ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Методические присоединение газ - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение Верховного Суда РФ от 04.12.2014 N АКПИ14-1186 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 9 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утв. Приказом ФСТ России от 28.04.2014 N 101-э/3>
указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину (далее - Методические указания). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 июня 2014 г., регистрационный номер 32591, опубликован 11 июня 2014 г. в "Российской газете". Пункт 9 Методических указаний включает в расчет платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок расходы на разработку газораспределительными организациями (далее - ГРО) проектной документации, выполнение ГРО технических условий, проверку ГРО выполнения заявителем технических условий, осуществление ГРО фактического подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения и проведение пуска газа (абзацы первый - пятый). В состав расходов ГРО на разработку проектной документации входят, в том числе, проведение кадастровых и землеустроительных работ, согласование выделения земли под выполнение строительно-монтажных работ, информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (реконструкции) органами государственной власти или местного самоуправления, разработка проекта рекультивации
Решение Верховного Суда РФ от 03.04.2018 N АКПИ18-26 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа ФАС России от 29.11.2017 N 1606/17 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Омскгазсеть" на территории Омской области">
"О естественных монополиях", Основным положениям и Методическим указаниям ФСТ, принятым в соответствии с пунктом 10 Основных положений, лишены правовых оснований. Частью второй статьи 21 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" установлено, что при государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций - собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа. Согласно положениям подпунктов "а", "в", "г", "д", "ж" пункта 11 Основных положений государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа, а также платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя из: возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа (при регулировании оптовых цен), а также
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 26.07.2018 N АПЛ18-255 <Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 03.04.2018 N АКПИ18-26, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа ФАС России от 29.11.2017 N 1606/17 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Омскгазсеть" на территории Омской области">
доводы административного истца о противоречии Приказа Закону о газоснабжении, Закону о естественных монополиях, Основным положениям и Методическим указаниям ФСТ. Согласно части 2 статьи 21 Закона о газоснабжении при государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций - собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа. В соответствии с пунктом 11 Основных положений государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа, а также платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя из: возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа (при регулировании оптовых цен), а также возмещения экономически обоснованных затрат, связанных с транспортировкой и распределением газа
Апелляционное определение № 48-АПА19-11 от 04.09.2019 Верховного Суда РФ
17 данного закона специальных надбавок к указанным тарифам, а также платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Состав расходов газораспределительных организаций, включаемых в состав платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. В соответствии с пунктом 2622 Основных положений, подпунктами «а» и «б» пункта 5 Методических указаний плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа , не превышающим 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), или 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей), устанавливается в размере не менее 20 тыс. руб. и не более 50 тыс. руб. при условии,
Постановление № Ф03-3339/2022 от 21.07.2022 АС Дальневосточного округа
технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину. Размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (пункт 96 Правил № 1314). Пунктом 3 Правил № 1314 установлен порядок подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения. В соответствии с пунктом 26(23) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ , тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального
Постановление № А21-5137/17 от 15.11.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
положений определяет, что плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежит государственному регулированию на территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 10 Основных положений регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Пунктом 26(23) Основных положений определено, что плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа свыше 500 куб. метров газа в час и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе свыше 0,6 МПа, а также в случаях, если лицо, подавшее заявку на подключение, письменно подтверждает готовность компенсировать расходы газораспределительной организации, связанные с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих газораспределительных сетей, необходимой для осуществления технологического присоединения, в случае, если такие расходы не
Постановление № А56-112079/18 от 20.11.2019 АС Северо-Западного округа
Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 (далее – Основные положения), государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям осуществляется исходя из принципа возмещения газораспределительным организациям экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг по технологическому присоединению к газораспределительным сетям, в соответствии с Методическими указаниями. В силу пункта 9 Методических указаний для расчета платы за технологическое присоединение учитываются расходы на выполнение мероприятий по разработке проектной документации, выполнению технических условий, проверке выполнения заявителем технических условий, осуществление фактического подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения и проведение пуска газа . Комитет проанализировал представленные Обществом сведения о планируемых расходах, согласился с тем, что предусмотренные мероприятия соответствуют критериям, определяющим возможность установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, поскольку газоснабжение предусматривает проведение врезки в газопровод под давлением 0,31-0,6 МПа. В то же время часть расходов Комитет признал экономически необоснованными. Выводы Комитета приведены в экспертном заключении
