N 553 "Об утверждении порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам" <21>. -------------------------------- <20> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2018, N 53, ст. 8464. <22> Зарегистрирован Минюстом России 27.01.2016, регистрационный N 40808. Для источников выбросов и подразделений объекта ОНВ используются коды, присвоенные при инвентаризации стационарных источников и выбросов (далее - инвентаризация выбросов), проведенной в соответствии с приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352 "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки" <22>. -------------------------------- <22> Зарегистрирован Минюстом России 24.10.2018, регистрационный N 52522. Рекомендации по присвоению кодов участкам автодорог и другим объектам города приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам. 18. База данных отдельного объекта ОНВ включает: а) код и наименование объекта ОНВ в общегородском банке
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, обязаны проводить инвентаризацию источников выбросов. Проведение инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу является первым этапом работ по нормированию выбросов. Работа по проведению инвентаризации источников выбросов проводится предприятием самостоятельно либо с привлечением специализированных сторонних организаций. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу представляет собой систематизацию следующих сведений: о наличии источников выделения и источников выбросов; о распределении источников выбросов загрязняющихвеществ по территории; о качественной и количественной характеристике выбросов; о параметрах выбросов газовоздушной смеси из источников выбросов (аэродинамические характеристики); о параметрах источников выбросов (диаметре устья, высоте); об оснащенности источников выбросов газоочистными установками (далее - ГОУ). Требования к порядку и периодичности проведения инвентаризации выбросов установлены Инструкцией по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (утв. Госкомприроды СССР, 1991). Инвентаризация проводится один раз в пять лет.
воздух разрабатываются с учетом требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Так, в соответствии с требованиями статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников (далее - инвентаризация). В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона N 96-ФЗ инвентаризация проводится инструментальными и расчетными методами. Статьей 22 Закона N 96-ФЗ и пунктом 3 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 N 422, определено, что формирование и ведение перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - Перечень методик расчета) осуществляется Минприроды России в установленном им порядке. В соответствии с требованиями пункта 6 Порядка формирования
и атомному надзору, далее - Ростехнадзор). Инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу (в дальнейшем - "инвентаризацию") проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории, количестве и составе выбросов [5]. Инвентаризация является основой для ведения всей воздухоохранной деятельности. Основной целью инвентаризации является выявление и учет источников загрязнения атмосферы (ИЗА), определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющихвеществ для: - подготовки исходных данных для нормирования выбросов и установления нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов ЗВ в атмосферу (ПДВ и ВСВ) предприятий; - подготовки исходных данных для оценки загрязнения атмосферы (в частности, в рамках расчетного мониторинга загрязнения атмосферы); - контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов; - ведения статистической отчетности о выбросах; - контроля работы пылеулавливающих и газоочистных установок (ГОУ)
эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена."; 9) пункт 1 статьи 21 изложить в следующей редакции: "1. Государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, видов и уровней вредных физических воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды."; 10) статью 22 изложить в следующей редакции: "Статья 22. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух 1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. 2. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами.
10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Порядком проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденным приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352, и установив, что обществом, эксплуатирующим объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (коды объектов №№ 69-0170-001193-П, 69-0270-001626-П), не проведена инвентаризацияисточников выбросов загрязняющихвеществ и не получены утвержденные нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, признали, что предписание соответствует положениям действующего законодательства, в связи с чем отказали в удовлетворении требований. Суды отметили, что предписание по результатам проведенной проверки не налагает на общество дополнительных обязанностей и не нарушает его прав в сфере экономической деятельности, поскольку в ходе проверки не затрагивались вопросы экономической деятельности, а оценивалось соблюдение обществом обязательных требований установленных законодательством в сфере охраны окружающей среды и
содержит применимых к ней расчетных объемов выбросов загрязняющих веществ. Как установлено судами, в представленном отчете отражены источники выбросов: 301, 302, 303 – вентиляционные устройства нефтеналивных судов ВПУ-1, ВПУ-2 и ВПУ-3 (выделение загрязняющих веществ происходит при загрузке нефти в танкерные емкости нефтеналивных судов), а также неорганизованные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу 6304 – 6306 (запорно-регулирующая арматура, фланцевые соединения, предохранительные клапаны, торцевые уплотнители) и 6307 (главный и вспомогательные двигатели, дизельный обогреватель). По данным инвентаризацииисточником выделения загрязняющихвеществ в атмосферный воздух в каждом случае выступает грузовой танк (танкерная емкость) судна – танкера. Поступающую на выносное причальное устройство нефть с помощью гибких рукавов загружают в танкеры нефтеналивных судов. При загрузке нефти в резервуары нефтеналивных судов происходит вытеснение газовой смеси, содержащейся в свободном пространстве резервуара, поступающей в резервуар с нефтью. Вытесняемая газовая смесь выбрасывается в атмосферу через мастрайзер (дыхательный патрубок, в который поступает общий выброс из всех танков судна при наливе нефти).
