18 и АГЗС № 19 в п. Константиновка Советского района г. Казани Республики Татарстан. В соответствии с пунктом 2.3.6 раздела 2.3 Лицензионного соглашения об условиях недропользования обществом с целью добычи подземных вод на территории МТАЗС № 1 и АГЗС № 19 (приложение № 1 к лицензии на пользование недрами ТАТ КАЗ № 01806 ВЭ) владелец лицензии обязан ежегодно в срок до 25 января представлять в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан данные мониторинга подземных вод и отчет о проведении природоохранных мероприятий. В установленные сроки до 25 января 2019 г. общество не представило в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан данные мониторинга подземных вод за 2018 год, то есть не выполнило положения пункта 2.3.6 указанной выше лицензии, тем самым допустило нарушение требований статей 22, 27, 27.2 Закона о недрах. В связи с допущенными нарушениями государственным инспектором Республики Татарстан в области охраны окружающей среды в отношении общества составлен протокол
что предписание соответствуют закону, не нарушает права и законные интересы общества, является исполнимым, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленного требования. При этом суды отклонили ссылку общества на техническую ошибку в показаниях по некоторым скважинам, допущенную при формировании отчета по мониторингу за 2017 год, принимая во внимание протокол заседания ЦКР Роснедр по МНВ и ПС от 19.04.2018 № 04-18/ПВ по результатам рассмотрения «Дополнения к проекту (технологической схеме) эксплуатации 8-ми водозаборов и 48-ми групп скважин на Краснодарском месторождении пресных вод. Изменение № 8. Реконструкция водозаборов «НовоСеверный», «Витаминкомбинат», «Восточный-1», «Восточный-2», «Ст. Подкачек», согласно которому комиссия отметила, что в связи с существенными изменениями со времени предыдущей оценки запасов подземныхвод (протокол ГКЗ от 27.12.1985 № 9897) гидрогеологических условий, водохозяйственной обстановки и схемы водозабора в пределах Краснодарского месторождения требуется комплексная переоценка запасов в целом по месторождению. При таких обстоятельствах вывод судов о том, что оспариваемое предписание является законным и не нарушает права
неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов, обществу не вменялось. Суд округа указал на отсутствие в обжалуемых судебных актах мотивов, по которым суды отклонили доводы общества об отсутствии у него обязанности отбирать пробы в точках, не предусмотренных программой мониторинга, в оспариваемом решении управления Росприроднадзора не указано, в каких конкретных местах (точках) (местонахождение, координаты) отбора проб не произведены инструментальные измерения; о невозможности предоставления Ставропольским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды фоновых значений показателей состояния подземнойводы на территории, прилегающей к объекту размещения отходов, ввиду отсутствия стационарных постов наблюдения за загрязнением подземных вод. В соответствии с частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних
тысяч рублей. Постановлением Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 15.09.2021 №6/022-2021 – ВН, вынесенным с участием представителя заявителя по доверенности от 11.01.2021 ФИО1, ЗАО НПО «Европа-Биофарм» привлечено к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 рублей. В постановлении от 15.09.2021 № 6/0222021 – ВН обществу вменены следующие нарушения: - в нарушение статьи 8 лицензионного соглашения лицензии ВЛГ 01389 МЭ, ЗАО НПО «Европа-Биофарм» мониторинг подземных вод за 2020 год в территориальные фонды геологической информации не представлен; в нарушение статьи 8 условий пользования недрами лицензии ВЛГ 80096 ВЭ мониторинг подземных вод и отчет по форме 2-ТП (водхоз) за 2020 год в территориальные фонды геологической информации и органы государственной власти не представлен; - ЗАО НПО «Европа-Биофарм» не выполнило пункты 4.2.4 и пункта 3.4 условий пользования недрами лицензии ВЛГ 01389 МЭ – не приступило к разработке Кораснооктябрьского месторождения подземных вод (пункт 4.2.4)
