ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Лицензирование образовательной деятельности - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Кассационное определение № 69-КА19-2 от 17.09.2019 Верховного Суда РФ
Российской Федерации от 16 марта 2011 года № 174, действовавшее до 6 ноября 2013 года, устанавливало порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, научных организаций, иных организаций, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки. Действующий с 1 сентября 2013 года Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» также устанавливают обязательное лицензирование образовательной деятельности , включая лицензирование деятельности по реализации программ дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки. Особенности реализации дополнительных профессиональных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями регулируются статьей 85 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающей необходимость соответствия образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов типовым
Кассационное определение № 69-КА19-3 от 17.09.2019 Верховного Суда РФ
от 16 марта 2011 года № 174, действовавшее до 6 ноября 2013 года, устанавливало порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, научных организаций, иных организаций, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки. Действующий с 1 сентября 2013 года Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» также устанавливают обязательное лицензирование образовательной деятельности , включая лицензирование деятельности по реализации программ дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки. Особенности реализации дополнительных профессиональных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями регулируются статьей 85 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающей необходимость соответствия образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов типовым
Определение № 09АП-62902/19 от 21.10.2020 Верховного Суда РФ
правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности (часть 1 статьи 2 Закона о лицензировании). Из взаимосвязанных положений пунктов 2 и 11 части 1 статьи 3, пункта 6 части 2 статьи 89, пункта 1 части 2 статьи 90 Закона об образовании также вытекает, что лицензирование образовательной деятельности выступает одним из элементов управления системой образования и поэтому должно основываться на принципах обеспечения права каждого человека на образование; недопустимости ограничения или устранения конкуренции в сфере образования. Положениями части 12 статьи 20 Закона о лицензировании и части 8 статьи 93 Закона об образовании предусмотрена возможность аннулирования лицензии образовательной организации; разрешение этого вопроса законодателем отнесено к компетенции суда, рассматривающего дело по заявлению лицензирующего органа. Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда
Определение № 09АП-27921/18 от 10.06.2020 Верховного Суда РФ
обнаружены истцом в ходе обычного осмотра, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. ООО «Интересная Академия Щукино» указывает, что в соответствии с дополнительным соглашением от 28.11.2016 № 02 к договору аренды истцу передана в безвозмездное пользование часть земельного участка, прилегающая к арендованному помещению, представляющая из себя огражденную детскую площадку. Однако впоследствии в государственной регистрации указанного дополнительного соглашения было отказано ввиду отсутствия у ответчика прав на земельный участок. Поскольку в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», наличие у образовательной организации территории, приспособленной для реализации образовательной программы, является обязательным требованием, указанные недостатки препятствуют использованию объекта аренды. Также истец ссылается на то, что выявленные в арендуемом помещении скрытые недостатки не входят в перечень работ, предусмотренных Приложением № 6
Определение № А40-201202/17 от 29.12.2020 Верховного Суда РФ
руб. согласованы с обществом «Премьер» как подлежащие устранению недостатки арендуемого помещения; договор аренды расторгнут в одностороннем порядке по инициативе арендодателя (общества «Премиум») вследствие ненадлежащего исполнения арендатором (общество «Интересная Академия Щукино») обязательств; доказательства согласования истцом всего установленного экспертным заключением объема неотделимых улучшений отсутствуют. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 15, 450, 611, 612 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктом 2 пункта 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Положением о лицензировании образовательной деятельности , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155, пришла к выводу, что арендодатель не получил в пользование земельный участок, необходимый для функционирования дошкольного образовательного учреждения в арендуемом помещении в соответствии с установленными требованиями. В то же время при разрешении спора суд апелляционной инстанции не принял во внимание указанное обстоятельство,
Постановление № А56-24221/17 от 26.10.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 и частью 4 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) Комитет уведомлением от 28.03.2017 возвратил заявление и комплект документов, представленные Учреждением в лицензирующий орган для переоформления лицензии на право осуществления образовательной деятельности в филиалах организации, созданных в установленном порядке в городе Владивосток и Ставрополь. Основанием для отказа в переоформлении лицензии Комитет указал то, что лицензирование образовательной деятельности филиалов организации в городах Владивосток и Ставрополь в соответствии с Законом № 273-ФЗ не отнесено к компетенции Комитета. Полагая, что отказом Комитета в переоформлении лицензии нарушаются его права и законные интересы, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, не усмотрел правовых оснований для его удовлетворения. Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов
Постановление № А65-31968/2022 от 09.08.2023 АС Поволжского округа
содействия в поиске работы на основании посещенных занятий. По результатам рассмотрения жалобы потребителя и приложенных к ней материалов потребителю дан ответ от 15.11.2022 № 14/14179 о направлении обращения Алексеевой М.А. в части оказания третьим лицом образовательных услуг без лицензии и профильного образования для рассмотрения и принятия мер в Департамент надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан, к компетенции которого относится государственный контроль (надзор) в области образования, а также лицензирование образовательной деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории Республики Татарстан. Также в ответе от 15.11.2022 № 14/14179 Управление указало, что по информации из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП) Майсурадзе Н.А. 26.05.2022 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем у Управления отсутствует возможность рассмотреть обращение по существу и применить меры административного характера. Алексеева М.А. не согласилась с данным ответом административного органа и обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением. Как установлено
Постановление № 13АП-473/20 от 29.07.2020 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
Закона об образовании транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте. В соответствии с частью 1 статьи 91 Закона об образовании образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится в целях подтверждения соответствия образовательной деятельности по основным образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам (часть 2 статьи 92 Закона об образовании). На основании Лицензии на осуществление образовательной деятельности № 1798 от 15.04.2016, выданной Комитетом по образованию Санкт-Петербурга распоряжением № 1121-р от 15.04.2016, Школа имеет право оказывать образовательные услуги по
Постановление № А56-24221/17 от 16.01.2018 АС Северо-Западного округа
переоформлении лицензии. В судебном заседании представитель Учреждения доводы жалобы поддержал, представитель Комитета просила в ее удовлетворении отказать. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, Учреждение обратилось в Комитет с заявлением от 23.03.2017 о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности от 21.09.2015 № 1508 в связи с намерением осуществлять эту деятельность в филиалах в городах Владивосток и Севастополь. Сославшись на то, что к его компетенции лицензирование образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность в других субъектах Российской Федерации, не отнесено, Комитет уведомлением от 28.03.2017 № 03-21-902/17-0-1 возвратил Учреждению заявление и приложенные к нему документы. Учреждение, не согласившись с уведомлением Комитета, посчитав свои права и законные интересы нарушенными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, придя к выводу о правомерности оспариваемого уведомления. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Постановление № А47-15927/20 от 06.12.2021 АС Уральского округа
40 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) установлено, что образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра «Сколково») являются лицензируемым видом деятельности. Согласно пункту 2 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (пункт 2 статьи 91 Федерального закона № 273?ФЗ). Судами верно отмечено, что если индивидуальный предприниматель осуществляет такую деятельность непосредственно (то есть лично, без привлечения иных педагогических работников), оформлять лицензию ему
Решение № 3-2/2014 от 22.01.2014 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)
организации при реализации образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов руководствуются настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании. Статьей 91 Федерального закона от 9 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), вступившего в силу с 01 сентября 2013 года, установлено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (пункты 1 и 3). Обязательное лицензирование образовательной деятельности в Российской Федерации предусматривалось также статьей 33.1 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1, утратившего силу с 01 сентября 2013 года. В соответствии с подп. «а» п. 7
Решение № 3А-30/2016 от 03.08.2016 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)
образовательные организации при реализации образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов руководствуются настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании. Статьей 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании), вступившего в силу с 01 сентября 2013 года, установлено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона (пункты 1 и 3). Обязательное лицензирование образовательной
Апелляционное постановление № 22-3210/2015 от 30.06.2015 Самарского областного суда (Самарская область)
системе Министерства образования России. Программы подготовки специалистов авиационного персонала <данные изъяты> утверждены в установленном порядке в Росавиации и не содержат требования проведения итоговой аттестации с выдачей документов об образовании. Считали, что <данные изъяты>, являясь <данные изъяты>, на базе среднего профессионального и высшего профессионального образования и осуществляя подготовку авиационного персонала по программам, утвержденным в соответствии со ст. 54 Воздушного Кодекса РФ, не подпадало под понятие образовательного учреждения, указанного в Законе «Об образовании». Считали, что лицензирование образовательной деятельности на <данные изъяты> не распространялось и в виду несоответствия требованиям закона организационно-правовой формы предприятия. Утверждали, что в действиях Тюгалева В.С. отсутствовал какой-либо умысел на совершение преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ. Просили приговор отменить и вынести в отношении Тюгалева В.С. оправдательный приговор. В возражениях на апелляционную жалобу государственный обвинитель, помощник Куйбышевского транспортного прокурора ФИО1 считала жалобу не подлежащей удовлетворению. Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и дополнения