Постановление № 17АП-17251/2021-АК от 14.02.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
газораспределительным сетям (далее - плата за технологическое присоединение) и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину (далее - стандартизированные тарифные ставки) определяют Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утв. приказом ФАС России от 16.08.2018 № 1151/18 (далее - Методические указания). Согласно подпункта «б», подпункта «в» пункта 4 Методических указаний регулирующими органами на очередной календарный год устанавливаются размер: платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным часовым расходом газа , не превышающим 5 м3/час включительно, с учетом расхода газа газоиспользующим оборудованием, ранее подключенным в данной точке подключения (для прочих Заявителей), при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до газораспределительной сети с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров, и мероприятия предполагают строительство только газопроводов- вводов (без устройства пунктов редуцирования газа и необходимости
Постановление № 17АП-9657/2022-ГКУ от 11.10.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. На момент заключения договора такие Методические указания были утверждены приказом ФСТ России от 28.04.2014 № 101-э/З. Согласно подпункту «б» пункта 5 поименованных Методических указаний органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной календарный год устанавливается, в том числе плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, не намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии, составляет не более 200 метров
Решение № 3А-17/19 от 03.10.2019 Севастопольского городского суда (город Севастополь)
данного закона специальных надбавок к указанным тарифам, а также платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Состав расходов газораспределительных организаций, включаемых в состав платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. В соответствии с пунктом 26.22 Основных положений, подпунктами «а» и «б» пункта 5 Методических указаний № 101-э/3 плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа , не превышающим 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), или 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей), устанавливается в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей (с
Решение № 3А-151/20 от 14.07.2020 Омского областного суда (Омская область)
потребителей газа, плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования, указанную в пункте 26(22) настоящих Основных положений, к газораспределительным сетям, а также стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение, не позднее 31 декабря года, предшествующего очередному году. Методические указания определяют, в том числе процедуру и порядок расчета размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (пункт 2). В соответствии с пунктом 4 Методических указаний регулирующими органами на очередной календарный год устанавливаются размер: а) платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным часовым расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час (м3/час) включительно, с учетом расхода газа газоиспользующим оборудованием, ранее подключенным в данной точке подключения, (для Заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до газораспределительной сети с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров, и мероприятия предполагают
Решение № 3А-262/2021 от 23.07.2021 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)
в газопроводе, в который осуществляется врезка, до 0,005 МПа (включительно); при давлении в газопроводе, в который осуществляется врезка, от 0,005 МПа до 1,2 МПа (включительно); для полиэтиленовых газопроводов: при давлении в газопроводе, в который осуществляется врезка, до 0,6 МПа (включительно); при давлении в газопроводе, в который осуществляется врезка, свыше 0,6 МПа до 1,2 МПа (включительно). Пунктом 8 Методических указаний ФАС России от 16.08.2018 № 1151/18 предусмотрено, что в состав расходов ГРО на мониторинг выполнения Заявителем технических условий и осуществление фактического присоединения объектов капитального строительства Заявителя к газораспределительной сети и проведением пуска газа в газоиспользующее оборудование Заявителя входят расходы, в том числе: - на проверку соответствия сети газопотребления и установленного газоиспользующего оборудования техническим условиями разработанной в соответствии с ними исполнительной (технической) документации, проектной документации (если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации) на сеть газопотребления объекта капитального строительства; - на участие в приемке скрытых работ на сети газопотребления объекта капитального
Решение № 3А-15/2022 от 15.04.2022 Севастопольского городского суда (город Севастополь)
технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации. Административный истец не указывает в какой части Раздела II Методических указаний № 1151/18, при расчете размеров плат за технологическое присоединение для случаев, указанных в подпунктах а) и б) пункта 4 Методических указаний № 1151/18, выявлено несоответствие пункту 10 Основных положений № 1021. Пункт 11 Основных положений № 1021 относится к Разделу IV «Принципы формирования и государственного регулирования цен на газ и –тарифов на услуги по его транспортировке» Основных положений № 1021 и содержит 8 подпунктов. Административный истец не указывает какой из пунктов пункта 11 Основных положений № 1021 не соответствует расчету размеров плат за технологическое присоединение для случаев, указанных в подпунктах а) и б) пункта 4 Методических указаний №
Решение № 2-2588/2021 от 04.10.2021 Адлерского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)
1151/18 «Об утверждении методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину» (Далее – Методические указания). Методические указания определяют процедуру и порядок расчета размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - плата за технологическое присоединение) и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину (далее - стандартизированные тарифные ставки). В соответствии с п. 4 Методических указаний, регулирующими органами на очередной календарный год устанавливаются размер: а) платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным часовым расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час (м3/час) включительно, с учетом расхода газа газоиспользующим оборудованием, ранее подключенным в данной точке подключения, (для Заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до газораспределительной сети с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет