи. Согласно ст. 134 ГК РФ к понятию сложной вещи отнесены разнородные вещи образующие единое целое, предполагающее использование их по общему назначению. В силу ст. 9 Федерального закона от <данные изъяты> N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на предприятия как имущественные комплексы, объекты недвижимого имущества, расположенные на территории более одного регистрационного округа (линейные сооружения - объекты недвижимого имущества, являющиеся сложными или неделимыми вещами), и сделок с ними осуществляется федеральным органом в области государственной регистрации. Между тем, требования ООО «Новая линия» о признании права собственности на созданные линии связи и оборудование не относятся к объектам, права на которые подлежат государственной регистрации и нарушения прав истца по встречному иску на созданные им объекты
Решение № 2-473/12 от 04.07.2012 Лангепасского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)
кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. В силу ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на предприятия как имущественные комплексы, объекты недвижимого имущества, расположенные на территории более одного регистрационного округа (линейные сооружения - объекты недвижимого имущества, являющиеся сложными или неделимыми вещами), и сделок с ними осуществляется федеральным органом в области государственной регистрации. В соответствии с п. 3 ст. 8 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ город Лангепас, утвержденным решением Думы города от <дата> <...>, муниципальное унитарное предприятие после получения оснований для возникновения права хозяйственного ведения на недвижимое имущество, обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения. Таким образом, действующим законодательством обязанность по оформлению в Управлении