ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Лесоустроительная инструкция - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 06АП-3968/18 от 25.06.2019 Верховного Суда РФ
на арендуемом лесном участке заявленных к вывозу пород деревьев. В приложении № 2 к спорному договору аренды в разделе средних таксационных показателей насаждений лесного участка указан состав насаждений в виде формулы 6Е2Бж2П, свидетельствующей о входящих в природный состав данного лесного участка таких пород, как ель, береза желтая и пихта. На дату заключения спорного договора проведение таксации лесов было урегулировано Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.02.2008 № 31 (далее – Лесоустроительная инструкция ), в соответствии с пунктом 98 которой породный состав простого лесного насаждения или яруса в сложном лесном насаждении устанавливается по процентному соотношению запасов древесины составляющих древесных пород и записывается в виде формулы, в которой приводятся сокращенные обозначения древесных пород и доля участия каждой древесной породы в составе, выражаемые в виде коэффициентов (целых чисел), каждая единица которых соответствует 10 процентам участия древесной породы в общем запасе древесины лесного насаждения; древесные породы, запас древесины которых составляет
Определение № 303-ЭС19-4998 от 02.10.2019 Верховного Суда РФ
арендуемом лесном участке заявленного к вывозу ясеня маньчжурского. В приложении № 2 к спорному договору аренды в разделе средних таксационных показателей насаждений лесного участка указан состав насаждений в виде формулы 4Бж2Е2П2Лп, свидетельствующей о входящих в природный состав данного лесного участка таких пород, как береза желтая, ель, пихта и липа. На дату заключения спорного договора проведение таксации лесов было урегулировано Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.02.2008 № 31 (далее – Лесоустроительная инструкция ), в соответствии с пунктом 98 которой породный состав простого лесного насаждения или яруса в сложном лесном насаждении устанавливается по процентному соотношению запасов древесины составляющих древесных пород и записывается в виде формулы, в которой приводятся сокращенные обозначения древесных пород и доля участия каждой древесной породы в составе, выражаемые в виде коэффициентов (целых чисел), каждая единица которых соответствует 10 процентам участия древесной породы в общем запасе древесины лесного насаждения; древесные породы, запас древесины которых составляет
Определение № А13-8260/20 от 03.12.2021 Верховного Суда РФ
доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 АПК РФ, по которым кассационная жалоба по изложенным в ней доводам может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались положениями статей 1, 12, 68.2, 83, 102 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктами 21, 22 Лесоустроительной инструкции , утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции», приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение», и исходили из отсутствия правовых оснований для рассмотрения Рослесхозом вопроса о возможном исключении испрашиваемых лесных участков из категории ОЗУ лесов, а также внесения изменений в ГЛР. При
Определение № А73-7126/20 от 02.12.2021 Верховного Суда РФ
что оснований для передачи жалобы Комитета на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется. Удовлетворяя иск Общества, суды первой и апелляционной инстанций исследовали и оценили по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, проанализировали условия договора от 16.03.2012 аренды лесного участка, сопоставили их значение в системной связи, руководствовались статьей 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, статьями 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 98 Лесоустроительной инструкции , утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.02.2008 № 31 (в редакции, действовавшей в спорный период), пунктом 78 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 № 122, и исходили из следующего: приведение в приложении № 2 договора аренды дополнительно «сокращенной» формулы состава эксплуатационного фонда не предусмотрено ни одним нормативным правовым актом; изменение наименования графы «Состав насаждений/состав эксплуатационного фонда» и ее содержание (формула состава насаждений) обусловлено необходимостью
Постановление № 13АП-13913/2015 от 03.08.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с пунктом пункту 2 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесоустроительная инструкция утверждена Приказом Федерального агентства лесного хозяйства № 516 от 12.12.2011 года, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 06.03.2012 года № 23413. Указанная Лесоустроительная инструкция является нормативным актом, регулирующим лесные отношения в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации. В пункте 75 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства № 516 от 12.12.2011 года, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 06.03.2012 года № 23413, предусмотрено четыре основных способа таксации леса: глазомерный, глазомерно -
Постановление № А13-16408/18 от 30.07.2019 АС Северо-Западного округа
или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Как предусмотрено пунктом 4 статьи 451 ГК РФ, изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях. В соответствии с частью 2 статьи 67 ЛК РФ правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесоустроительная инструкция утверждена приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 (далее - Инструкция). Согласно пункту 29 Инструкции таксация лесов проводится в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. В силу пункта 35 Инструкции при таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных
Постановление № Ф03-6508/2023 от 25.01.2024 АС Дальневосточного округа