из правомерности отказа управления в части неисполнения обществом пунктов 2, 3 письма от 05.02.2021 № 02-02-21/2087, указанные в них основания отказа суд посчитал подтверждающими факт представления обществом недостоверной, искаженной информации. Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, в том числе письма АО «Восточный научно-исследовательский углехимический институт» (далее – АО «ВУХИН») от 02.06.2021, от 11.11.2021, письменные пояснения общества о примененных методиках применительно к Отчету по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для ООО «Мечел-Кокс», руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Положения № 2055, Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных), утвержденного Приказом Росприроднадзора от 06.07.2020 № 776,
инстанции исходил из существенных нарушений управлением при проведении проверки, что является самостоятельным основанием для признания предписаний незаконными, указав на отсутствие действий по отбору проб на всех необходимых источниках выбросов, что исключает возможность продления срока проверки. Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Порядком проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.08.2018 № 352, пришел к выводу о том, что оспоренные предписания соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя, с чем согласился суд округа. Признавая выводы суда первой инстанции ошибочными, суды указали, что в данном случае основанием продления срока
превышений выбросов загрязняющих веществ. Не согласившись с предписанием управления в части возложения обязанности устранить превышение выбросов загрязняющих веществ по веществу аммиак на источнике ИЗА № 0201, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта в указанной части недействительным. Отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Порядком проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденным приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352, пришел к выводу о том, что предписание управления в оспариваемой части соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества, с чем согласились суды апелляционной инстанции и округа. Судебные инстанции исходили из того, что при проведении инвентаризации источников выбросов обществом в 2019
государственном реестре юридических лиц в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1024000944076. Прокуратурой города Обнинска проведена проверка соблюдения установленных нормативных требований при обращении с отходами производства и потребления в деятельности закрытого акционерного общества «Эстель-Пол», расположенного по адресу: <...>. В ходе проверки выявлено, что ЗАО «Эстель-Пол» не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не произведена инвентаризация отходов, не осуществляется плата за негативное воздействие на окружающую среду, не произведена инвентаризация источников загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отсутствует проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отсутствует разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отсутствует производственный контроль за выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух, о чем 25.03.2009 старшим помощником прокурора г. Обнинска Разуваевой И.А. с участием ведущего специалиста территориального отдела № 1 административно-технического и экологического контроля Министерства природных ресурсов Калужской области ФИО2 в присутствии законного представителя ЗАО «Эстель-Пол» - генерального директора ФИО3, составлен акт (л.д.
и в случае, когда арбитражным судом на основании ч. 2 ст. 4.2 Кодекса будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе. При рассмотрении дела суд приходит к выводу о том, что Управлением при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в ч. 2 ст. 4.1 Кодекса, а также к выводу о наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность Общества в т.ч., совершение административного правонарушения впервые ,учитывая, что в ходе сверки проекта нормативов ПДД и материалов инвентаризацииисточниковзагрязняющихвеществ в атмосферу, между сторонами было установлено, что количество источников выбросов загрязняющих веществ совпадают, суд считает, возможным применение к заявителю меры ответственности в виде взыскания административного штрафа в размере 10000 руб. с учетом принципы справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности. При таких обстоятельствах и с учетом правовой позиции, высказанной в указанном постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, оспариваемое постановление №03-03/143/ГЛР-2 от 23 августа 2010 года следует признать незаконным в
и ленточных станках используется смазочно-охлаждающая жидкость (СОЖ), которая закупается у поставщиков. Вместе с тем Общество пояснило, что также используется компрессорная установка для обеспечения работы пневмоинструмента и сдува стружки с деталей. Использование воды и ее попадание на изделия не допускается во избежание образования коррозии. По технологии изготовления, изделия после обработки и сборки подвергаются обработке горячим цинком, согласно технологическому процессу покрытия, коррозия на деталях не допустима (т. 2 л.д. 109-110). Ссылаясь на программу экологического контроля, инвентаризации источников загрязняющих веществ и иных документов, свидетельствующих о производственном цикле, административный орган в суде первой инстанции указывал, что ООО "КБ Рунда" в производственной деятельности используется оборудование, которое согласно технологическим картам, предусматривает необходимость использования смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ). Проанализировав технологическую карту производства для оборудования, используемого в технологических процессах, утвержденную ООО "КБ Рунда" от 11.01.2021, Комитет пришел к выводу о том, что СОЖ используется предприятием при эксплуатации 13 единиц оборудования, что свидетельствует о том, что Общество использует воду для