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены. Как следует из материалов дела, общество, имея лицензию ТАТ 00647 ВЭ на право пользования недрами, осуществляет добычу подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения. В ходе проведенной 25.06.2008 управлением проверки общества по вопросу соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды установлено, что общество в нарушение пункта 3.3.5 лицензионных условий не осуществляет в полном объеме мониторинг подземных вод . Кроме того, в нарушение пункта 3.3.17 общество не провело оценку эксплуатационных запасов подземных вод и не поставило их на государственный учет по состоянию на 01.01.2008. По результатам проверки управлением составлен акт проверки от 25.06.2008 № 96, протокол об административном правонарушении от 25.06.2008 № 104 и вынесено постановление от 10.07.2008 № 230 о привлечении общества к административной ответственности согласно статье 7.3 КоАП РФ в виде 30 000 рублей штрафа. Не согласившись с данным
имеется решение о предоставлении водного объекта в пользование №№25-20.04.00.003-Р-РСВК- С-2015-01918/00 от 16.10.2015. В соответствии с лицензией ВЛВ 02133 ВЭ от 12.01.2012г., добыча подземных вод осуществляется через одиночные скважины №247, 581-Б, 7478а, 7651, 12503 для питьевого, хозяйственно - бытового, технического водоснабжения населения. В ходе проверки департаментом было установлено, что обществом нарушены пункт 10 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах): а именно не проводится мониторинг подземных вод , что является нарушением пункта 4.1.7 лицензионных условий по лицензиям ВЛВ 02133 ВЭ, BЛB 02134 ВЭ; отсутствует утвержденный и согласованный в установленном порядке проект зоны санитарной охраны водозабора с положительным заключением экспертиз и согласований по лицензии ВЛВ 02134 ВЭ, что является нарушением подпункта 4.1.1. пункта 4 лицензионных условий по лицензии ВЛВ 02134 ВЭ. Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 09.09.2016 №60в-03-714/16 и обществу выдано предписание от 09.09.2016 №60в-03-714/16-1 об устранении выявленных нарушений.
в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению. Как следует из материалов дела, в ходе проведенной плановой выездной проверки управлением выявлено, что общество осуществляет деятельностьпо добыче питьевых подземных вод из пяти одиночных скважин с нарушением пунктов 4.2.1.1., 4.2.1.2., 4.2.1.3., 4.2.1.4., 4.2.1.5 условий лицензии на пользование недрами от 08.07.2010 БАР 01839 ВЭ (далее – лицензия от 08.07.2010), а именно: не осуществляются замеры подземных вод, отсутствует проект на гидрогеологическое доизучение и мониторинг подземных вод , на действующем водозаборе не проводится гидрогеологическое доизучение, не проводится оценка запасов подземных вод, отсутствует отчет о проведенных работах. Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 26.02.2015 № НАТ-036 и послужили основанием для составления административным органом протокола об административном правонарушении от 26.02.2015 № НАТ-036/1 и вынесения постановления о назначении административного наказания от 11.03.2015 № НАТ-036/1 о привлечении обществак административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150
для отмены обжалуемых судебных актов. Как следует из материалов дела, Управлением Росприроднадзора проведена выездная проверка общества, по результатам которой составлен акт от 17.05.2021 № 2-ПЛ-005/2021. В данном акте указано на нарушения на нарушение лицензионного соглашения об условиях пользования недрами к лицензии ПНЗ 00400 ВР, а именно, нарушены: подпункт 9.3 пункта 9 - не выполнены санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО в соответствии с требованиями; подпункт 9.4 пункта 9 - общество не ведет мониторинг подземных вод , а именно не ведется наблюдение за качеством подземных вод, не ведет наблюдение за уровнем подземных вод; нарушение лицензионного соглашения об условиях пользования недрами к лицензии ПНЗ 00399 ВР, а именно, нарушены: подпункт 9.2 пункта 9 конструкция скважины не соответствует требованиям законодательства; подпункт 9.3 пункта 9 - общество не выполнило санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО в соответствии с требованиями; подпункт 9.4 пункта 9 - общество не ведет мониторинг подземных вод, а
