ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Критерии отнесения к объектам негативного воздействия - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А76-31863/19 от 02.08.2021 Верховного Суда РФ
негативного воздействия на окружающую среду. Полагая указанные действия министерства незаконными и нарушающими права и интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении требования, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572, Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 (далее - критерии), Положением о Министерстве экологии Челябинской области, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 20.07.2004 № 366, пришли к выводу о том, что действия министерства по присвоению объекту II категории опасности соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя, с чем согласился суд округа. Судебные инстанции установили, что
Определение № 304-ЭС22-6906 от 26.05.2022 Верховного Суда РФ
В связи с получением новой разрешительной документации по охране окружающей среды общество обратилось в управление с заявлением об актуализации сведений об объекте НВОС. Письмом от 19.08.2020 № ОГ-12-07/9130 управление направило в адрес общества свидетельство от 19.08.2020 № ЕН5ЕZNDQ о присвоении объекту «Омская производственная площадка» I категории объектов НВОС. Указанная категория присвоена объекту НВОС на основании подпункта «в» (производство нефтепродуктов), подпункта «и» (производство химических веществ и химических продуктов основных органических веществ) пункта 1 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029, действовавших до 30.12.2020 (далее – Критерии № 1029). Полагая указанные действия управления незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Суды, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, в том числе результаты судебной экспертизы, руководствуясь положениями Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Критериев № 1029, Критериев отнесения объектов,
Определение № А19-12455/2021 от 13.05.2022 Верховного Суда РФ
энергетическая компания» (далее – общество) к Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуре об оспаривании представления об устранении нарушений природоохранного законодательства от 26.03.2021 № 07-32-2021/323-21, выданного межрайонным природоохранным прокурором Братской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО1 (далее – прокурор), в части установления нарушений частей 1, 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), пункта 6 части 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее – Критерии № 2398), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории (далее – управление), установила: решением Арбитражного суда Иркутской области от 25.08.2021, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2021 и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского
Определение № А40-193463/20 от 14.06.2022 Верховного Суда РФ
акты судов нижестоящих инстанций и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, суд округа, руководствуясь положениями подпункта 30 пункта 4 статьи 1, пунктов 1, 1.1 статьи 8.1, пунктов 3, 6.1 статьи 9 Закона № 294-ФЗ, пункта 6 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)», Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к категориям риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре», Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398, признал необоснованными выводы судов о нарушении периодичности проведения плановых проверок в отношении объектов общества. Так же суд округа отметил, что решение Полярнозоринского районного суда Мурманской области
Решение № А40-3581/2022-130-32 от 30.03.2022 АС города Москвы
Москвы (далее -Департамент) с заявкой о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет (далее - Заявка) № 4994796 от 28.04.2021 По результатам рассмотрения заявки 13.05.2021 Объект был включен в реестр объектов негативного воздействия и получено Свидетельство о постановке на учет объектов негативного воздействия (далее - Свидетельство). Объект отнесен ко II категории в соответствии с п.п. 3) п.3 Раздела II Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие ш окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее - Постановление Правительства РФ №2398), как объект являющийся объектом, «предназначенным для приема отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок (при наличии взлетно-посадочной полосы длиной 2100 метров и более)». Согласно сведениям, указанным в заявке, объектом является часть ангара для технического обслуживания самолетов и вертолетов. Запуск двигателей в закрытых помещениях запрещен (согласно п. 5.7.3. Приказа Минтранса РФ от 20.06.1994 № ДВ-58 «Об
Постановление № А06-2467/2017 от 15.03.2018 АС Поволжского округа
результатам рассмотрения представленных документов, госорганом обществу выдано свидетельство от 02.03.2017 № BCGF2UKE о присвоении спорному объекту III категории негативного воздействия, согласно которой объект подлежит региональному экологическому надзору. Не согласишь с данными действиями заинтересованного лица, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Признавая требования необоснованными, суды, исходя из установленных обстоятельств дела, руководствуясь положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, статей 1, 69, 69.2 Закона об охране окружающей среды, Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам I, II, III, IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 (далее – Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду), сделали вывод о соответствии присвоенной категории Критериям отнесения объектом, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Кассационная инстанция признает выводы судов соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права. Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды негативным воздействием на окружающую
Постановление № А12-23454/2021 от 09.06.2022 АС Поволжского округа
хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств; особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии (пункт 2 статьи 4.2 Закона об охране окружающей среды). Отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам I, II, III, IV категорий осуществляется в соответствии с Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 (далее – Критерии № 2398). Согласно подпункту «6» пункта 1 Критериев № 2398 критерием отнесения объектов, оказывающих НВОС к I категории, является осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью 250 МВт и
Постановление № А76-22301/2022 от 09.08.2023 АС Уральского округа
В кассационной жалобе общества «БЩЗ», ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит названные судебные акты отменить и удовлетворить заявленные требования. По утверждению общества на объекте не ведутся те виды работ и не образуются отходы в том количестве, которые бы вызывали необходимость отнесения объекта ко II категории НВОС. Полагает правомерным присвоение площадке III категории объекта НВОС в соответствии с пунктом 5 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий отнесения объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 (далее – Критерии), поскольку на объекте производится добыча только общераспространенных полезных ископаемых и не образуется отходов вскрышных работ. Кроме этого указывает, что действительным недропользователем на объекте выступает общество «ГЩЗ». Ссылку Министерства на наличие утвержденных лимитов обращения с отходами считает несостоятельной, так как до 09.07.2018 утверждение таких лимитов являлось обязательным для всех
Постановление № А82-21357/2022 от 01.02.2024 АС Волго-Вятского округа
и апелляционной инстанций не применили пункт 34 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 № 830 (далее – Правила № 830), и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Управление указывает, что спорный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС), подлежит отнесению к объектам I категории на основании подпунктов 9, 10 пункта 1 раздела 1 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 (далее – Критерии № 2398), поскольку объекты НВОС, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по производству химических веществ и химических продуктов путем смешивания нескольких исходных веществ, подлежат отнесению к объектам данной категории. Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе. Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном
Решение № 12-90/2021 от 18.11.2021 Вятскополянского районного суда (Кировская область)
представитель ООО «Сосновский водоканал» ФИО1 обратилась в Вятскополянский районный суд Кировской области с жалобой, в которой просит признать его незаконным и отменить. В обоснование жалобы указала, что согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ обжалуемое постановление должно отвечать требованиям законности и обоснованности. В качестве правового обоснования наличия состава административного правонарушения в действиях ООО «Сосновский водоканал» инспектор указывает пп. 4 п. 6 Постановления Правительства РФ № 2398 от 31.12.2020 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» в котором указано, что критерием отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории, является осуществление на объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно по добыче подземных вод. Таким образом, инспектор относит водозабор к объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, что не соответствует действительности. ООО «Сосновский водоканал» осуществляет добычу подземных вод
Решение № 12-90/2021 от 18.01.2022 Кировского областного суда (Кировская область)
среды (далее – Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Согласно статье 4.2 Закона об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории на основании критериев, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (пункты 1 и 3). Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, действующие с 01 января 2021 года, согласно подпункту 4 пункта 6 которых критерием отнесения объекта, оказывающего незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории является хозяйственная и (или) иная деятельность исключительно по добыче подземных вод, за исключением деятельности, указанной в пункте 10 настоящего документа. Согласно пункту 10 Критериев, осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и
Постановление № П16-3174/2023 от 01.09.2023 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции
оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» (Актуализация сведений об объекте HBOC) нарушения отсутствуют, однако такие выводы судебных инстанций не были основаны на полном и надлежащем установлении и оценке обстоятельств по делу, в этой связи, представляются ошибочными и преждевременными. Судья районного суда и судья краевого суда полагали без надлежащей судебной проверки, что объект HBOC, эксплуатируемый ООО «БАТО», не относится к объектам II категории, т.к. в связи с изменившимися критериями отнесения объектов негативного воздействия к конкретной категории, ООО «БАТО» осуществляет на указанном объекте деятельность по перегрузке нефти и нефтепродуктов, по сливу (наливу) нефти и нефтепродуктов на сливоналивных железнодорожных путях, которая согласно действующим на данный момент критериям) относится ко II категории. Вместе с тем, анализ обстоятельств дела с учетом положений ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11, 30.6 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что судебными инстанциями в целом не выполнены требования ст. 30.6 КоАП РФ, не исследованы
Решение № 21-19/2022 от 20.01.2022 Ивановского областного суда (Ивановская область)
соответствии с п. 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. ЗАО «РМЗ» эксплуатирует артезианские скважины, которые должны быть поставлены на учет с 2009 года. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 № 2398, которым утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, вступило в законную силу только 1 января 2021 года. Полагает, что для подачи заявки о постановке на государственный учет артезианских скважин предприятию должно быть отведено 6 месяцев с момента вступления в силу вышеуказанного Постановления. В противном случае предприятия, эксплуатирующие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, будут находиться в неравном положении с предприятиями, где такие объекты только вводятся в эксплуатацию. Считает
Решение № 7Р-114 от 10.02.2022 Архангельского областного суда (Архангельская область)
для бальнеотерапевтического применения. По мнению должностного лица Росприроднадзора, объекты добычи подземных вод, на которые выданы лицензии на право пользования недрами, в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» соответствуют понятию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, подлежат постановке на государственный учет в соответствии со статьями 69, 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2398 (далее – Критерии № 2398). Поскольку объект добычи подземных вод АО «Быт» на государственный учет поставлен не был, названное общество привлечено к административной ответственности по статье 8.46 КоАП РФ. Пересматривая постановление должностного лица, судья городского суда пришел к выводу, что указанный объект подлежал постановке на учет не ранее 30