ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Границы линейных объектов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Росреестра от 18.08.2016 N П/0390 "Об организации работ по предоставлению органом кадастрового учета сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, представлению в орган кадастрового учета заявлений о государственном кадастровом учете и запросов о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости"
недвижимости (ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП)" AssignationName Н T(250) Назначение сооружения KeyParameters Н S Основные характеристики сооружения Тип tKeyParameters. См. описание ниже в данной таблице. Address Н S Адрес (описание местоположения) Тип tAddressOut. См. Таблица 6 CadastralCost Н SA Сведения о величине кадастровой стоимости Тип tCadastralCost. См. Таблица 5 EntitySpatial Н SA Описание местоположения границ Тип tEntitySpatialOKSOut. См. Таблица 7 tConstruction CadastralNumber ОА T(40) Кадастровый номер Тип tConditionalPartLinear (Условная часть линейного сооружения) ObjectType О K(12) Вид объекта - Условная часть линейного сооружения Справочник dRealty. Возможное значение "002001004002" в соответствии с классификатором "Виды объектов государственного кадастра недвижимости (ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП)" EntitySpatial Н SA Описание местоположения границ Тип tEntitySpatialOKSOut. См. Таблица 7 tConditionalPartLinear CadastralNumber ОА T(40) Кадастровый номер Uncompleted (Объект незавершенного строительства) Тип tUncompleted ObjectType О K(12) Вид объекта недвижимости -
Статья 51. Разрешение на строительство
законодательством. В этом случае требуется получение градостроительного плана образованного земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства. Ранее выданный градостроительный план земельного участка, из которого образованы земельные участки путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, утрачивает силу со дня выдачи градостроительного плана на один из образованных земельных участков. (часть 21.7 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 224-ФЗ) 21.8. В случае, если земельные участки были образованы в границах зоны размещения линейного объекта , предусмотренной проектом планировки территории, и если для получения разрешения на строительство линейного объекта была представлена проектная документация, разработанная на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории, сохраняется действие ранее выданного разрешения на строительство такого объекта и внесение изменений в такое разрешение не требуется. (часть 21.8 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 224-ФЗ) 21.9. В случае переоформления лицензии на пользование недрами новый пользователь недр вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства
Статья 45. Подготовка и утверждение документации по планировке территории, порядок внесения в нее изменений и ее отмены
объекта или линейных объектов не требуется разработка проекта планировки территории). При этом указанный проект планировки территории подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на утверждение проекта планировки территории существующих линейного объекта или линейных объектов, подлежащих реконструкции в связи с предусмотренными настоящей частью планируемыми строительством, реконструкцией линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения, линейного объекта местного значения. Предметом такого согласования являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения существующих линейного объекта или линейных объектов , подлежащих реконструкции в связи с планируемыми строительством, реконструкцией линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения, линейного объекта местного значения. Срок такого согласования проекта планировки территории не может превышать тридцать дней со дня его поступления в указанные орган государственной власти или орган местного самоуправления. В случае, если по истечении этих тридцати дней указанными органами не представлены в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на утверждение проекта планировки
Апелляционное определение № 9-АЛЛ8-21 от 27.02.2019 Верховного Суда РФ
местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4 статьи 23 ГрК РФ). На карте планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа и карте функциональных зон поселения или городского округа соответственно отображаются планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: автомобильные дороги местного значения; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов ) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. Объектами местного значения Градостроительный кодекс Российской Федерации называет объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное
Апелляционное определение № 18-АПА19-44 от 07.08.2019 Верховного Суда РФ
зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4 статьи 23 ГрК РФ). На карте планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа и карте функциональных зон поселения или городского округа соответственно отображаются среди прочего границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов ) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 5 статьи 23 ГрК РФ).. К объектами местного значения Градостроительный кодекс Российской Федерации относит объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской
Апелляционное определение № 78-АПА19-1 от 03.04.2019 Верховного Суда РФ
размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа. Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4 статьи 23 ГрК РФ). На карте функциональных зон отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов ) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. Объектами регионального значения являются объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями
Решение № АКПИ21-337 от 08.07.2021 Верховного Суда РФ
акты Российской Федерации», требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10 статьи 45 ГрК РФ. Из положений части 11 статьи 48 ГрК РФ следует, что подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории либо в случае, предусмотренном частью И1 статьи 48 ГрК РФ, решения о подготовке документации по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по
Апелляционное определение № 46-АПА19-2 от 20.03.2019 Верховного Суда РФ
областям: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; автомобильные дороги местного значения; физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов ) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения; границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального
Определение № А41-1874/17 от 25.02.2019 АС Московской области
и технических характеристик воздушных линий электропередач устанавливается максимально возможный объем вырубки лесных насаждений. В заключении не приведены сведения о природных объектах в пределах границ вырубки (овраги, логи, зоны эрозий, заболоченность, перепады высот). Находятся ли объекты в границах населенных пунктов (по этой причине корректируется величина вырубки). Характеристика земельного участка по месту производства работ может повлиять на объем вырубки. В ходе судебного заседания эксперт не смог ответить на вопрос о том, каким образом им определялись границы линейных объектов . Статья 8 Закона о судебно-экспертной деятельности обязывает эксперта основывать заключение "на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных". Согласно существующим требованиям к заключению судебной экспертизы в исследовательской части заключения описывается процесс исследования и его результаты, а также дается научное объяснение установленным фактам, при этом излагаются: - методы и приемы исследований, которые описываются доступно для понимания лицами, не имеющими специальных познаний, подробно, чтобы при
Решение № А56-39850/15 от 20.01.2016 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений по территориальному планированию и реализации таких решений. Документами территориального планирования муниципальных образований в силу положений статьи 18 ГрК РФ являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов. Согласно статье 19 ГрК РФ схема территориального планирования муниципального района содержит положение о муниципальном планировании; карту планируемого размещения объектов; карту границ населенных пунктов; карту функциональных зон, в которых отображаются в том числе границы линейных объектов . Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, на которых расположены капитальные объекты, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельного участка (статья 41 ГрК РФ). Таким образом, проекты планировки территории, проекты межевания территории и градостроительные планы земельного участка являются элементом территориального планирования,
Решение № А45-20231/15 от 22.12.2015 АС Новосибирской области
- обстоятельства, с которыми истец связывает свои требования (основание иска). Действующее законодательство не ограничивает лицо, чьи права нарушены, в выборе способов защиты, перечисленных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав. Такие указываемые ответчиком способы защиты права как уточнение границ линейных объектов, истребование имущества из чужого незаконного владения, не могут быть применены по настоящему делу. В соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» уточнить границы линейных объектов , внести изменения объекта недвижимости может только сам собственник объекта недвижимости, то есть ОАО «НПО «Сибсельмаш». Кроме того, такой способ защиты права не предусмотрен действующим законодательством и не приведет к восстановлению прав истца, поскольку на часть Пути 448, принадлежащего ООО «Спецсталь» на праве собственности, в точках, указанных в исковом заявлении, зарегистрировано право собственности другого лица - ОАО «НПО «Сибсельмаш», а уточнение границ, о котором ведет речь ответчик, не будет являться основанием для внесения
Постановление № А51-17671/17 от 20.12.2017 АС Приморского края
кадастровым номером 25:28:020003:1983 не относится к категории закрытой, ограниченно используемой, поскольку не входит в границы морского порта. в связи с чем отсутствуют основания для установления в для спорного земельного участка с кадастровым номером 25:28:030003:1983 особого режима. Судом апелляционной инстанции приняты о внимание имеющиеся в материалах дела сведения, предоставленные Департаментом градостроительства Приморского края с приложением справки из ИСОГД ВГО (л.д. 44-65 т.2), согласно которым спорный земельный участок не входит в границы территории общего пользования, границы линейных объектов генерального плана города Владивостока и поселка трудовое, а также полностью расположен в границах функциональной зоны - промышленные. коммунально-складские, инженерные. Вместе с тем, в городе Владивостоке отсутствует нормативный акт, устанавливающий границы красных линий на территории муниципального образования. В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25.02.2016 № 242-О, недопустимо произвольное установление уполномоченными органами красных линий. Однако, в силу пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии обозначают, в том
Решение № А67-3046/14 от 26.12.2014 АС Томской области
здания. После обращения ФИО1 18.12.2013 в Администрацию г. Томска с просьбой возобновить работу по ее заявлению, 15.01.2014 ФИО1 сообщили письменно о приостановлении работы по заявлению о предоставлении земельного участка, а письмом № 220-3 от 31.01.2014 сообщили о невозможности предоставить испрашиваемый участок в связи с тем, что он расположен на территории, где отсутствуют проект планировки территории, проект межевания, т.е. не определено устойчивое развитие территории: не определены красные линии, которые обозначают границы территорий общего пользования, границы, линейных объектов (дороги, проезды, инженерные коммуникации и т.п.). Письмом заместителя председателя комиссии по вопросам предоставления земельных участков от 31.01.2014 №220-з ФИО1 была уведомлена о том, что предоставление земельного участка по адресу: <...> будет осуществляться после разработки и утверждения документации по планировке соответствующей территории. Фактически, указанным письмом работа по предоставлению испрашиваемого заявителем земельного участка была приостановлена. В дальнейшем, в порядке самоконтроля решение о приостановлении работы по предоставлению ФИО1 земельного участка по адресу: <...> было отменено. Письмом
