ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Коренные малочисленные народы севера - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № АКПИ19-427 от 31.07.2019 Верховного Суда РФ
№ 1049, опубликованным 5 октября 2015 г. на официальном интернет- портале правовой информации Ьйр://\у\улу.ргауо.§оу.ги, 12 октября 2015 г. в «Российской газете», № 229, и в Собрании законодательства Российской Федерации, № 41, утверждены перечень малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости (далее - Перечень народов) и перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости (далее - Перечень районов). Смирнов Г.А. по национальности являющийся вепсом - представителем коренного малочисленного народа Севера , включенного в Перечень народов, постоянно проживающий в дер. Пустошка сельского поселения Вепсское национальное Бабаевского муниципального района Вологодской области, достигший возраста 55 лет, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим Перечня районов в той мере, в какой отсутствие в нем сельского поселения Вепсское национальное Бабаевского муниципального района Вологодской области как места традиционного проживания малочисленного народа Севера - вепсов - препятствует реализации их права на получение социальной пенсии
Определение № 303-КГ14-5302 от 22.12.2014 Верховного Суда РФ
Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (г. Хабаровск; далее – антимонопольный орган), установила: управление Росрыболовства обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными пунктов 2, 3 решения от 26.03.2014 № 34 и предписания от 26.03.2014 № 20 антимонопольного органа (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). К участию в деле привлечены территориально-соседские общины коренных малых народов Севера «Пандь Миф», «Чныррах», «Озерпах», родовая община коренных малочисленных народов Севера «Котр», община коренных малочисленных народов Севера «Подя». Решением суда первой инстанции от 09.06.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2014 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.10.2014, заявленные требования удовлетворены. В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит названные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение. Изучив жалобу и приложенные к ней материалы, судья считает, что жалоба не подлежит передаче для
Определение № 303-КГ15-3575 от 22.04.2015 Верховного Суда РФ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 22.04.2015 Судья Верховного Суда Российской Федерации Киселева О.В., изучив кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (г. Хабаровск) на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12.11.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2015 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.02.2015 по делу № А73-3627/2014 по заявлению Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, с участием 3-их лиц, Родовой общины коренных малочисленных народов севера "Котр", Территориально-соседской общины коренных малочисленных народов севера "Озерпах", Территориально-соседской общины коренных малочисленных народов севера "Чныррах", Территориально-соседской общины коренных малых народов севера "Пандь Миф", о признании недействительными пунктов 2, 3 решения от 19.03.2014 N 31 и предписания от 19.03.2014 N 17 Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, установил: Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 12.11.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2015 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.02.2015,
Определение № 05АП-7325/18 от 10.06.2019 Верховного Суда РФ
быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как усматривается из судебных актов, счетной палатой проведена проверка целевого и эффективного использования администрацией бюджетных средств, выделенных на субсидии некоммерческим организациям (за исключением муниципальных учреждений) и физическим лицам в 2013-2016 годах. В ходе проверки счетной палатой установлено недоиспользование администрацией части субсидии, подлежащей возврату в бюджет некоммерческими организациями, а также неправомерное предоставление субсидии зарегистрированным в городе Петропавловске-Камчатском общинам коренных малочисленных народов Севера , Сибири и Дальнего Востока, осуществляющим деятельность за пределами городского округа. Данные обстоятельства послужили основанием для выдачи представления, которым на администрацию возложена обязанность принять меры по устранению причин и условий, повлекших выявленные нарушения, и меры по недопущению их в будущем; принять меры по возврату в бюджет городского округа неиспользованной части субсидии, средств субсидий, выделенных общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в нарушение условий и порядка ее предоставления. Считая представление незаконным,
Определение № А33-16033/15 от 04.02.2021 Верховного Суда РФ
ВЕРХОВНЫЙ СУДРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 302-ЭС20-23083 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 04.02.2021 Судья Верховного Суда Российской Федерации Попов В.В., изучив кассационную жалобу акционерного общества «Краслесинвест» (ранее- закрытое акционерное общество «Краслесинвест») на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31.07.2020 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.10.2020 по делу № А33-16033/2015 Арбитражного суда Красноярского края, установил: Семейная (родовая) община коренных малочисленных народов Севера «Кунноир» (Взывающий) (далее-община) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу «Краслесинвест» (далее - общество) о взыскании 42 189 856 рублей убытков. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13.05.2019, принятым при новом рассмотрении дела, заявленные требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 6 366 702 рубля 29 копеек убытков и 113 664 рубля 08 копеек судебных издержек. Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 31.07.2020, оставленным без
Постановление № А81-10398/17 от 04.10.2018 АС Ямало-Ненецкого АО
и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы приведены следующие доводы: цель, для которой ответчику предоставлены земельные участки, предназначенные для строительства объекта, достигнута; на сегодняшний день извещения о намерении провести работы по рекультивации, о завершении работ или письменного ходатайства от общества о приемке-сдаче рекультивированных земель в адрес администрации не поступало, доказательства выполнения необходимых работ по рекультивации отсутствуют; коренные малочисленные народы Севера испытывают значительные трудности: во-первых, стадам оленей приходится обходить огромную невыположенную насыпь, теряя значительное время, во-вторых, кормовая база для оленей не восстановлена; представители населения, ведущего традиционный образ жизни, для которых олени – это основной ресурс жизнеобеспечения, несут значительные потери. В отзыве на кассационную жалобу ПАО «Газпром» просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения. Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность
Решение № А58-10320/18 от 15.01.2019 АС Республики Саха (Якутия)
