ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Изменение кадастровой стоимости - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 09АП-19565/18 от 24.06.2019 Верховного Суда РФ
фактическом использовании здания, то есть те обстоятельства, которые существовали на момент принятия оспариваемого решения комиссии и должны были быть известны обществу как собственнику нежилого здания. Суды посчитали, что постановление Правительства Москвы от 26.12.2016 № 937-ПП не является источником сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в реестр. В кассационной жалобе ООО «Юмакс» возражает против выводов судов, считая, что ими неправомерно применены положения пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно данной статье, изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, за исключением, в частности, случая, когда такое изменение осуществлено по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В этом случае измененная кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Общество указывает, что решением комиссии от 09.02.2016 № 51- 1737/2016 кадастровая
Определение № 19-КГ23-26 от 28.11.2023 Верховного Суда РФ
федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не применяется. В силу пункта 9 Правил при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости . В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 Правил, не проводится. Согласно правовой позиции, содержащейся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, № 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2015 г., подход, содержащийся в пункте 9 Правил, предполагает отсутствие учета изменений размера уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете только на год, следующий за годом, в котором произошло
Определение № 310-ЭС20-9373 от 23.11.2020 Верховного Суда РФ
предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Оснований для пересмотра принятых по настоящему делу судебных актов в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено. В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Пунктом 1.1. статьи 391 Налогового кодекса установлено, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка. В соответствии с пунктом 2 статьи 375, пунктом 1 статьи 391, пунктом 1
Определение № А82-13806/20 от 28.12.2021 Верховного Суда РФ
приведенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного Обществом требования. Суд исходил из следующего: арендная плата за пользование публичным земельным участком, предоставленном Обществу в аренду на основании спорного договора, является регулируемой и подлежит определению в соответствии с нормативными правовыми актами публичного образования; следовательно, изменение кадастровой стоимости этого участка и методики расчета арендной платы, влечет изменение размера арендной платы, рассчитанной в соответствии с действовавшими в соответствующий период нормативными правовыми актами; уведомлением от 25.05.2020 Комитет известил Общество об изменении арендной платы в связи с принятием постановления № 303-п, которым внесены изменения в методику расчета; в силу статей 424 и 168 ГК РФ оснований считать данное уведомление недействительным не имеется. Суд округа признал выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными и указал,
Постановление № А67-7978/16 от 22.08.2017 АС Западно-Сибирского округа
земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельного участка, признаваемая объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Законом № 284-ФЗ статья 391 Кодекса дополнена абзацами следующего содержания: « Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров
Постановление № А26-6063/2021 от 04.07.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
устранении выявленных нарушений (пункт 3.4.1); на корректировку размера арендной платы (в том числе, в соответствии с пунктом 3.7 договора), с правом подписания и направления арендатору уведомлений об изменении размера арендной платы, сроков ее внесения, расчетов неустойки (пункт 3.4.2). В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка арендная плата подлежит изменению в порядке, предусмотренном пунктом 3.6 договора. При этом арендная плата подлежит пересчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости (пункт 3.7). Пунктом 3.6 установлено право арендодателя на одностороннее изменение арендной платы при изменении методики или базовых составляющих расчета. За нарушение срока внесения арендной платы пунктом 5.2 установлена ответственность в виде неустойки из расчета 0,1% от суммы долга за каждый день просрочки. В результате реорганизации арендатора права и обязанности по договору аренды перешли к Обществу, что отражено в дополнительном соглашении от 04.12.2019 к договору аренды от 03.10.2018. 30.04.2021 в адрес арендатора и Администрации
Постановление № 17АП-11365/2023-ГК от 02.11.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
то, что в соответствии с п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 при заключении договора аренды земельного участка арендная плата рассчитывается на основании кадастровой стоимости земельного участка. При этом федеральными органами исполнительной власти в договоре аренды предусмотрена возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. Отмечает, что в таком случае арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости . Ссылается на то, что Приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края 04.10.2022 №31-02-1-4-1901 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровом номером 59:01:4410001:5 определена в размере 16 656 234 руб. 72 коп., подлежит применению с 01.01.2023. Считает, что поскольку фактическое изменение кадастровой стоимости указанного земельного участка произошло в 2023 году, актуальная кадастровая стоимость земельного участка применима в расчете арендной платы не ранее 01.01.2024. До начала судебного заседания от истца поступил письменный
Постановление № А50-7445/2023 от 24.01.2024 АС Уральского округа
материального и процессуального права. Как указывает заявитель, в соответствии с п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 при заключении договора аренды земельного участка арендная плата рассчитывается на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральными органами исполнительной власти в договоре аренды предусмотрена возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка, при этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости . Заявитель считает, что законодатель не связывает перерасчет арендной платы с датой издания соответствующего правового акта, либо с датой вступления его в законную силу, а указывает на необходимость учета именно фактического изменения кадастровой стоимости. Ответчик отмечает, что Приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края 04.10.2022 №31-02-1-4-1901 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровом номером 59:01:4410001:5 определена в размере 16 656 234 руб. 72 коп., подлежит применению с 01.01.2023. Таким образом, заявитель
Постановление № А46-2709/2023 от 30.01.2024 АС Западно-Сибирского округа
на нарушение судами норм материального права, указывает, что расчет арендной платы на основании кадастровой стоимости земельного участка произведен департаментом с нарушениями, без учета решения Омского городского Совета от 20.07.2022 № 450 «О внесении изменения в Решение Омского городского Совета от 10.04.2019 № 138 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Омска и предоставленные в аренду без проведения торгов» (далее – решение Омского городского Совета № 450); изменение кадастровой стоимости произошло в административном порядке, а не по причине судебного оспаривания, в связи с чем ставка арендной платы может быть изменена только с 01.01.2023; судами не учтен введенный решением Омского городского Совета № 450 мораторий на увеличение арендной платы в одностороннем порядке на период с 14.03.2022 по 31.12.2022, а также представленный ответчиком контррасчет, произведенный с учетом указанных выше норм; полагает, что с учетом заявленных доводов, требования истца о взыскании пени являются необоснованными; кроме того,
Решение № 2А-585/2017 от 25.04.2017 Фрунзенского районного суда г. Владимира (Владимирская область)
от ......) просила отказать в удовлетворении административного иска. Указала, что в соответствии с п.1 ст.390 Налогового кодекса РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ. Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. (п.1 ст.391 НК РФ). Согласно абз.4 п.1 ст.391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено данным пунктом ст.391 НК РФ. В силу абз.5 п.1 ст.391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технических ошибок, допущенных органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка. С целью установления
Решение № 2А-2767/2016 от 22.11.2016 Павлово-посадского городского суда (Московская область)
тем, что перерасчет суммы налога в 2016 году не может быть произведен, так как налоговый период уже начался, а в течении действия налогового периода перерасчет произвести нельзя. Дата утверждения кадастровой стоимости будет актуальна только с 01.01.2017 года. Суд считает, что данный отказ Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Павловскому Посаду Московской области не основан на законе и подлежит отмене. Так, в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка. В соответствии с ч.2 ст.403 Налогового кодекса Российской Федерации изменение кадастровой стоимости объекта имущества вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором
Решение № А-194/19 от 07.05.2019 Кизлярского городского суда (Республика Дагестан)
основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Из содержания оспариваемого налогового уведомления следует, что расчет земельного налога по земельному участку, расположенному по адресу: 573047, Россия <адрес>, г. Улан-Удэ, <адрес>, с кадастровым номером 03:24:032802:126ДД.ММ.ГГГГ год произведен исходя из кадастровой стоимости земельного участка 132 479 828 руб. В соответствии со ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В этом же пункте ст. 391 Налогового кодекса РФ указано, что изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр
Решение № 2А-558/19 от 30.05.2019 Гурьевского районного суда (Калининградская область)
подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. В соответствии со статьей 403 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Согласно п. 2 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ) изменение кадастровой стоимости объекта имущества в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Изменение кадастровой стоимости объекта имущества вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость. В случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости
Решение № 2А-1404/2018 от 09.04.2018 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)
уплате земельного налога была отменена. Поскольку ранее земельный налог за 2014 года был уплачен собственником земельного участка в размере 131672 рубля, образовавшаяся переплата в размере 131672 рубля зачтена в уплату налога за 2014 год. Налог за 2015 год гражданином не уплачен. По состоянию на **.**.**** год налоговая база установлена в размере 8778164 рубля. В ноябре 2015 года размер налоговой базы снижен до 2300252,70 рубля. При этом, в соответствии с положениями ст.391 НК РФ, изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Таким образом, поскольку решение об изменении кадастровой стоимости земельного участка было принято в ноябре 2015 года, размер земельного налога за 2015 год исчислялся исходя из прежней кадастровой стоимости земельного участка. Налоговые уведомления о необходимости уплаты земельного налога за 2015 год были размещены в личный кабинет налогоплательщика, однако, до настоящего