Решение № 2-3645/13 от 21.11.2013 Советского районного суда г.Томска (Томская область)
администрацию г. Томска с заявлением об образовании и предоставлении в собственность земельного участка для предприятия автосервиса по адресу: <адрес>, площадью ... кв.м., расположенного в зоне П-3 (л.д. 4). На заявление ФИО2 администрацией г. Томска ДД.ММ.ГГГГ был дан оспариваемый ответ №, согласно которому ему сообщалось, что истребуемый земельный участок расположен на территории, где отсутствует проект планировки территории, проект межевания, т.е. не определено устойчивое развитие территории: нет определены красные линии, обозначающие границы территорий общего пользования, границы линейных объектов (дороги, проезды, линейные коммуникации и т.п.), в связи с чем формирование и предоставление земельного участка по адресу: <адрес> будет осуществляться после разработки и утверждения документации по планировке соответствующей территории. Именно согласно документации по планировке территории будут определены границы и назначение земельных участков, подлежащих предоставлению для строительства (л.д. 12). Суд считает, что председателем комиссии по вопросам предоставления земельных участков администрации г. Томска не было принято решения на обращение заявителя, нарушающие его права и свободы
Решение № 2-6644/16 от 12.12.2016 Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)
участок был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет единым земельным участком, что не соответствует находящемуся в управлении Росреесстра по Краснодарскому краю плану границ с конфигурацией из двух земельных участков. Указывает также на то, что проект границ не утвержден Департаментом архитектуры и градостроительства, а сформированные границы не соответствуют границам, указанным в государственном акте на право пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме этого, границы земельного участка с кадастровым номером № площадью <...> кв.м, накладывающегося на границы линейных объектов : двух автомобильных дорог местного значения и коллектора, находящегося в муниципальной собственности. Представитель ответчика по доверенности Ржевская Е.М. Н.В. в судебном заседании против заявленных требований возражала, ссылаясь на то, что по сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № имеет статус "ранее учтенный", не является преобразуемым, следовательно не подлежит снятию в порядке, предусмотренном статьей 24 Закона о кадастре. Представитель третьего лица ГСК № 30 по доверенности ФИО2 в судебном заседании против
Решение № 2-1472/20 от 11.08.2020 Орловского районного суда (Орловская область)
соответствии с требованиями земельного законодательства, истец провела межевание. Постановлением Администрации Масловского сельского поселения № от Дата были утверждены материалы межевания, а также утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Земельный участок сформирован под жилым домом и хозяйственными постройками, принадлежащими истцу. При формировании земельного участка произошло смещение земельного участка, часть спорного земельного участка не вошла в утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кроме того, границы земельного участка накладываются на границы линейных объектов . Данный земельный участок имеет статус ранее учтенного, в связи с чем истец не может самостоятельно исключить сведения о границах земельного участка, с кадастровым номером 57:10:1000101:241 самостоятельно, для чего требуется решение суда. ФИО1 просила суд исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 57:10:1000101:241. В настоящее судебное заседание истец ФИО2 не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.
Решение № 2-2762/19 от 04.10.2019 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)
<адрес>. При этом, нормативный правовой акт, который регулировал бы порядок выявления и оформления в муниципальную собственность такого бесхозяйного имущества как автодороги, либо устанавливал полномочия и возлагал соответствующие обязанности по выявлению и составлению акта на конкретные ортаны местного самоуправления на территории муниципального образования «<адрес>», отсутствовал. В соответствии с ответом комитета по градостроительству и архитектуре администрации муниципального образования "Город Саратов" от 03.09. 2019 года проектом планировки территорий общего пользования города Саратова установлены красные линии, обозначающие границы линейных объектов - улиц и дорог. Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 08.11.2013 года № 2731 утвержден проект планировки территории для строительства линейных объектов- дорог в пределах жилых групп №,9,10,11,12,13 от ул. им. ФИО7 до <адрес> с проектом межевания в его составе, куда входят вышеуказанные улицы. Как следует из актов инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ комиссией выявлены участки проезжей части дорог по вышеуказанным улицам. Порядок выявления бесхозяйных автомобильных дорог, в том числе защитных и искусственных дорожных
Решение № 2-3773/13 от 04.12.2013 Советского районного суда г.Томска (Томская область)
участка по адресу: <адрес> площадью ... кв.м. для предприятия автосервиса. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрации г. Томска за подписью председателя комиссии по вопросам предоставления земельный участков К, заявитель проинформирован о том, что его обращение рассмотрено. Кроме того, в данном письме заявителю сообщается, что земельный участок по адресу: <адрес> расположен на территории, где отсутствует проект планировки территории, проект межевания, т.е. не определено устойчивое развитие территории: не определены красные линии, обозначающие границы территорий общего пользования, границы линейных объектов . В связи с чем формирование и предоставление земельного участка по указному адресу будет осуществляться после разработки и утверждения документации по планировке соответствующей территории. Вопрос о предоставлении либо не предоставлении земельного участка в указанном письме не разрешался. Тем самым, заявитель проинформирован о характеристиках местности, в которой расположен испрашиваемый земельный участок, а также о возможных дальнейших действиях администрации по формированию и предоставлению земельного участка по указанному адресу. Правовой статус, основные задачи и функции, а