ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А32-51912/19 от 08.06.2021 Верховного Суда РФ
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания (статьи 3.2, 3.7 КоАП РФ), а следовательно может быть применена арбитражным судом только при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания и только в том случае, если такой вид административного наказания предусмотрен соответствующей статьей (частью статьи) Особенной части КоАП РФ. Поэтому арбитражный суд, вынося решение об отказе в привлечении лица к административной ответственности, в том числе по мотиву пропуска установленного статьей 4.5
Постановление № 41-АД21-10 от 05.08.2021 Верховного Суда РФ
таможенную границу и находятся на таможенной территории ЕАЭС, где таможенные органы и суды Российской Федерации имеют эффективные средства контроля и законного принуждения, в том числе процессуального, при достоверно известном составе участников таможенных и связанных с ними правоотношений, включая собственника имущества, который не уклоняется от осуществления своих прав и обязанностей под российской юрисдикцией. Из указанного постановления следует, что по буквальному смыслу положений части 4 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения может быть назначена в качестве административного наказания за любое правонарушение, если оно предусмотрено статьями главы 16 указанного Кодекса, независимо от того, принадлежит ли имущество лицу, в отношении которого ведется производство по соответствующему делу. При этом собственник конфискуемого имущества, который не привлечен к административной ответственности, кроме вмешательства в его право собственности, ограничен в праве на судебную защиту, поскольку в силу указанных законоположений его участие в производстве по делу об административных правонарушениях в
Постановление № 57-АД19-53 от 31.10.2019 Верховного Суда РФ
орудия административного правонарушения. Следовательно, соответствующие доводы жалоб защитника - адвоката Зорина СВ. и Олейниченко Ю.И. при рассмотрении дела нижестоящими судебными инстанциями были обоснованно отклонены. Тот факт, что транспортное средство, явившееся орудием административного правонарушения, использовалось ФИО1. на основании договора аренды, заключенного с Олейниченко Ю.И., правового значения при назначении административного наказания по данному делу об административном правонарушении не имеет, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения , принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 данного Кодекса. Применительно к вопросу о допустимости назначения наказания в виде конфискации имущества, послужившего орудием или предметом таможенного правонарушения и не являющегося собственностью лица, его совершившего, Конституционный Суд Российской Федерации
Постановление № 32-АД21-6 от 01.10.2021 Верховного Суда РФ
г. № 41-П «По делу о проверке конституционности части 4 статьи 3.7, статей 25.1 - 25.5.1 и части 1 статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой иностранной компании «Ма]епа 8Ыррт§ Сотрапу Ыткее», что назначенным ФИО2 административным наказанием в виде конфискации предметов административного правонарушения - табачной продукции, которые являются его (ФИО1) собственностью, существенно затронуты его права. Согласно части 4 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения , принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 названного кодекса. Указанным постановлением Конституционный Суд Российской Федерации признал эту норму и часть 1 статьи 30.12 названного кодекса не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 35 (части 1 и 3),
Постановление № А66-7533/17 от 08.12.2017 АС Северо-Западного округа
дел дела об административном правонарушении судами не установлено. Принимая решение о привлечении предпринимателя к ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, суд первой инстанции решил конфисковать алкогольную продукцию, изъятую отделом в ходе проверки. При квалификации противоправного деяния суды обоснованно руководствовались пунктом 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в котором разъяснено, что конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания (статьи 3.2, 3.7 КоАП РФ), а, следовательно, может быть применена арбитражным судом только при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания и только в том случае, если такой вид административного наказания предусмотрен соответствующей статьей (частью статьи) Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Одновременно с этим, на основании пункта 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ вещи, изъятые из оборота, подлежат
Постановление № А74-12365/2017 от 15.03.2018 Третьего арбитражного апелляционного суда
емкостью 0,5 литра каждая. Ранее суд пришел к выводу, что изъятие было произведено неправомерно – однако это не позволяет привлечь общество к ответственности, однако не исключает того факта, что имущество произведено с нарушением закона и не может быть возвращено в торговый оборот. В силу положений пункта 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания (статьи 3.2, 3.7 КоАП РФ), а следовательно может быть применена арбитражным судом только при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания и только в том случае, если такой вид административного наказания предусмотрен соответствующей статьей (частью статьи) Особенной части КоАП РФ. Поэтому арбитражный суд, вынося решение об отказе в привлечении лица к административной ответственности, в том числе по мотиву пропуска установленного статьей 4.5
Постановление № 17АП-12409/18-АК от 01.10.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
этим не может быть признано малозначительным. Иные доводы, изложенные в жалобе, на правовую квалификацию не влияют. Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования и привлек предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Вместе с тем судом апелляционной инстанции не могут быть поддержаны выводы суда первой инстанции в части конфискации изъятой алкогольной продукции по следующим основаниям. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является одним из видов административного наказания, назначаемого за совершение административного правонарушения (пункт 4 части 1 статьи 3.2 КоАП РФ). Согласно части 1 статьи 3.7 КоАП РФ конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей. Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция являются самостоятельным (особым) предметом государственного контроля. Правовые основы производства и оборота
