ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Инвентаризация объектов размещения отходов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 05АП-10144/18 от 21.11.2019 Верховного Суда РФ
Федерации, пунктом 1 статьи 1, статьей 48, частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 1, 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьями 1, 3, 51, 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 № 238 (далее – Методика), Правилами инвентаризации объектов размещения отходов , утвержденных приказом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 № 49, разъяснениями, приведенными в пунктах 6, 9, 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», установив факт причинения совместными действиями ответчиков вреда окружающей среде в результате незаконного размещения на публичном земельном участке твердых бытовых отходов в отсутствие возведенного и зарегистрированного объекта по размещению отходов, лицензии на
Определение № 13АП-24522/19 от 27.05.2020 Верховного Суда РФ
8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной или иной деятельности. Не согласившись с предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса, положениями Водного кодекса Российской Федерации (далее – Водный кодекс), Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами инвентаризации объектов размещения отходов , утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49, и исходили из того, что шлакоотвал, представляющий собой насыпь производственных отходов, не является тем сооружением, возможность расположения которого в водоохранной зоне, предусмотрена положениями статьи 65 Водного кодекса; включение шлакоотвала в ГРОРО не свидетельствует о его соответствии всем требованиям действующего законодательства. При таких обстоятельствах у судов отсутствовали правовые основания для признания оспариваемого предписания недействительным. Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судами и получили надлежащую правовую
Определение № 303-ЭС20-21145 от 16.12.2020 Верховного Суда РФ
захоронению отходов на объектах: свалка № 1 и свалка № 2 (г. Петропавловск- Камчатский). В ходе проведения внеплановой документальной проверки в отношении предприятия с целью проверки исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 29.04.2019 № 3466/19-07 установлено, что достоверные данные по инвентаризации свалки ТКО № 1 в порядке пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил инвентаризации объектов размещения отходов , утвержденных приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49 в управление не представлены, предписание от 29.04.2019 № 3466/19-07 не исполнено. По результатам проверки составлен акт и выдано предписание от 08.08.2019 № 3466-19-09, которым на предприятие возложена обязанность предоставить достоверные данные об инвентаризации свалки ТКО № 1 срок до 05.11.2019. Полагая данное предписание незаконным, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71
Определение № А56-35739/20 от 20.09.2021 Верховного Суда РФ
и 2019 годы, следует, что объект построен и эксплуатируется на основании разработанного в 1971 году государственным унитарным предприятием «Ленгипроинжпроект» проекта, в котором вместимость полигона составляет 20 млн куб. м твердых отходов, проект по увеличению мощности полигона до 54 280 000 м(3) обществом не был реализован, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов от 30.09.2011 № 792, Правилами инвентаризации объектов размещения отходов , утвержденными Приказом Минприроды России от 25.02.10 № 49, пришел к выводу об отсутствии у управления оснований для исполнения обязанности по передаче в Росприроднадзор представленной обществом информации о полигоне с целью внесения указанного объекта размещения отходов в государственный реестр, поскольку в характеристике объекта размещения отходов неверно указана вместимость объекта размещения отходов 54 280 000 м(3)/ 12 038 593,04 т. Суд округа выводы суда апелляционной инстанции поддержал, отметив при этом, что данные выводы согласуются
Постановление № А07-2188/17 от 23.10.2017 АС Уральского округа
Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 (далее - Порядок ведения государственного кадастра отходов), в соответствии с п. 16 и 18 которого реестр включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации. Согласно п. 4 Правил инвентаризации инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет. В соответствии с п. 5 Правил инвентаризации источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются: проектная документация на строительство объектов размещения отходов; данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов; фондовые материалы; иная документация. Пунктом 6 Правил инвентаризации установлено, что по завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется
Постановление № А57-26969/2021 от 26.07.2022 АС Поволжского округа
с пунктом 16-24 Порядок № 792 Государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49 (далее по тексту – Правила). Согласно пункту 4 Правил, инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет. Информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, используется Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора: - для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов; - при принятии решений об утверждении лимитов на размещение отходов; - в иных целях регулирования деятельности по обращению с отходами. В силу пункта
Постановление № Ф09-6344/22 от 19.10.2022 АС Уральского округа