и бактериологического состояния воды производится с рабочей программой. Приводит довод о том, что несоблюдение требований лицензии АБН № в части утверждения и согласования проекта геологоразведочных работ связано с материальным положением предприятия, ФИО2 назначен директором предприятия с 17.04.2015, в то время как приведенный проект должен был получить положительное заключение необходимых государственных экспертиз и согласований не позднее 01.11.2014, государственная регистрация объекта геологоразведочных работ должна была быть проведена не позднее 01.01.2015. Обращает внимание на то, что мониторинг подземных вод по лицензии № проводится, несмотря на то, что проект мониторинга должен быть составлен и согласован не позднее 01.11.2018. Полагает, что постановление по делу об административном правонарушении не отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении не отражены обстоятельства, установленные по делу, в том числе о возможности выполнения предписанных в лицензии требований. Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия находит решение
в с. ...; №, расположенной в с. ...; произвести герметизацию приустьевого пространства указанных скважин; спланировать территории первых поясов (ЗСО-1) водозаборных скважин №; №, расположенных в с. ...; №, расположенной в с. ..., с учетом поверхностного стока за пределы границ в водоотводящие каналы, произвести ограждение зоны санитарной охраны № 1 указанных водозаборных скважин; ликвидировать вышедшие из строя водозаборные скважины №, №, №, №, №, № на ... участке недр, расположенном в с. ...; производить мониторинг подземных вод согласно лицензионному соглашению . Представитель Управления Росприроднадзора по Омской области ФИО1 в судебном заседании отказался от требований оборудовать павильонами, закрываемыми на замок, скважины №, №, №; спланировать территории поясов (ЗСО-1) указанных скважин с учетом поверхностного стока за пределы границ в водоотводящие каналы, произвести ограждение зоны санитарной охраны № 1 указанных скважин; ликвидировать водозаборные скважины №, №, №, №, т.к. указанные требования исполнены ответчиком добровольно. Поддержал требования об оборудовании скважин №, № и №
«Водоканал», директором которого является ФИО1, эксплуатирует водозаборные скважины на основании лицензий на пользование недрами №. Из протокола об административном правонарушении № от <дата> следует, что в ходе проведения плановой проверки, Управлением Росприроднадзора по Кировской области в отношении Муниципального унитарного предприятия «Нововятский «Водоканал» в сфере недропользования выявлены нарушения исполнения договора об условиях недропользования к лицензии №, установлено, что 7 пунктов и 1 подпункт лицензионного соглашения об условиях пользования недрами не выполняются, а именно: - мониторинг подземных вод МУП «Нововятский «Водоканал» ведется не в полном объеме - журнал наблюдений за уровнем, температурой и дебитом подземных вод по скважинам № не ведется, (пункт 4.2.2.1.); -запасы подземных вод на водозаборе МУП «Нововятский«Водоканал» не оценены, что является нарушением пункта 4 статьи 23, пункта 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации «О недрах», (пункт 4.2.4.); - проект зон санитарной охраны на водозаборе МУП «Нововятский «Водоканал» разработан, но не согласован в установленном порядке, что является
в <адрес> Партизанского муниципального района Приморского края (лицензия ВДВ <адрес>). Получив право пользования недрами, недропользователь - ООО «...» принял на себя ряд условий пользования недрами с целью добычи пресных подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового, технического водоснабжения населения и прочих потребителей, которые закреплены в соответствующих статьях условий пользования недрами к лицензиям ВДВ №, ВДВ №. Согласно пункту 4.1.7 условий пользования недрами по лицензии ВДВ № и по лицензии ВДВ №, владелец лицензии обязан проводить мониторинг подземных вод : 1)фиксировать водоотбор ежедневно при крановом режиме эксплуатации, при круглосуточной работе величину водоотбора фиксировать одновременно с измерением динамического уровня подземных вод; 2)динамический уровень подземных вод измерять 1 раз в 10 дней (1, 10 и 20 числа каждого месяца); 3)отбор проб на полный химический анализ-1 раз в год, на сокращенный химический анализ - 1 раз в полугодие, на микробиологический анализ-1 раз в месяц; 4) данные замеров и результаты анализов фиксировать в специальном журнале наблюдений.