Постановление № 11АП-14612/2014 от 26.03.2015 Суда по интеллектуальным правам
к участию в деле. Кассационная коллегия ни из оспариваемых судебных актов, ни из доводов кассационной жалобы не усматривает, что принятые по настоящему спору судебные акты затрагивают каким-либо образом права поставщиков спорной продукции и иностранного контрагента – I.M. AGROPIESE TGR GRUP S.R.L, не привлеченных к участию в деле. Довод общества «КИТ» о нарушении судами части 4 статьи 3.7 КоАП РФ судом кассационной жалобы отклоняется. Частью 4 статьи 3.7 КоАП РФ предусмотрено, что конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения , принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса. Из разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 15.1 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об
Постановление № А40-91345/2021 от 20.07.2022 Суда по интеллектуальным правам
разрешил вопрос об изъятой продукции. Учитывая то, что продукция не была изъята из гражданского оборота, а факт контрафактности по делу не доказан, суд апелляционной инстанции постановил, что продукция подлежит возвращению законному владельцу. Суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о том, что продукция подлежит возвращению ее законному владельцу, поскольку продукция не изъята из гражданского оборота, а факт контрафактности товара не доказан. В силу части 4 статьи 37 КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения , принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 этого Кодекса. Частью 3 статьи 2910 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые
Решение № 12-2126/15 от 03.12.2015 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)
брало в аренду такую технику для работы на Объекте, а все <...> организовывались и осуществлялись сотрудниками и техническими средствами <...> Судом при вынесении решения о конфискации не были установлены ни <...>. В пункте 23.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" зафиксировано, что в соответствии со статьями 3.2 и 3.7 КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания и может быть применена судьей при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания только в случае, если этот вид административного наказания предусмотрен санкцией соответствующей статьи (частью статьи) Особенной части КоАП РФ. При применении административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения надлежит учитывать положения части 4 статьи 3.7 КоАП РФ, в соответствии с которыми конфискация орудия совершения или предмета
Решение № 2А-7968/18 от 03.10.2018 Стерлитамакского городского суда (Республика Башкортостан)
России по г.Стерлитамак, расположенном по адресу: <адрес>, хранящихся на складе вещественных доказательств Управления МВД России по г.Стерлитамак, расположенном по адресу: <адрес>, в собственность государства и передать его в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан для уничтожения. 13.04.2018 г. взыскателю был выдан исполнительный лист серии ФС №. На основании указанного исполнительного листа, судебным приставом-исполнителем ФИО4 25.05.2018 г. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП с предметом исполнения: конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения , изъятие из оборота – признать бесхозяйственным покерный стол с красным сукном, игральные карты, фишки, изъятые сотрудниками МВД по материалу № от 21.01.2014 г. из помещения по адресу: <адрес>, в отношении должника Территориальное управление Росимущества по Республике Башкортостан в пользу взыскателя прокуратура г. Стерлитамак. Решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 17 апреля 2018 года по делу № 2-3187/2018 постановлено: Признать бесхозяйными 15 единиц игрового оборудования без инвентарных номеров, изъятых сотрудниками
Решение № 12-36/2014 от 04.09.2014 Бежецкого городского суда (Тверская область)
производстве по данному делу сделано не было, следовательно, не были устранены сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, что в силу ч.4 ст.1.5 КоАП РФ должно трактоваться в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности. ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.1.1 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3500 рублей с конфискацией игрового оборудования. В соответствии с ч.2 ст.3.3 КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Указанное имущество, подлежащее конфискации, принадлежит на праве собственности ООО «НьюСтар», не привлекаемому к административной ответственности. Как разъяснил Конституционный Суд РФ в постановлении от 25 апреля 2011 года № 6-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 3.7 и части 2 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «СтройКомплект»
Решение № 7-95/2015 от 15.07.2015 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)
быть конфисковано независимо от того, принадлежит оно правонарушителю на праве собственности или нет. При этом судом принято во внимание Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> №6-П. Автор жалобы, в свою очередь, ссылается на п. 23.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", где разъяснено, что в соответствии со статьями 3.2 и 3.7 КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания и может быть применена судьей при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания только в случае, если этот вид административного наказания предусмотрен санкцией соответствующей статьи (частью статьи) Особенной части КоАП РФ. При применении административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения надлежит учитывать положения части 4 статьи 3.7 КоАП РФ, в соответствии с которыми конфискация орудия совершения или предмета