письма от 22.10.2021 № ГЧ-03-12663, по результатам рассмотрения заявления предприятия от 12.10.2021 № 158, административный орган отказал в принятии подготовленной в соответствии с Приказом № 49 информации для направления в Росприроднадзор с целью принятия последним правового акта о включении ОРО в ГРОРО. В результате исследования представленных доказательств, судами установлено отсутствие обстоятельств, указанных в оспариваемом письме Управления в качестве наличия недостатков, препятствующих направлению спорного заявления в Росприроднадзор. Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего. Инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет (пункт 4 Правил 49). Источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются: проектная документация на строительство объектов размещения отходов; данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов; фондовые материалы; иная документация (пункт 5 Правил 49). По завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая
Решение № 7-112/2021 от 31.03.2021 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)
14 февраля 2014 года по настоящее время инвентаризация объекта размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов не проводилась. По факту выявленных нарушений 13 мая 2020 года должностным лицом Управления Росприроднадзора в отношении Общества вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 12 ст. 8.2 КоАП РФ. Рассмотрев жалобу Общества, судья изменил постановление должностного лица административного органа в части назначенного АО «Экотехнология» наказания. Судьей установлено, что инвентаризация объектов размещения отходов проведена Обществом в 2014 году по состоянию на 01 февраля 2014 года, характеристика объекта размещения отходов направлена в Управление Росприроднадзора по ЯНАО 18 февраля 2014 года. Характеристика объектов размещения отходов на полигон твердых отходов, строительных материалов и конструкций, расположенный в г. Новый Уренгой, составленная по результатам инвентаризации, проведенной в 2016 году, в Управление Росприроднадзора не направлялась. Инвентаризационная ведомость объектов размещения отходов за 2018 год, являющаяся приложением к программе производственного экологического контроля, утвержденной генеральным
Решение № 7-322/20 от 06.04.2021 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)
индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны, в том числе, проводить инвентаризацию объектов размещения отходов. Порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов установлен правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 № 49. Однако, согласно п. 4 Приказа Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов» - инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет. Согласно п. 6 указанного выше приказа - по завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах: - один экземпляр характеристики объекта размещения отходов хранится у юридического лица, эксплуатирующего данный объект размещения отходов. - второй экземпляр характеристики объекта размещения отходов в уведомительном
Решение № 7-42(2 от 03.02.2021 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)
11 указанного Федерального закона установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Во исполнение данной нормы приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49 утверждены Правила инвентаризации объектов размещения отходов. Пунктом 4 указанных Правил установлено, что инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет. Частью 12 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления. Как усматривается из материалов дела, Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора в период с 4 по 31 августа 2020 года была проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО «ТКС», осуществляющего деятельность по оказанию услуг физическим и юридическим лицам
Решение № 7-668/2021 от 08.09.2021 Челябинского областного суда (Челябинская область)
(далее - объекты размещения отходов). Правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы), для Росприроднадзора и для территориальных органов Росприроднадзора. Действие настоящих Правил не распространяется на: объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком; объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации; специальные объекты размещения радиоактивных отходов; скотомогильники. Инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет. Источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются: проектная документация на строительство объектов размещения отходов; данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов; фондовые материалы; иная документация. По завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах согласно приложению к настоящим Правилам.
Решение № 2-2-171/2022 от 05.05.2022 Большесосновского районного суда (Пермский край)
загрязняющих веществ в атмосферу отсутствует; - плата за негативное воздействие на окружающую среду не вносится; - животноводческий комплекс СПК «Славное» не поставлен на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, СПК «Славное» обязанность по направлению заявки о постановке на государственный учет не исполнена, в связи с чем животноводческий комплекс вышел из-под ведения контрольно-надзорных органов; - СПК «Славное», имеющий в пользовании объекты размещения отходов, на которых происходит складирование навоза крупного рогатого скота, инвентаризация объектов размещения отходов не проведена; - на объекты размещения отходов (места для хранения навоза крупного рогатого скота) не составлена характеристика объектов по установленной форме, экземпляр характеристики в уведомительном порядке не направлен территориальный орган Росприроднадзора по Пермскому краю; - не произведен мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории животноводческого комплекса, в ходе проверки подтверждающих документов по запросу прокурора района не представлено; - СПК «Славное» результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории животноводческого комплекса в