на исковое заявление не представил, в связи с чем, суд в порядке части 4 статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело по имеющимся в материалах дела доказательствам. Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства имеющие значение для рассмотрения спора. 08.02.2018 по результатам конкурса проекта «Активный гражданин» (протокол от 26.12.2017 № 21, на основании постановления Главы МО «Мирнинский район» от 19.01.2018 № 0035. с целью субсидирования проектов гражданских инициатив между Ассоциацией « Коренные малочисленные народы Севера Мирнинского района» в лице председателя А.А. Данилова, Администрацией муниципального образования «Мирнинский район» и Администрацией муниципального образования «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) заключено трехстороннее Соглашение № 31 -ПУ о реализации проекта «Активный гражданин» в муниципальном образовании «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) Проведение республиканского турнира по борьбе «Хапсагай» (Мирный). Предметом Соглашения является реализация гражданской инициативы в рамках проекта «Активный гражданин» в муниципальном образовании «Мирнинский район» путем передачи финансовых средств из бюджета муниципального образования
Решение № А51-6496/17 от 03.10.2017 АС Приморского края
пользование (далее - Правила). В соответствии с пунктом 3 Правил, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решение о предоставление водных биоресурсов в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - традиционное рыболовство) принимается в отношении водных биоресурсов внутренних вод Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации. В соответствии с пунктом 13 Правил коренные малочисленные народы Севера , Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общины (далее - КМНС) обращаются с заявкой на предоставление водных биоресурсов в пользование в целях традиционного рыболовства а) в территориальные органы Федерального агентства по рыболовству – в отношении водных биоресурсов внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб; б) в органы исполнительной власти субъектов Российской
Решение № А75-9002/2010 от 14.12.2010 АС Ханты-Мансийского АО
субъектом права традиционного природопользования, в результате установления на территории Кондинского района рыбопромысловых участков под промышленный лов, лишен возможности вести промысел водных биоресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности. Действующим законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации предусмотрены особые условия рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности этих народов (далее - традиционное рыболовство). Коренные малочисленные народы Севера , Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации вправе осуществлять традиционное рыболовство в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности в соответствии с правилами рыболовства для отдельных рыбохозяйственных бассейнов в пределах квот добычи (вылова) водных биоресурсов, выделенных субъектам Российской Федерации для обеспечения данного вида рыболовства, с применением традиционных методов добычи (вылова) водных биоресурсов, если такие методы прямо или косвенно не ведут к снижению биологического разнообразия, не сокращают численность, устойчивое воспроизводство объектов животного мира,
Решение № А75-12108/13 от 03.03.2014 АС Ханты-Мансийского АО
документов к заявке, предусмотренный для юридического лица, требовать предоставления иных документов Департамент не вправе. Вместе с тем Общиной не учтено следующее. Действующим законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов для коренных малочисленных народов Севера предусмотрены особые условия рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности этих народов (далее - традиционное рыболовство). В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» коренные малочисленные народы Севера вправе осуществлять традиционное рыболовство в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности в соответствии с правилами рыболовства для отдельных рыбохозяйственных бассейнов в пределах квот добычи (вылова) водных биоресурсов, выделенных субъектам Российской Федерации для обеспечения данного вида рыболовства, с применением традиционных методов добычи (вылова) водных биоресурсов, если такие методы прямо или косвенно не ведут к снижению биологического разнообразия, не сокращают численность, устойчивое воспроизводство объектов животного мира, не нарушают среду их обитания и не
Решение № 12-694/2014 от 24.12.2014 Приморского краевого суда (Приморский край)
поскольку Журило О.В., являясь лицом, относящимся к коренным малочисленным народам Дальнего Востока, осуществляла добычу кеты в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности без предоставления рыбопромыслового участка. Данный вывод судьи нельзя признать правильным. Действующим законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации действительно предусмотрены особые условия рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности этих народов. Коренные малочисленные народы Севера , Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации вправе осуществлять традиционное рыболовство в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности в соответствии с правилами рыболовства для отдельных рыбохозяйственных бассейнов в пределах квот добычи (вылова) водных биоресурсов, выделенных субъектам Российской Федерации для обеспечения данного вида рыболовства, с применением традиционных методов добычи (вылова) водных биоресурсов, если такие методы прямо или косвенно не ведут к снижению биологического разнообразия, не сокращают численность, устойчивое воспроизводство объектов животного мира,
Апелляционное определение № 33-1192/14 от 09.06.2014 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)
тем, что Кельчина с 2001года проживает в жилом помещении, которое согласно акту обследования жилого помещения межведомственной комиссией от 16.10.2008 признано аварийным, подлежащим сносу. Проживание в нем более 5 лет нарушает жилищные права Кельчиной. Также просил признать за ней право пользования занимаемого жилого помещения на условиях договора социального найма. Участвующий в деле прокурор Пищ Т.Д. иск поддержал. Кельчина О.Г. просила об удовлетворении иска, пояснив, что состоит в очереди на получение жилья по программе « Коренные малочисленные народы Севера », а также по общей программе как нуждающаяся в помещении, ранее Администрацией предоставлялось другое жилое помещение, но она отказалась в него переселяться, в связи с меньшим размером, кроме того, предоставляемое жилое помещение не устраивало взрослого сына; семья малоимущей не является и не признавалась. Третье лицо Кельчин А.В. иск поддержал, указав на те же, что и истец, обстоятельства. Представитель Администрации Рожков П.В. иск не признал. Из его доводов следует, что в настоящее время в
Апелляционное определение № 33А-1361/2016 от 24.02.2016 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)
лица, которые относятся к малочисленным народам, постоянно проживают в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления. Федеральный закон от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» установил, что коренные малочисленные народы Севера , Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - малочисленные народы) - народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 № 255 (ред. от 25.08.2015) «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» <данные изъяты>, отнесены к коренным малочисленным народам РФ, которые проживают