ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Исполнитель коммунальных услуг - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 309-АД14-4517 от 24.02.2015 Верховного Суда РФ
за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде наложения административного штрафа в сумме 5 000 рублей. Признавая спорное постановление законным, суды пришли к выводу, что указанные нарушения свидетельствуют о наличии в действия общества противоправного события, квалифицируемого по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доводы кассационной жалобы о том, что заявитель как ресурсоснабжающая организация не является субъектом правонарушения, поскольку таким субъектом является исполнитель коммунальных услуг – управляющая компания общество с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания «Огонек», подлежат отклонению. Оценка наличия в действиях ресурсоснабжающей организации состава вменяемого административного правонарушения зависит от установления реальной возможности обеспечить надлежащее качество коммунальной услуги горячего водоснабжения в связи с достаточной температурой горячей воды, подаваемой ресурсоснабжающей организацией. В случае недостаточной температуры теплоносителя, подаваемого ресурсоснабжающей организацией, у исполняющей компании отсутствует возможность обеспечения населения коммунальной услугой надлежащего качества. Исполнитель коммунальных услуг в свою очередь отвечает за снижение качества
Определение № 301-ЭС22-6261 от 30.06.2022 Верховного Суда РФ
нарушенных прав, свобод, законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, дополнения к жалобе, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о наличии оснований для передачи жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как следует из материалов дела, между обществом (региональный оператор) и ТСЖ ( исполнитель коммунальных услуг ) заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с пунктом 1 которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а исполнитель коммунальных услуг обязуется оплачивать его услуги по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Согласно пунктам 5 и 5.1 договора под
Определение № 304-ЭС23-12989 от 02.08.2023 Верховного Суда РФ
416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, и, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об обязанности ответчика, являющегося собственником жилых помещений, обеспечить истцу ( исполнитель коммунальных услуг ) доступ в помещения в целях определения степени благоустройства жилых помещений, влияющей на выбор норматива потребления услуги холодного водоснабжения в помещениях, не оборудованных индивидуальным прибором учета холодной воды. Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на оценке доказательств и нормах законодательства, не свидетельствует о неправильном применении ими норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела, не является достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального
Определение № 310-ЭС14-4882 от 28.11.2014 Верховного Суда РФ
поставки тепловой энергии. Из представленных материалов следует, что суды отклонили данные возражения ответчика с указанием на их недоказанность. При этом судами учтены результаты судебной экспертизы, из выводов которой следует, что достоверно определить размер снижения платы за предоставление коммунального ресурса по отоплению не представляется возможным. К тому же в своих доводах ответчик не учитывает, что ресурсоснабжающая организация отвечает за качество коммунального ресурса, поставленного на границу балансовой принадлежности своих сетей и общедомовых сетей. В дальнейшем исполнитель коммунальных услуг с использованием поставленного ему коммунального ресурса оказывает коммунальные услуги конечным потребителям (жильцам). При этом качество коммунальных ресурсов (в данном случае температура, давление, химический состав) может ухудшаться и во внутридомовых сетях, ответственным за содержание которых является исполнитель коммунальных услуг. Из судебных актов и содержания кассационной жалобы не усматривается, что ответчик доказывал тот факт, что некачественный ресурс поставлялся уже на границу балансовой принадлежности сетей сторон. Позиция заявителя по существу сводится к несогласию с оценкой доказательств,
Определение № А56-59771/16 от 26.09.2019 Верховного Суда РФ
органом тарифу на горячую воду, поставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах с открытой и закрытой централизованной системой, и для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, в размере 92,51 руб./куб.м Признавая верным расчет товарищества, суды констатировали, что население, проживающее в жилом доме, оплачивает горячую воду исходя из объема коммунального ресурса, определенного в куб.м, и по тарифу, установленному уполномоченным органом для оплаты одного куб.м горячей воды. Исходя из этого, суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб.м по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме и оплачивать его исходя из тарифа, установленного уполномоченным органом для населения для оплаты одного куб.м горячей воды. Суды исходили из того, что в настоящем случае коллективный прибор учета тепловой энергии, установленный в жилом доме товарищества, не учитывает общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, а расход горячей воды в жилом помещении подлежит определению по показаниям
