ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Хозяйствующий субъект - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 09АП-20246/2014 от 20.11.2015 Верховного Суда РФ
на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов; формирование и ведение реестра осуществляются путем включения в него сведений о хозяйствующем субъекте, а также исключения из него соответствующих сведений и внесения изменений в содержащиеся в реестре сведения. Согласно пункту 4 Правил включение в реестр сведений о хозяйствующем субъекте независимо от места его государственной регистрации осуществляется по решению территориального органа Федеральной антимонопольной службы в случаях, если хозяйствующий субъект имеет долю в размере более чем 35 процентов на соответствующем товарном рынке одного или нескольких субъектов Российской Федерации (территория, на которой осуществляет свою деятельность территориальный орган Федеральной антимонопольной службы) или занимает доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. При этом из пункта 8 Правил следует, что для формирования реестра, на ведение которого уполномочен ФАС России, доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке
Определение № 309-КГ15-9245 от 23.07.2015 Верховного Суда РФ
объектам общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Недопустимо создавать барьеры входа на рынки услуг связи, так как такие действия могут содержать признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона РФ от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части создания препятствий доступу на товарный рынок. В письме Федеральной антимонопольной службы России от 18.12.2013 № АЦ/51348/13 (в редакции письма от 22.05.2014 № АЦ/20681/14) разъяснено, что хозяйствующий субъект не может быть признан занимающим доминирующее положение в границе дома (нескольких домов), находящихся под его управлением только потому, что он является единственной организацией, выбранной собственниками, поскольку собственники помещений могут в любое время изменить способ управления многоквартирным домом и выбрать другой хозяйствующий субъект для управления многоквартирным домом. Учитывая изложенное, географическими границами рынка являются административные границы муниципального образования (с уточнением географических границ в каждом конкретном случае). На основании изложенного, установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги
Определение № 302-АД17-6679 от 02.06.2017 Верховного Суда РФ
Законность изложенных в представлении требований, адресованных ИП Мартыновой Т. А., проверена судами с учетом положений статей 2, 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», пунктов 4, 4.1, 4.6 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства». Основываясь на положениях приведенных нормативных правовых актов, суды разъяснили, что хозяйствующий субъект , осуществляющий помимо основного вида деятельности прием платежей в пользу поставщиков услуг, обязан обеспечить раздельных учет наличных денежных средств, принятых от населения в качестве платежного агента. Кассовый учет в этом случае осуществляется посредством ведения отдельной кассовой книги по форме 0310004. При этом по основному виду деятельности кассовая книга по форме 0310004 может не вестись, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах хозяйствующий субъект ведет учет доходов или доходов и расходов
Определение № 16АП-5175/19 от 07.09.2020 Верховного Суда РФ
результатам конкурсного отбора Комитет и Общество заключили договор от 26.02.2018 № 227 на право размещения нестационарного торгового объекта на территории города Ставрополя, по ул. Тухачевского, 13. В пункте 1.1 договора содержалось условие о том, что Комитет предоставляет хозяйствующему субъекту право разместить киоск по продаже печатных изданий по вышеназванному адресу согласно ситуационному плану размещения нестационарного торгового объекта на территории города Ставрополя (приложение № 1) и типовому эскизному проекту нестационарного торгового объекта (приложение № 2), а хозяйствующий субъект обязуется разместить и обеспечить в течение всего срока действия договора функционирование объекта на условиях и в порядке, предусмотренных договорами, законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Ставрополя. Согласно пункту 1.2 договор является подтверждением права хозяйствующего субъекта на осуществление торговой деятельности в месте, установленном Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя, утвержденной решением Ставропольской городской Думы от 24.12.2015 № 802 (далее - схема размещения нестационарных торговых объектов), и пунктом 1.1 договора. В
Определение № А12-44804/18 от 05.12.2019 Верховного Суда РФ
