ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Ликвидационная комиссия - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 309-ЭС15-9662 от 31.08.2015 Верховного Суда РФ
коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено. Порядок добровольной ликвидации юридического лица установлен статьями 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Согласно статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также
Определение № 13АП-26426/18 от 08.07.2019 Верховного Суда РФ
района Республики Карелия (далее – Администрация). Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 16.08.2018 иск удовлетворен. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2018 решение от 16.08.2018 отменено, в иске отказано. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить решение суда первой инстанции, постановление окружного суда, оставив в силе судебный акт апелляционной инстанции, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что ликвидацию Учреждения осуществляла ликвидационная комиссия , назначенная постановлением Администрации от 13.01.2016 № 8; Махмутова С.О. была только членом ликвидационной комиссии, не имела статус ликвидатора, не была директором Учреждения. Заявитель полагает, что убытки возникли у истца по причине несоблюдения порядка предъявления требований в установленный срок по адресу, указанному в вестнике государственной регистрации. В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), кассационная жалоба подлежит передаче для
Определение № А51-3924/20 от 27.12.2021 Верховного Суда РФ
основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2005 № 513-р, приказа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 20.05.2005 № 157 и постановления ТУ Росимущества в Приморском крае от 15.09.2005 № 162-п. Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц ОАО «Приморская гидрогеологическая экспедиция» зарегистрировано 17.10.2005, учредителем общества является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом; с 18.08.2009 ОАО «Приморская гидрогеологическая экспедиция» находится в стадии ликвидации; распоряжением ТУ Росимущества в Приморском крае от 28.07.2015 № 227-р назначена ликвидационная комиссия , а также ее председатель – Власов Д.В. Между ОАО «Приморская гидрогеологическая экспедиция» (арендодатель) в лице председателя ликвидационной комиссии Власова Д.В. и ООО «Фастгарант» (арендатор) 10.04.2017 заключен договор аренды недвижимости № 2017/1-АН, по условиям которого арендодатель обязуется передать арендатору за плату во временное владение и пользование спорное имущество; согласно пункту 2.1 договора срок его действия составляет 6 лет. Пунктом 3.3.3 договора установлена обязанность арендатора осуществить за свой счет капитальный ремонт объектов в течение 1
Определение № 05АП-2529/2016 от 13.01.2017 Верховного Суда РФ
часть трудовой пенсии, 309 204 рубля 38 копеек пеней и 1 000 рублей штрафа на основании части 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в удовлетворении остальной части требований пенсионному фонду отказано. Арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 08.09.2016 оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Министерство, управление и ликвидационная комиссия пункта технического обслуживания обратились в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой просят их отменить в части удовлетворения требований пенсионного фонда и принять новый судебный акт об отказе пенсионному фонду в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы
Определение № 305-ЭС22-5711 от 12.05.2022 Верховного Суда РФ
нижестоящих инстанций и удовлетворяя заявленные требования, суд округа руководствовался положениями статей 6165 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 134, 136 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьи 30 Закона № 83-ФЗ, и, принимая во внимание, что учреждение подало в казначейство заявку на оплату текущего платежа, исходил из того, что суды, применяя нормы бюджетного законодательства, не учли особенность настоящего спора, которая заключается в том, что бюджетное учреждение находится в стадии ликвидации. Была создана ликвидационная комиссия , которая осуществляет текущие расходы, необходимые для осуществления ликвидации, в том числе и расходы, связанные с оплатой бухгалтерской программы. При ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, требования его кредиторов удовлетворяются в очередности, указанной в пункте 7 части 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ от 08.05.2010. Между тем, эта очередность наступает после погашения текущих расходов, а не наоборот. Суд кассационной инстанции отметил, что бюджетное учреждение не может быть подвергнуто процедуре
Постановление № 17АП-5872/2011 от 24.02.2014 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