Постановление № А33-11851/16 от 06.02.2018 Третьего арбитражного апелляционного суда
изложенные в отзыве на апелляционную жалобу При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства. Распоряжением администрации Туруханского района Красноярского края от 25.11.2015 № 822-р исполнителю коммунальных услуг АО «НТЭК» предоставлена субсидия на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги в размере 999 919 рублей в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств бюджета Туруханского района на 2015 год. 26.11.2015 между Управлением ЖКХ и строительства (уполномоченный орган) и АО «НТЭК» ( исполнитель коммунальных услуг ) подписано соглашение № 1 о предоставлении субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги, в соответствии с которым уполномоченный орган обязуется предоставить исполнителю коммунальных услуг субсидию на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги (далее - субсидия) в 2015 году в размере 999 919 рублей, а исполнитель коммунальных услуг обязуется принять указанную субсидию (пункт 1.1 соглашения). Согласно пункту 1.3 соглашения субсидия предоставляется исполнителю коммунальных услуг при следующих условиях: если плата граждан
Постановление № А33-19625/16 от 11.08.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда
7352 рублей 79 копеек/Гкал в период с 01.01.2015 по 30.06.2015 и 7738 рублей 87 копеек/Гкал в период с 01.07.2015 по 31.12.2015. Постановлением администрации Богучанского района от 17.04.2015 № 432-п «О предоставлении исполнителям коммунальных услуг субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги в 2015 году» принято решение о выплате ООО «Жилье» субсидии в размере 32 574 376 рублей. На основании указанного постановления между администрацией Богучанского района (уполномоченный орган) и ООО «Жилье» ( исполнитель коммунальных услуг ) 17.04.2015 заключено соглашение № 3 о предоставлении субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги, в соответствии с которым уполномоченный орган обязуется предоставить исполнителю коммунальных услуг субсидию на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги в 2015 году в размере 32 574 376 рублей, а исполнитель коммунальных услуг обязуется принять указанную субсидию (пункт 1.1 соглашения). По договору аренды муниципального имущества от 01.09.2015 № 22 муниципальным образованием Богучанский район переданы ООО «Жилье»
Постановление № 17АП-5303/2015 от 28.05.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца и ответчика, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, между открытым акционерным обществом «Удмуртская энергосбытовая компания» (Гарантирующий поставщик; правопредшественник ОАО «ЭнергосбыТ Плюс») и ООО УК «Ижевское управление жилищным фондом» ( Исполнитель коммунальных услуг ) заключен договор энергоснабжения № Р7610 от 01.09.2013 (л.д. 12-28), в соответствии с условиями которого Гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а Исполнитель коммунальных услуг обязался оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и на условия предусмотренных настоящим договором (пункт 1.1). Согласно пункту 1.2
Постановление № А33-15555/2017 от 02.03.2018 Третьего арбитражного апелляционного суда
апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства. На основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации от 27.07.2015 № 2-УЖФ-05, заключенного на основании протокола собрания собственников многоквартирных жилых домов, перечень которых содержится в приложении № 1 к указанному договору, между Министерством обороны Российской Федерации и ООО «ГУЖФ», истец осуществляет функции управляющей организации в отношении данных многоквартирных жилых домов. 15.09.2016 между управлением развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (управление) и ООО «ГУЖФ» ( исполнитель коммунальных услуг ) подписано соглашение № 9-КУ о предоставлении субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги, в соответствии с которым управление обязуется предоставить исполнителю коммунальных услуг субсидию на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги в 2016 году в размере 1 093 310 рублей, а исполнитель коммунальных услуг обязуется принять указанную компенсацию (пункт 1.1 соглашения). Согласно пункту 2.1.1 соглашения управление обязуется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств районного бюджета на 2016
Постановление № А33-13301/2017 от 26.03.2018 Третьего арбитражного апелляционного суда
Судом в соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленное ходатайство удовлетворено, так как ответчиком обоснована невозможность представления данных дополнительных документов в суд первой инстанции, указанные представителем ответчика причины являются уважительными. Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, не согласен с решением суда первой инстанции. При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства. 29.01.2016 между администрацией поселка Кедровый Красноярского края (уполномоченный орган) и ООО «УК «Городок» ( исполнитель коммунальных услуг ) заключено соглашение № 1 о предоставлении субсидии на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг (далее – соглашение), в соответствии с условиями которого, уполномоченный орган обязался предоставить исполнителю коммунальных услуг субсидию на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги в 2016 в размере 18 545 400 рублей в соответствии с Законом края от 02.12.2015 № 9-3931 «О краевом бюджете на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов», а исполнитель коммунальных услуг
Решение № 2А-1516/2017 от 12.04.2017 Советского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)
в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 603, изменивших п. 2 Правила N124; - положения п. 44 Правил №, после внесения изменений Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N603 и п..З письма Минстрой России от ДД.ММ.ГГГГ N №, в котором разъясняются положения п. 44 Правил 354; - на чем основаны разъяснения Минстроя, о том что сверхнормативный объем коммунального ресурса на ОДН должен возмещаться исполнителем коммунальных услуг; - каким нормативно-правовым актом определено понятие, " исполнитель коммунальных услуг ", используемое в письме Минстроя РФ N №, в то время как Правила 354 и 124 определяют понятие "исполнитель"; - каким правовым статусом обладают письма Минстроя России, разъясняющие положения Правил № (письмо от ДД.ММ.ГГГГ N №), обязательны ли они для исполнения, либо носят рекомендательный характер. ДД.ММ.ГГГГ истцом был получен ответ № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором Минстрой России уклонился от ответа на поставленные в обращении вопросы., в частности от разъяснений: - на чем основаны
Решение № 2-5884/19 от 22.10.2019 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)
услуги собственники производят управляющей организации после заключения ею соответствующих договоров с ресурсоснабжающими организациями, от которых зависит предоставление коммунальных услуг. Договор вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ (п. 5.2 договора управления многоквартирным домом). Согласно протоколу № общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ собственниками принято решение об оплате за коммунальные услуги потребителями непосредственно ресурсоснабжающим организациям на основании квитанций, выставляемых РСО (л.д. 23). ДД.ММ.ГГГГ между АО «Камчатэнергосервис» (Ресурсоснабжающая организация) и ООО «АЛЬЯНС» ( Исполнитель коммунальных услуг ) заключен договор №/ХВ и ВО холодного водоснабжения и водоотведения, согласно которому ресурсоснабжающая организация обязуется подавать исполнителю коммунальных услуг в точку раздела границ, через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, с целью предоставления собственникам и пользователям коммунальных услуг, и обязуется осуществлять в точке раздела границ прием сточных вод исполнителя коммунальных услуг от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а
Решение № 2-396/20 от 27.08.2020 Вилючинского городского суда (Камчатский край)
даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Судом при рассмотрении дела установлено, что 01 октября 2017 года между АО «Камчатэнергосервис» («Ресурсоснабжающая организация») и ООО «Альянс» (« Исполнитель коммунальных услуг ») заключены договоры № 550-17/ХВ и ВО холодного водоснабжения и водоотведения, а также № 550-17/ТС и ГВС теплоснабжения и горячего водоснабжения. По договору № 550-17/ХВ и ВО холодного водоснабжения и водоотведения Ресурсоснабжающая организация обязуется подавать Исполнителю коммунальных услуг в точку раздела границ, через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, с целью предоставления собственникам и пользователям коммунальных услуг, и обязуется осуществлять в точке раздела границ прием сточных вод Исполнителя
Апелляционное определение № 33-3005/2016 от 27.04.2016 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)
обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей исполнителя, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном настоящим договором. Исполнитель обязуется обеспечить передачу принятой в свою сети электрической энергии от точек приема до точек поставки на розничном рынке, в соответствии с согласованными параметрами надежности и с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств. В соответствии с договором энергоснабжения №89789 от 01 марта 2014 года, заключенным между ОАО «Оренбургэнергосбыт» (гарантирующий поставщик) и ООО «Западная» ( исполнитель коммунальных услуг ), гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а исполнитель коммунальных услуг обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и на условиях, предусмотренных договором. Гарантирующий поставщик обязуется подавать электрическую энергию исполнителю коммунальных услуг в точки поставки, определенные в Приложении №2 в настоящему договору. В соответствии