делу № А12-44804/2018 Арбитражного суда Волгоградской области по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Волго-Строй-Инвест» (далее – истец, общество с ограниченной ответственностью) к закрытому акционерному обществу «Строительная компания «Волго-Строй-Инвест» (Волгоградская область далее – ответчик, акционерное общество) о признании предпринимательской деятельности общества с ограниченной ответственностью реальной, законной и добросовестной, для чего: признать общество с ограниченной ответственностью самостоятельным хозяйственным обществом (самостоятельным хозяйствующим субъектом), не являющимся частью акционерного общества (не составляющим с акционерным обществом единый хозяйствующий субъект ) и не ставшим результатом пресловутого «дробления бизнеса» акционерного общества, самостоятельным работодателем, заключившим в 2013-2015 годах со своими работниками (в т.ч. переведенными из акционерного общества) действительные (законные) трудовые договоры, самостоятельным налогоплательщиком и плательщиком страховых взносов, обязанным в 2013-2015 годах самостоятельно уплачивать налоги и страховые взносы за себя и за своих работников (в т.ч. переведенных из акционерного общества); признать акционерное общество не имевшим в 2013-2015 годах более 100 работников, не совершавшим никаких незаконных действий по
Постановление № А63-13970/2022 от 03.10.2023 АС Северо-Кавказского округа
печатной продукции, площадью 7 кв. м, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, просп. Кирова, парк «Цветник», район Лермонтовской галереи. В случае неисполнения обществом решения в установленный срок администрации предоставлено право самостоятельно демонтировать и вынести указанный нестационарный торговый объект с последующим отнесением понесенных расходов на общество. С общества в доход федерального бюджета взыскано 6 тыс. рублей государственной пошлины. Судебные инстанции установили, что 09.10.2018 на основании протокола рассмотрения заявок от 28.09.2018 администрацией с обществом ( хозяйствующий субъект ) заключен договор № 185 на размещение НТО (нестационарного объекта по оказанию услуг) на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности города-курорта Пятигорска. По условиям договора администрация представила хозяйствующему субъекту право разместить с 09.10.2018 по 08.10.2021 нестационарный торговый объект (киоск по реализации периодической печатной продукции площадью 7 кв. м) по адресу: г. Пятигорск, просп. Кирова, парк «Цветник», район Лермонтовской галереи, согласно ситуационному плану размещения НТО. Хозяйствующий субъект обязался разместить и обеспечить
Постановление № А27-2923/2021 от 21.04.2022 АС Западно-Сибирского округа
на нее, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии постановления, а также соответствие выводов в обжалуемом судебном акте установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованное постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения в связи со следующим. Как следует из материалов дела и установлено судами, между предпринимателем ( хозяйствующий субъект ) и комитетом заключен договор от 10.01.2020 № 01-01-НТО/20 на размещение нестационарного торгового объекта на землях или земельном участке, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе – городе Кемерово без предоставления земельного участка и установления сервитута, по условиям которого комитет предоставляет за плату хозяйствующему субъекту право на размещение нестационарного торгового объекта со следующими характеристиками: вид – розничный; тип – комплексное строение для временного торгового обслуживания; площадь – 50 кв. м; назначение (специализация)
Постановление № А47-4423/2022 от 11.09.2023 АС Уральского округа
кассационной инстанции, который проверяет законность принятых судебных актов на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных и оцененных судами первой и апелляционной инстанций. Данные документы подлежат возвращению заявителю (по почте). Законность обжалуемого судебного акта проверена судом округав порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе. Как установлено судами и следует из материалов дела, между Администрацией города Оренбурга в лице Комитета и предпринимателем Бурматовым Н.В. ( хозяйствующий субъект ) заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта от 15.12.2020 № 171-д (далее также – договор, договор от 15.12.2020 № 171-д), по условиям которого хозяйствующему субъекту предоставлено право на размещение НТО площадью 32 кв. м на земельном участке, расположенном по адресу:г. Оренбург, Шарлыкское шоссе, в районе конечного остановочного пункта,в кадастровом квартале 56:44:0101004, – согласно схеме размещения НТО, утвержденной постановлением Администрации города Оренбургаот 31.10.2019 № 3142-п, графической схеме размещения НТО (приложение№ 1 к договору), с
Постановление № А76-27824/2022 от 21.11.2023 АС Уральского округа
аренды на размещение НТО. Оставление Комитетом требований претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения предпринимателя Попова С.И. в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что правовые основания для возврата денежных средств в размере взыскиваемой суммы, внесенных предпринимателем Поповым С.И. в качестве задатка для участия в аукционе, отсутствуют; при уклонении хозяйствующего субъекта от заключения в установленный срок проекта договора на размещение НТО такой хозяйствующий субъект утрачивает право на заключение соответствующего договора, а также в качестве правовых последствий утрачивает право вернуть внесенный им задаток. Суд первой инстанции также указал, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность организатора торгов при организации и проведении аукциона на право заключения договора на размещение НТО проверять правомерность включения места размещения такого объекта в схему. Отменяя решение суда и удовлетворяя исковые требования, апелляционный суд исходил из правомерности отказа истца от заключения договора на размещение НТО в силу
Постановление № А43-30899/16 от 01.11.2017 Суда по интеллектуальным правам
проверки, при проведении которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, государственными внебюджетными фондами. В силу статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии). При этом статьей 4 Закона о защите конкуренции определено, что хозяйствующий субъект – это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации; товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар),
Решение № 3-308/19 от 27.02.2019 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)
Валитовой Э.М., с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лашиной Л.М. к Совету городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 3.2 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан от 08 декабря 2016 года №42 (в редакции от 23 ноября 2017 года № 145), в части понятия « хозяйствующий субъект , осуществляющий розничную торговлю с использованием нестационарных торговых объектов», У С Т А Н О В И Л: решением Совета городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан от 08 декабря 2016 года №42 утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан (приложение №1) (далее – Порядок), 23 ноября 2017 года решением № 145 в Порядок были внесены изменения (том 1 л.д.92-119, том 2 л.д.33-48). Данный нормативный правовой акт размещен
Решение № 2-937/2022 от 23.05.2022 Камышинского городского суда (Волгоградская область)
Н.Г., при секретаре судебного заседания ФИО3, с участием представителя истца по доверенности ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации городского округа-.... к ФИО1 о взыскании задолженности, возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: Администрация городского округа – .... обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности и возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией городского округа - .... (далее – Администрация) и индивидуальным предпринимателем ФИО1 (далее - Хозяйствующий субъект , ИП ФИО1) заключен договор на размещение нестационарного объекта на территории городского округа - .... № .... (далее – Договор). Согласно разделу 1 Договора, Администрация предоставляет Хозяйствующему субъекту право за плату разместить нестационарный объект (далее - Объект) – павильон (специализация Объекта: продажа продуктов питания, место № ...., установленное Схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением Администрации городского округа - .... ДД.ММ.ГГГГ № ....-п), а Хозяйствующий субъект обязуется разместить и обеспечить в течение всего срока
Решение № 2-12450/2023 от 13.12.2023 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)
к маркировке отдельных товаров средствами идентификации» от ДД.ММ.ГГГГ №. Все отклонения, фиксируемые ГИС МТ «Честный знак», указывают на возможную повторную продажу одного и того же товара с одним и тем же кодом идентификации без возврата товара в оборот, что может свидетельствовать как о нарушении, выразившемся в невнесении информации о возврате товара, так и о неоднократном копировании кодов идентификации, т.е. реализации немаркированного товара, что является нарушением действующего законодательства. Вместе с тем, учитывая установленные вышеизложенные факты, хозяйствующий субъект также нарушает права потребителей на качество и безопасность товара и право на информацию. Продавец товара обязан предпринимать все исчерпывающие меры по соблюдению обязательных требований. Повторная реализация (продажа) маркированного товара без его возврата в оборот не допускается. Таким образом, в описанном случае можно считать, что средства идентификации Data matrix на товарах не проходят проверку посредством сканирования (отсутствие достоверной маркировки Data matrix на товаре), следовательно, хозяйствующим субъектом не соблюдены обязательные требования к маркировке товаров, что нарушает
Апелляционное определение № 33-1057/2016 от 21.06.2016 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)
напряженности на рынке труда Республики Тыва» на 2013 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 15.01.2013 N 7, финансовые средства на стимулирование создания дополнительных рабочих мест предоставляются индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, производственным кооперативам и обществам с ограниченной ответственностью (далее - хозяйствующие субъекты), изъявившим желание создать дополнительные рабочие места на своем предприятии и трудоустроить на созданные дополнительные рабочие места безработных граждан, состоящих на учете и направленных центрами занятости населения (п. 132).Для получения финансовых средств хозяйствующий субъект представляет в центр занятости населения надлежащим образом заверенные копии следующих документов: заявления на предоставление финансовых средств на создание дополнительных рабочих мест; свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей; технико-экономического обоснования организации деятельности, в котором предусматривается создание дополнительных рабочих мест, бизнес-план; штатного расписания; трудового договора; приказа (распоряжения) о приеме работника на работу (п. 135). В соответствии с условиями договора