лиц. Председатель ликвидационной комиссии ООО «Алкомаркет «Магнум-9» Сулла И.П. в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Полагает, что истцом избран неверный способ защиты своего права. Считает, что ее действия как председателя ликвидационной комиссии ООО «Алкомаркет «Магнум-9» не могут признаваться незаконными, поскольку она не является субъектом ответственности, установленной гл. 24 АПК РФ, ст. 12 ГК РФ не содержит такого способа защиты права. Меры по выявлению и письменному уведомлению кредиторов ликвидационная комиссия вправе принимать на протяжении всей процедуры ликвидации. Истец свои требования ликвидатору не направлял. Поскольку ООО «Алкомаркет «Магнум-9» являлся одним из солидарных ответчиков (поручитель) ликвидационная комиссия вполне могла сделать вывод о том, что кредитор не намерен предъявлять требования, имея возможность взыскать задолженность с действующих предприятий. Истец сам допустил бездействие по обращению к ликвидатору со своими требованиями. Истец в отзыве на апелляционную жалобу ответчика против ее удовлетворения возражает. Указывает, что предмет настоящего спора является установление незаконных
Постановление № 17АП-5287/11 от 24.02.2014 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
Порядок ликвидации юридического лица предусмотрен ст. 61-64 ГК РФ. Согласно ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде (п.п. 2, 3 ст. 62 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Исходя из положений ст. 63 ГК РФ, ликвидационная комиссия помещает
Постановление № 17АП-5285/11 от 24.02.2014 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Согласно ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде (п.п. 2, 3 ст. 62 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Исходя из положений ст. 63 ГК РФ, ликвидационная комиссия помещает
Постановление № А27-12669/11 от 21.09.2015 АС Западно-Сибирского округа
к должнику упрощенной процедуры ликвидируемого должника судами неправильно применены положения статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статей 2, 225 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве). Временный управляющий считает, что суды неправомерно ссылались на необходимость соблюдения ликвидатором должника порядка его добровольной ликвидации, в рамках которой должны быть установлены признаки недостаточности имущества ООО «Стройтех «Радуга», поскольку инициатором возбуждения процедуры банкротства являлся кредитор, а не ликвидационная комиссия . Вместе с тем полагает, что в материалах дела имеются доказательства соблюдения такого порядка ликвидации. Ссылка на судебную практику по рассматриваемому вопросу не обоснована, обстоятельства настоящего спора не были сходными с обстоятельствами конкретного дела. В суд кассационной инстанции поступило ходатайство конкурсного управляющего ООО «Стройтех «Радуга» Чернышевой И.В., в котором она просит принять отказ от исковых требований в полном объеме. Ходатайство оставлено без удовлетворения, поскольку в силу части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Постановление № 03АП-1558/2015 от 05.05.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом. Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. При этом ликвидация может производиться в порядке, установленном статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации или Законом о банкротстве. В соответствии со статьей 63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит
Решение № 2-874/14 от 06.05.2014 Московского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)
лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. 2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами. 3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. В соответствии со ст.63 ГК РФ 1. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации
Апелляционное определение № 33-76/2016 от 13.01.2016 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)
предприятия Георгиевского муниципального района Ставропольского края «Семеноводческая станция «Георгиевская» Бобылев В.Ю. обратился к главе администрации Георгиевского муниципального района с просьбой о принятии решения о ликвидации предприятия. Решением Совета Георгиевского муниципального района от 30 июля 2013 года № 431-35 согласована ликвидация муниципального унитарного предприятия Георгиевского муниципального района Ставропольского края «Семеноводческая станция «Георгиевская» и рекомендовано администрации Георгиевского муниципального района осуществить мероприятия по ликвидации. Распоряжением администрации Георгиевского муниципального района от 01 августа 2013 года № 174-р образована ликвидационная комиссия и утвержден план мероприятий по ликвидации предприятия. Согласно протоколу заседания ликвидационной комиссии № 1 от 12 августа 2013 года принято решение о публикации председателем ликвидационной комиссией Бобылевым В.Ю. сведений о ликвидации предприятия в специализированном издании «Вестник государственной регистрации». На заседании комиссии Бобылев В.Ю. сообщил о том, что у предприятия нет кредиторской задолженности, долгосрочные договоры не заключались, и поэтому нет необходимости направлять уведомления кредиторам. На момент проведения ликвидационных мероприятий согласно инвентаризационной описи основных средств, у