лесов осуществляется в целях подразделения лесов на виды по целевому назначению и выделения особо защитных участков лесов (часть 1). Границы эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков (часть 2). Таким образом, основанием для включения в ГЛР сведений об ОЗУ являются соответствующие решения уполномоченного органа, принятые в соответствии с лесоустроительной инструкцией. Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 утверждена Лесоустроительная инструкция , действовавшая до 28.02.2023 (далее – Лесоустроительная инструкция № 122). Пунктом 23 Лесоустроительной инструкции № 122 определены признаки, по которым осуществляется выделение ОЗУ. Из положений пунктов 62, 107 Лесоустроительной инструкции № 122 следует, что ОЗУ выделяются в отдельные лесотаксационные выделы. Статьей 81 ЛК РФ установлено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся, в том числе проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов,
Постановление № А56-86515/20 от 06.12.2021 АС Северо-Западного округа
прав заявителя. Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам. Таксация лесов является составной частью лесоустройства, правила проведения которого устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статьи 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации; далее - ЛК РФ). В соответствии с частью 2 статьи 67 ЛК РФ приказом Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) от 12.12.2011 № 516 была утверждена Лесоустроительная инструкция (далее - Лесоустроительная инструкция 2011 года), которая действовала в период проведения рассматриваемых лесоустроительных работ. Согласно пункту 5 Лесоустроительной инструкции 2011 года таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов могут обеспечиваться на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским и лесным законодательством гражданами и юридическими лицами, использующими леса, - в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование. Аналогично согласно пункту 31 Состава проекта освоения лесов
Постановление № 5-895/2021 от 02.03.2021 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)
28.10.2013 <номер>, 28.10.2013 <номер>, 28.10.2013 <номер>, <номер>, 28.10.2013 <номер>, 28.10.2013 <номер>, 28.10,2013 <номер>, 28.10.2013 <номер>, 28.10.2013 <номер> (АУ УР «Удмуртлес»); от 10.10.2008 <номер> (Дебесское районное общество охотников и рыболовов Удмуртской Республики); от 26.07.2011 <номер>, 26.07.2011 <номер>, 21.07.2015 <номер>, 26.07.2011 <номер>, 28.10.2013 <номер> (ООО ТПК «Восток-ресурс»); от 29.04.2008 <номер> (ООО «Леспромхоз Лынгинский»)». Основанием для выдачи пункта 12 Предписания послужило нарушение пп. 3, 5 - 7, 9, 10, 23, 30, 32 приказа <номер>, Перечень объектов <номер>, Лесоустроительная инструкция <номер>, Лесоустроительная инструкция <номер>, подп, «е» п. 7 Правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, утвержденных приказом Минприроды России от 12.12.2017 № 661. В соответствии с пунктом 13 Предписания Министерству в срок до 01.03.2020 предписывалось «Обеспечить отмену положительных заключений государственной экспертизы на проекты освоения лесов, разработанные с нарушением установленных требований (проект освоения лесов лесного участка, предоставленного по договору аренды от 09.02.2017 <номер> (ОАО «Удмурторф»): в нарушение установленных требований в защитных
Решение № 2А-3175/2016 от 08.09.2016 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)
органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, что также включает в себя осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органом государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе указанных в п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ (п.п. 1,8 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №-пп). Приказом Федерального агентства лесного хозяйства РФ (Рослесхоз) от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Лесоустроительная инструкция (далее - Лесоустроительная инструкция). В соответствии с п. 150 Лесоустроительной инструкции проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно е таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству
Решение № 2А-1908/202023И от 23.07.2020 Тосненского городского суда (Ленинградская область)
ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков и лесничеств, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов (часть вторая). Иными словами, таксация лесов проводится в целях их учета, установления пространственного размещения, выявления лесосырьевых ресурсов, определение товарной структуры древостоев и объемов заготавливаемой лесопродукции. Приказом Минприроды России от 29.03.2018 №122 утверждена Лесоустроительная инструкция . В соответствии с пунктом 30 Лесоустроительной инструкции таксация лесов осуществляется по первому, второму, третьему таксационным разрядам лесов, которыми устанавливаются степень детализации и точность таксационных работ в зависимости от интенсивности использования лесов и объемов выполняемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. По данным критериям леса Ленинградской области относятся к I таксационному разряду. Согласно пункту 31 Лесоустроительной инструкции для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена
Решение № 2А-2359/20 от 09.11.2020 Выборгского городского суда (Ленинградская область)
безопасности, экологической экспертизы, безопасности гидротехнических сооружений, использования атомной энергии. К полномочиям Комитета в сфере лесных отношений относится, в том числе, проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 2.2 Положения). Таксация лесов проводится в целях их учета, установления пространственного размещения, выявления лесосырьевых ресурсов, определение товарной структуры древостоев и объемов заготавливаемой лесопродукции. Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 утверждена Лесоустроительная инструкция (далее – Лесоустроительная инструкция), которая устанавливает правила проведения лесоустройства в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, содержащие требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации (камеральные работы) (пункт