председательствующего судьи Шалкина В.Б., судей Лыткиной О.В., Савенковой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ВолгоградЭкоПроект» на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 декабря 2020 года по делу №А12-17822/2020 по исковому заявлению акционерного общества «Волжскрезинотехника» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «ВолгоградЭкоПроект» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о расторжении договора на выполнение работ по проведению инвентаризации источников загрязняющих веществ в атмосферу, разработку проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) от 11.07.2017 № 108/116, о взыскании авансового платежа в размере 108 000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 24 413 руб. 25 коп., а также судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 12 672 руб. 35 коп., почтовых расходов в размере 547 руб. 24 коп., при участии в судебном заседании представителей акционерного общества «Волжскрезинотехника» - ФИО1, по доверенности
нормировании выбросов бенз(а)пирена для котлов производительностью более 30 тонн в час не принималось. Согласно ч. 1 ст. 30 Закона N 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия, направленные на соблюдение природоохранного законодательства. Как предусмотрено пунктами 1.5, 11.3 Правил эксплуатации установок очистки газа (ПЭУ-99), утвержденных Минхиммашем СССР 28.11.1983, предприятие обязано иметь паспорт установки очистки газа, инструкцию по ее эксплуатации. Судами обеих инстанций установлено, что согласно Инвентаризацииисточниковзагрязняющихвеществ филиала ОАО «Каустик» «Волгоградская ТЭЦ - 3» следует, что пылегазоочистное оборудование на предприятии отсутствует. В связи с этим, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что возложение на заявителя обязанности по разработке паспорта установки очистки газа не соответствует требованиям законодательства. Апелляционная жалоба не содержит доводов о несогласии административного органа с решением суда в части признания незаконным предписания, которым обществу предписано разработать паспорт установки очистки газа, инструкцию по эксплуатации и обслуживанию установки
СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»; -на территории производственной площадки общей площадью 3 245 кв.м. складирован пиломатериал и отходы производства (обзол, опилки), которые являются результатом деятельности пилорамы <данные изъяты> и кромкообрезного станка <данные изъяты> источниками загрязнения атмосферного воздуха являются выбросы древесной пыли, Кроме этого, на вышеуказанном земельном участке оборудована самодельная печь, предназначенная для утилизации отходов производства путем сжигания, которая также является источником загрязнения атмосферного воздуха. При этом инвентаризация источников загрязняющих веществ в атмосферный воздух от лесопильного производства гражданином ФИО1 не проводилась; проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не разработан, санитарно-эпидемиологическое заключение не представлено, что является нарушением п.п.4.2.1, 4.2.3, 4.2.5 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования качества атмосферного воздуха населенных мест». ИП ФИО1 не осуществляются меры по снижению выбросов загрязняющих веществ, а также не организованы мероприятия по улавливанию, обезвреживанию вредных выбросов, что не соответствует п.3.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования качества атмосферного воздуха населенных мест»,
складирован пиломатериал и отходы производства (обзол, опилки), которые являются результатом деятельности пилорамы <данные изъяты> и кромкообрезного станка <данные изъяты> В результате производственной деятельности осуществляется выброс вредных веществ в атмосферу и воздействие на нее физических факторов (шум от пилорамы и станка). Источниками загрязнения атмосферного воздуха являются выбросы древесной пыли. Кроме этого, на вышеуказанном земельном участке оборудована самодельная печь, предназначенная для утилизации отходов производства путем сжигания, которая также является источником загрязнения атмосферного воздуха. При этом инвентаризация источников загрязняющих веществ в атмосферный воздух от лесопильного производства ИП ФИО1 не проводилась; проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не разработан, санитарно-эпидемиологическое заключение не представлено, что является нарушением п.п.4.2.1, 4.2.3, 4.2.5 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования качества атмосферного воздуха населенных мест». ИП ФИО1 не осуществляются меры по снижению выбросов загрязняющих веществ, а также не организованы мероприятия по улавливанию, обезвреживанию вредных выбросов, что не соответствует п.3.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования качества атмосферного воздуха населенных мест»,
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также вменено нарушение требований статьи 34, 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статей 22, 25, 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выразившихся в том, что юридическим лицом не в полном объеме проведена инвентаризация источников загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно в проекте инвентаризации отсутствуют сведения по установки пиролиза Т-ПУ-1. Пересматривая дело по жалобе ООО «Золотарь» судья районного суда с доводами жалобы об отсутствии в действиях состава вмененного правонарушения не согласился, признал выводы должностного лица административного органа верными. В силу статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе