ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Ликвидация опасного производственного объекта - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 304-КГ17-2958 от 21.07.2017 Верховного Суда РФ
а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о промышленной безопасности к требованиям промышленной безопасности относятся условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности. Согласно части 1 статьи 8 Закона о промышленной безопасности техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной
Постановление № 67-АД21-12 от 10.01.2022 Верховного Суда РФ
их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к этому закону. К категории опасных производственных объектов в силу Приложения 1 к Закону о промышленной безопасности относятся, в числе иных, объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры. К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта ; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности (пункт 1 статьи 6 указанного выше закона). Как следует из пункта 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в числе прочего соблюдать положения этого закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм
Решение № АКПИ19-453 от 21.08.2019 Верховного Суда РФ
экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Охранная деятельность (или оказание услуг по охране) согласно содержанию пункта 1 статьи 6 данного федерального закона не относится к видам деятельности в области промышленной безопасности (проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта ; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности). Согласно разъяснению, данному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт
Постановление № 45-АД19-8 от 17.07.2019 Верховного Суда РФ
юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. К видам деятельности в области промышленной безопасности в силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относится, в числе прочего, проведение экспертизы промышленной безопасности. Статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизе промышленной безопасности подлежат: документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта ; документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 данного закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая
Определение № А55-35591/20 от 14.02.2022 Верховного Суда РФ
по доводам жалобы отсутствуют. Как следует из судебных актов, в рамках постоянного государственного надзора управлением была проведена проверка в отношении общества на опасном производственном объекте I класса опасности «Участки магистральных газопроводов Мокроусского ЛПУМГ», в ходе которой установлены нарушения требований действующего законодательства, выразившиеся в выполнении работ на опасном производственном объекте без проведения новой экспертизы промышленной безопасности; без квалификации и аттестации должностных лиц общества по соответствующей области промышленной безопасности; при отсутствии экспертизы промышленной безопасности на ликвидацию опасного производственного объекта . По результатам проверки составлен акт и вынесено предписание от 08.09.2020 № ПР-301-273-0-07-09-20-15-П об устранении выявленных нарушений, несогласие с которым послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящими требованиями. Признавая предписание не соответствующим действующему законодательству, суды, руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ), Приказом Ростехнадзора от
Постановление № А55-17927/14 от 04.06.2015 АС Поволжского округа
№ 28222 (далее – Приказ Ростехнадзора от 12.03.2013 № 101). Обществу было предписано разработать и утвердить в установленном порядке проектную документацию по ликвидации «Площадки дожимной насосной станции № 29 Саврушинского месторождения». Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд, ссылаясь на то, что спорный опасный производственный объект им ликвидирован, что свидетельствует о неисполнимости оспариваемого предписания. В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о промышленной безопасности консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Не допускаются консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом. Частью 1 статьи 13 Закона о промышленной безопасности также установлено, что экспертизе промышленной безопасности подлежит документация на
Постановление № А60-62487/16 от 02.11.2017 АС Уральского округа
безопасности. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (ч. 2 ст. 3 Закона № 116-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 6 Закона о промышленной безопасности к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся, в том числе эксплуатация, консервация и ликвидация опасного производственного объекта . Статьи 8 и 9 Закона № 116-ФЗ устанавливают требования промышленной безопасности, предъявляемые к организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, техническому перевооружении, консервации и ликвидации опасного производственного объекта. В соответствии с ч. 1 ст. 8 названного Закона техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если
Постановление № А56-119074/20 от 14.12.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 21.11.2013 № 559 (далее - Правила № 559), пунктов 2.1, 23.5, 6.1.1 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 № 96 (далее - Правила № 96). В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 8, пункта 1 статьи 13 Закона №116-ФЗ техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта. В соответствии с требованиями пунктов
Постановление № А50-5325/2022 от 01.08.2023 АС Уральского округа
и ликвидации последствий указанных аварий (статья 1 Закона 116-ФЗ). В силу пункта 1 статьи 2 Закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с данным федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к названному федеральному закону. В силу части 1 статьи 6 Закона 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта ; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности. Исходя из приведенных правовых норм, суды правомерно заключили, что консервация и ликвидация опасных производственных объектов относятся к видам деятельности в области промышленной безопасности. Частью 1 статьи 8 Закона № 116-ФЗ предусмотрено, что консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности.
Постановление № 17АП-7929/17-АК от 04.08.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
безопасности. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (ч. 2 ст. 3 Закона № 116-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся, в том числе эксплуатация, консервация и ликвидация опасного производственного объекта . В ст. 9 Федерального закона установлены требования промышленной безопасности, предъявляемые к организации, эксплуатирующей опасный производственный объект. Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, техническому перевооружении, консервации и ликвидации опасного производственного объекта определены ст. 8 Федерального закона № 116-ФЗ. В соответствии с ч. 1 названной нормы Закона техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом,
Постановление № 4А-7 от 07.03.2017 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)
о том, что Обществом допущены нарушения в области промышленной безопасности. При таких обстоятельствах АО «Транснефть-Прикамье» правомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исходя из части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон N 166-ФЗ) к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта ; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях. Как следует из статьи 1 Федерального закона N 166-ФЗ, под техническим перевооружением опасного производственного объекта понимается, в том числе модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств. В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 166-ФЗ техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация
Постановление № 4-А-84 от 10.03.2017 Тверского областного суда (Тверская область)
№ от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Центральным управлением Ростехнадзора в отношении <данные изъяты> проведена внеплановая выездная проверка, на предмет выполнения обществом ранее выданного ему предписания № № от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проведения проверки установлено, что не выполнено в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ предписание Центрального управления Ростехнадзора № № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений в сфере промышленной безопасности, а именно: - не выполнен пункт 3.2 предписания: не проведена консервация ( ликвидация) опасного производственного объекта : Склад ГСМ, рег. № №, класс опасности III, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, выведенного в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ № № из эксплуатации на срок более 3 месяцев; - не выполнен пункт 3.3 предписания: не представлена документация на консервацию (ликвидацию) опасного производственного объекта, подлежащая экспертизе промышленной безопасности: Склад ГСМ, рег. № №, демонтаж технического устройства – резервуар для хранения мазута (горючие жидкости, вертикальная емкость V -1600 (2000)м?, <данные изъяты>, <данные изъяты>)
Постановление № 5-840/2021 от 08.06.2021 Богородицкого районного суда (Тульская область)
ответственностью «Ялта» нарушило требования промышленной безопасности опасных производственных объектов, при следующих обстоятельствах. На основании распоряжения от 13.05.2021 № Приокского управления Ростехнадзора проведена плановая проверка в отношении цеха по производству крупы ООО «Ялта». 31.05.2021 в 14 часов 00 минут при проведении плановой проверки на опасном производственном объекте – цеха по производству крупы общества с ограниченной ответственностью «Ялта» (далее ООО «Ялта»), расположенного по адресу: Тульская область, Воловский район, ст.Караси, ул. Садовая, д.92, установлено, что осуществляется ликвидация опасного производственного объекта без документации, которая разрабатывается в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», с учетом законодательства о градостроительной деятельности; не представлен страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, что является нарушением ч.1 ст.8, ч.1 ст.9, ст.15 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной» безопасности опасных производственных объектов»; п.15 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила