ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Источники воздействия на окружающую среду - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Минприроды РФ от 27.10.2010 N 464 "Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.11.2010 N 19019)
использованию и охране недр и безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами. 16.1. Мероприятия по контролю возможной миграции УВС из объекта хранения. 16.2. Мероприятия по ликвидации межколонного давления в скважинах, перетока УВС в вышележащие горизонты, дневную поверхность и за пределы ловушки. 16.3. Оценка воздействия хранения УВС на недра. 17. Мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и экологической безопасности при пользовании недрами. 17.1. Оценка состояния окружающей среды. 17.2. Виды и источники воздействия на окружающую среду и оценка последствий их воздействия. 17.3. Мероприятия по охране атмосферного воздуха. 17.4. Мероприятия по охране водных объектов. 17.5. Мероприятия по охране земельных ресурсов, растительного и животного мира. 18. Сроки и условия выполнения работ по консервации и (или) ликвидации скважин, подземных хранилищ, а также рекультивации земель. 19. Заключение. 20. Список использованных источников. 21. Табличные приложения. 22. Графические приложения. 23. Техническое задание. II. Требования к структуре технического проекта на строительство и эксплуатацию подземных сооружений
Приказ Минприроды РФ от 27.10.2010 N 463 (ред. от 15.07.2011) "Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.11.2010 N 19018)
показателей кондиций (для теплоэнергетических и промышленных подземных вод). 2.9. Заключение о соответствии качества подземных вод требованиям законодательства о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах к минеральным подземным водам (для минеральных подземных вод). 3. Оценка или переоценка запасов минеральных, теплоэнергетических и промышленных подземных вод оцененного месторождения (участка). 4. Мероприятия по безопасному ведению работ. 5. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности при пользовании недрами. 5.1. Оценка состояния окружающей среды. 5.2. Виды и источники воздействия на окружающую среду и оценка последствий их воздействия. 5.3. Мероприятия по охране атмосферного воздуха. 5.4. Мероприятия по охране водных объектов. 5.5. Мероприятия по охране недр. Обоснование нормативов потерь. 5.6. Мероприятия по охране земельных ресурсов, растительного и животного мира. 6. Программа производственного экологического контроля (мониторинга). 7. Сроки и условия выполнения работ по консервации и (или) ликвидации скважин, а также рекультивации земель. 8. Текстовые, табличные и графические приложения. II. Требования к структуре технологических схем и проектов разработки
Решение Верховного Суда РФ от 05.05.2010 N ГКПИ10-61 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими абзаца 3 пункта 2 Приказа Минприроды РФ от 31.10.2008 N 288 и пунктов 8.2 и 10.2 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утв. данным Приказом>
функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, обоснованно признало утратившим силу Приказ Ростехнадзора от 20 февраля 2007 г. N 87, определяющий порядок организации работы Ростехнадзора по выдаче разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, устанавливающих лимиты на выбросы и сбросы. В силу статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов (часть 1); при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых
Определение № А45-445/20 от 01.12.2021 Верховного Суда РФ
кадастровым номером 54:35:051130:281 (до раздела земельного участка), принадлежавшем на праве собственности ОАО "Сибэлектротерм", в состав указанного здания входит помещение, относящееся к объектам гражданской обороны - противорадиационное укрытие, площадью 1 150 кв. м, которое в силу закона является федеральной собственностью. Земельный участок с кадастровым номером 54:35:051130:281 имеет следующие характеристики: площадь 48 320, 00 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - промышленные объекты и производства I-V класса опасности, являющиеся источниками воздействия на окружающую среду ; мини-тэц, трансформаторные подстанции, распределительные подстанции, центральные тепловые пункты, котельные, насосные станции, канализационные насосные станции, очистные сооружения ливневой канализации, автоматические телефонные станции, расположен в границах территориальной зоны "П-1" (зона производственной деятельности), адрес месторасположения - г. Новосибирск, ул. Петухова. По заказу ОАО "Сибэлектротерм" были проведены кадастровые работы, в результате которых здание Корпус АБК было разделено на два объекта: 1) помещение с кадастровым номером 54:35:051135:780, общей площадью 1047,7 кв. м - соответствующее помещению гражданской
Определение № 306-КГ15-15015 от 24.11.2015 Верховного Суда РФ
окружающую среду за 2012 год в размере 8 858 049, 54 руб., сложившейся в результате выбросов из стационарных источников, ранее принадлежащих обществу "Пласткард", общество "Каустик" обратилось в суд с настоящим заявлением. Исследовав и оценив, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные по делу доказательства, установив отсутствие у общества "Каустик" установленного законом разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух из стационарных источников, ранее принадлежащих обществу "Пласткард", наличие обоснованного расчета Управления Росприроднадзора по Волгоградской области платы за негативное воздействие на окружающую среду , руководствуясь положениями статьи 12, пунктов 1, 3 статьи 14 , статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", статей 22, 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктом 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632,
Определение № А65-22734/2021 от 23.09.2022 Верховного Суда РФ
(16) и в 2020 году (25), при этом об увеличении количества источников выбросов загрязняющих веществ, по мнению управления, обществу было известно уже в ноябре 2019 года, в связи в чем, проект нормативов предельно допустимых выбросов 2014 года (на 16 источников) не мог распространять свое действие на 2020 год. По мнению управления, в связи с отсутствием норматива допустимых выбросов загрязняющих веществ I, II класса опасности и увеличением количества источников выбросов загрязняющих веществ в 2020 году, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 01.01.2020 по 31.10.2020 необходимо было исчислять с применением повышающего коэффициента 25. Приведенные доводы, изложенные в кассационной жалобе управления, заслуживают внимания и признаются основанием для рассмотрения кассационной жалобы вместе с делом по существу в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья ОПРЕДЕЛИЛ: кассационную жалобу Волжско-Камского межрегионального
Постановление № 20АП-5736/14 от 08.12.2014 Двадцатого арбитражного апелляционного суда
атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ допускаются вредные физические воздействия на атмосферный воздух на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Из анализа указанных норм права следует, что обязанность по получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду возложена на субъекты хозяйственной деятельности, имеющие стационарные, передвижные и иные источники воздействия на окружающую среду , то есть на все категории лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, в процессе которой эксплуатируются, в том числе, стационарные источники выбросов (загрязняющих) веществ – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Объективная сторона состава данного административного правонарушения заключается в действиях, состоящих в нарушении правил выброса в атмосферный воздух вредных веществ или во вредном физическом воздействии на него. Правильность выброса в атмосферный воздух вредных веществ устанавливается (определяется) при получении разрешения, то есть устанавливаются источники
Постановление № 07АП-3901/2017 от 08.06.2017 Седьмой арбитражного апелляционного суда
вод и промышленных сточных вод с территории второй промплощадки ОАО «БЭМЗ» в реку Раздельная на момент плановой и внеплановой проверок обществом не подтвержден. Факт не использования водоотводящей системы не подтвержден, поскольку не проведена оценка воздействия на окружающую среду деятельности этих объектов и не ведется мониторинг качества сточных вод на содержание вредных веществ. Следовательно, ОАО «БЭМЗ» фактически пользуется системой водоотведения сточных вод в реку Раздельная без разрешительных документов. ОАО «БЭМЗ» ведется хозяйственная деятельность, источники воздействия на окружающую среду (водные биоресурсы и среда их обитания) имеются, так как действует система водоотведения сточных (ливневых и промышленных) вод от второй промплощадки общества, на которой расположены корпуса и старая котельная. Сети ливневой канализации, идущие от котельной «Новая» лишь часть водоотводящей системы предназначенной для сброса сточных вод с территории второй промплощадки ОАО «БЭМЗ». В производственных корпусах система ливневой канализации от охлаждения оборудования объединена с ливневой канализацией от внутренних водостоков. К наружным сетям ливневой канализации присоединен
Постановление № 15АП-15328/20 от 19.10.2020 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
1 статьи 23 Федерального закона №7-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, нормативы допустимых выбросов устанавливаются, в том числе, для стационарных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Таким образом, обязанность по получению разрешения на сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду возложена на имеющие источники воздействия на окружающую среду (водный объект) субъекты хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой эксплуатируются такие источники. Сбросы загрязняющих и или иных веществ в водный объект требуют обязательного получения разрешения независимо от вида сброса, его объема, концентрации, загрязняющей способности и других свойств. Доказательства того, что допущенные Обществом нарушения были вызваны объективно непредотвратимыми обстоятельствами, невозможностью соблюдения требований Водного кодекса, Федерального закона №7-ФЗ в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, а следовательно, Общество должно было соблюсти ту степень заботливости
Постановление № 4А-834/18 от 13.12.2018 Саратовского областного суда (Саратовская область)
на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Обязанность по получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду возложена на имеющие стационарные источники воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой эксплуатируются такие источники. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух требует обязательного получения разрешения независимо от вида выброса, его объема, концентрации, загрязняющей способности и других свойств. Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в связи с поступившей 13 июня 2018 года в отдел государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Саратовской области из отдела государственной экологической экспертизы и нормирования 20 июня 2018 года служебной
Постановление № 16-1127/19 от 01.07.2020 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции
на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Обязанность по получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду возложена на имеющие стационарные источники воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой эксплуатируются такие источники. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух требует обязательного получения разрешения независимо от вида выброса, его объема, концентрации, загрязняющей способности и других свойств. Как следует из материалов дела, 7 апреля 2019 года управлением Росприроднадзора по Астраханской области на основании обращений граждан на неприятный запах нефтепродуктов вблизи жилых домов осуществлен рейдовый осмотр предприятия ООО «ЭкоВтор», расположенного по адресу: <адрес>А. По результатам осмотра
Постановление № 5-80/2017 от 11.10.2017 Заиграевского районного суда (Республика Бурятия)
на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Обязанность по получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду возложена на имеющие стационарные источники воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой эксплуатируются такие источники. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух требует обязательного получения разрешения независимо от вида выброса, его объема, концентрации, загрязняющей способности и других свойств. В суде установлено, что Белоусов П.Н. осуществляет предпринимательскую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ. В производственно-хозяйственной деятельности в пункте приема и отгрузки древесины, расположенной в <адрес>, производятся выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарного источника - печи, установленной в
Постановление № 5-80/19 от 15.04.2019 Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)
инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Соответственно, с учетом вышеизложенного, выброс указанных вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается только на основании соответствующего разрешения, выданного уполномоченным в области охраны окружающей среды органом. Обязанность по получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду (атмосферный воздух) возложена на субъекты хозяйственной деятельности, имеющие стационарные источники воздействия на окружающую среду , то есть на все категории лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, в процессе которой эксплуатируются стационарные источники выбросов (загрязняющих) веществ юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На основании справки департамента от .. .. ....г. за №... ООО «СибЭнерго» разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не имеет. ООО «СибЭнерго» в .. .. ....г. (с .. .. ....г. по .. .. ....г.. включительно) использовались стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в