ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Норматив накопления твердых - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Росстата от 27.07.2018 N 462 (ред. от 15.07.2020) "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"
- количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении при отсутствии приборов учета (постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"). В целях заполнения формы N 22-ЖКХ (ресурсы) к нормативам потребления коммунальной услуги в том числе относится норматив накопления твердых коммунальных отходов, определяемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269. 5.16. Норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 23.01.2020 N АПЛ19-508 <Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 23.09.2019 N АКПИ19-543, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 3, 11 (в части) Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 269>
услуги, что не соответствует нормам Жилищного кодекса Российской Федерации. Осуществление замеров отходов в целях определения нормативов без учета периодичности вывоза отходов ведет к повторному учету ранее учтенных отходов. При неежедневном вывозе твердых коммунальных отходов ежедневные замеры включают в себя объемы отходов, образовавшиеся за несколько дней. Нарушение своих прав административный истец усматривает в том, что на основании оспариваемых пунктов Правил приказом от 31 мая 2017 г. N 61/27 Региональной энергетической комиссии Омской области утвержден норматив накопления твердых коммунальных отходов в г. Омске в размере 24,408 кг в месяц на 1 проживающего. На основании этого норматива, который, по мнению административного истца, является необоснованно завышенным, с него взимается плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В суде первой инстанции представитель Правительства Российской Федерации Н. возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 06.10.2021 N АКПИ21-568 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца первого пункта 4(1) Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов">
расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Данная норма отсылает к формуле 9(2) приложения N 2 к Правилам, согласно которой размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади i-го жилого помещения, нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленной цены на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет норматив накопления твердых коммунальных отходов как среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени (статья 1). К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами названный Федеральный закон относит установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов (статья 6). Доводы административного истца о противоречии абзаца первого пункта 4(1) Постановления N 857 пункту 1 статьи 1, пункту 5 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку основаны на ошибочном толковании
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 23.09.2019 N АКПИ19-543 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 3, 11 (в части) Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 269>
не соответствуют статьям 1, 21 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", части 4 статьи 154, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушают его права, свободы и законные интересы как потребителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Как указывает административный истец, на основании оспариваемых положений нормативного правового акта Региональная энергетическая комиссия Омской области приказом от 31 мая 2017 г. N 61/27 утвердила норматив накопления твердых коммунальных отходов в г. Омске в размере 24,408 кг в месяц на 1 проживающего. Полагает этот норматив необоснованно завышенным, в результате чего с него взимается завышенная плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Исходя из норм Федерального закона "Об отходах производства и потребления" твердые коммунальные отходы не могут образоваться за границами жилых помещений, и, следовательно, отнесение Правилами к их составу отходов, образующихся при уборке придомовой территории, противоречит действующему законодательству. При этом
Определение № А45-19984/20 от 28.06.2021 Верховного Суда РФ
судебных актов, предприниматель обратился в суд с исковым заявлением об урегулировании разногласий и понуждении общества (региональный оператор) к заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами, в котором просил в пункте 3 договора датой начала оказания соответствующих услуг указать дату вступления в силу решения суда или определения об утверждении мирового соглашения по делу; в пункте 1 в приложении № 1 к договору в наименовании категории объекта административные, офисные учреждения отразить норматив накопления твердых коммунальных отходов, относящийся к категории недвижимого имущества – 1, 641 м3/год, количество единиц – 1 сотрудник; в приложении № 2 к договору изложить формулу расчета с учетом данных параметров и добавить информацию в графическом виде о размещении мест накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним. Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 210, 421, 426, 445 Гражданского кодекса Российской
Определение № 301-ЭС22-3743 от 03.08.2022 Верховного Суда РФ
эту услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9.2 приложения № 2 к Правилам № 354 (абзац второй пункта 148(30) Правил). При таком способе начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в основу расчета положено не количество граждан, постоянно и временно проживающих в конкретном жилом помещении, а иной параметр – общая площадь жилого помещения. Формула 9.2 приложения № 2 к Правилам № 354 также включает норматив накопления твердых коммунальных отходов и цену на данную коммунальную услугу, определенную в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. В случае установления платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из общей площади жилого помещения, законодательством Российской Федерации не установлен порядок перерасчета данной платы. Абзац второй пункта 148(30) Правил № 354 в части определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми
Решение № АКПИ19-543 от 23.09.2019 Верховного Суда РФ
не соответствуют статьям 1, 21 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», части 4 статьи 154, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушают его права, свободы и законные интересы как потребителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Как указывает административный истец, на основании оспариваемых положений нормативного правового акта Региональная энергетическая комиссия Омской области приказом от 31 мая 2017 г. № 61/27 утвердила норматив накопления твердых коммунальных отходов в г. Омске в размере 24,408 кг в месяц на 1 проживающего. Полагает этот норматив необоснованно завышенным, в результате чего с него взимается завышенная плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Исходя из норм Федерального закона «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы не могут образоваться за границами жилых помещений, и, следовательно, отнесение Правилами к их составу отходов, образующихся при уборке придомовой территории, противоречит действующему законодательству. При этом
Определение № А19-30265/19 от 01.04.2021 Верховного Суда РФ
тому же делу по заявлению обществ «Акцент-М» и «Алиот» к обществу с ограниченной ответственностью «РТ-НЭО Иркутск» (далее – общество «РТ-НЭО Иркутск») и к Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (далее – министерство) о признании недействительным подпункта 2.2.34 пункта 2.2 соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области от 28.04.2018 № 318 в редакции дополнительного соглашения от 25.09.2018 № 1, о запрете министерству использовать для утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области информацию, полученную от общества «РТ-НЭО Иркутск» на основании подпункта 2.2.34. пункта 2.2 названного соглашения, установила: решением Арбитражного суда Иркутской области от 08.06.2020 оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2020 и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.12.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации общества «Акцент-М» и «Алиот» просят отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на существенные нарушения
Постановление № А28-11778/2021 от 08.09.2022 АС Кировской области
эту услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9.2 приложения № 2 к Правилам № 354 (абзац второй пункта 148(30) Правил). При таком способе начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в основу расчета положено не количество граждан, постоянно и временно проживающих в конкретном жилом помещении, а иной параметр – общая площадь жилого помещения. Формула 9.2 приложения № 2 к Правилам № 354 также включает норматив накопления твердых коммунальных отходов и цену на данную коммунальную услугу, определенную в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. В случае установления платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из общей площади жилого помещения, законодательством Российской Федерации не установлен порядок перерасчета данной платы. Абзац второй пункта 148(30) Правил № 354 в части определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми
Постановление № А33-19855/2022 от 07.08.2023 Третьего арбитражного апелляционного суда
деятельности индивидуального предпринимателя Кравченко С.А. является «Торговля розничная замороженными продуктами в неспециализированных магазинах». В соответствии с приказами министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Красноярского края» от 31.12.2019 №77-2184-од, от 30.04.2020 № 77-673-од, «О внесении изменения в Приказ министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 15.01.2021 N 77-51-од «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Красноярского края» от 05.03.2021 № 77-712-од норматив накопления твердых коммунальных отходов применяется в зависимости от категории объекта. В соответствии с пунктом 9 приложения № 1 к приказу министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Красноярского края» от 30.04.2020 № 77-673-од норматив накопления твердых коммунальных отходов для предприятий торговли Красноярской правобережной технологической зоны составляет 0,01 куб.м в месяц. В соответствии с пунктом 9 приложения № 1 к приказу «О внесении изменения в приказ министерства
Постановление № А56-26877/2021 от 24.02.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
Прайс») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к акционерному обществу «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» (далее – ответчик, АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области», региональный оператор) с требованием об урегулировании разногласий при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № 7224ЮН-7/03-20, установив спорные условия договора в следующей редакции: Категория объекта: Промтоварный магазин 01.05.2020 – н.в. Норматив накопления твердых коммунальных отходов (куб.м/год): 0,65 (1 кв.м. общей площади) Категория объекта: Промтоварный магазин с 01.12.2019 по 30.04.2020 Норматив накопления твердых коммунальных отходов (куб.м/год): 0,8 (1 кв.м. общей площади) Категория объекта: Промтоварный магазин с 01.12.2019 по 30.11.2020 Норматив накопления твердых коммунальных отходов (куб.м/год): 2,02 (1 кв.м.) Решением суда от 13.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с указанным решением суда, ООО «Бэст Прайс» обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность
Постановление № А19-4531/2021 от 14.06.2022 АС Восточно-Сибирского округа
– ООО «РТ-НЭО Иркутск», Общество, Региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской, о признании незаконными действий муниципального учреждения «Администрация городского округа муниципального образования – «Город Тулун» (далее – Администрация), выразившихся в отказе в письме от 12.02.2021 № 2027 направлять в Правительство Иркутской области обращение о выделении средств резервного фонда на реализацию мероприятий по обращению с твердыми коммунальными отходами, объем которых превышает норматив накопления твердых коммунальных отходов, установленный в соответствии с законодательством (в целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области). К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Иркутской области. Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 ноября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 апреля 2022 года, в удовлетворении
Постановление № А57-1888/2021 от 11.01.2022 АС Поволжского округа
на территории Калачеевского муниципального района составляет 538,60 руб. в соответствии с приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области об установлении предельного, единого тарифа от 20 декабря 2019 года № 56/28. Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 8 октября 2019 года № 184 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров. Согласно пункту 1.2 вышеназванного приказа норматив накопления твердых коммунальных отходов для промтоварных магазинов, к которым относятся объекты торговли ответчика, составляет 1,40 куб. м/год на 1 кв. м общей площади. Как установлено судом апелляционной инстанции по результатам исследования и оценки доказательств по делу, ГУП ВО «Облкоммунсервис» и ИП Бахтин Б.А. заключили договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 1 января 2020 года № 115-В ( на условиях типовой формы), по условиям которого региональный оператор обязался принимать твердые коммунальные отходы в
Решение № 2-2768/20 от 16.12.2020 Советского районного суда г. Самары (Самарская область)
помещения. Размер платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную временно проживающим потребителям, рассчитывается в соответствии с пунктами 57,57 (1) и 58 Правил. В соответствии с пунктом 148 (30) правил, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов. В данном случае в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления твердых коммунальных отходов на 1 проживающего в жилом помещении. При временном, т.е. более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении. Согласно действующим в настоящее время правовым нормам размер платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории г.о. Самара не зависит от количества зарегистрированных или проживающих в жилом помещении, следовательно, расчет платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из количества зарегистрированных или проживающих граждан, противоречит действующему
Решение № 3А-36/2023 от 13.07.2023 Смоленского областного суда (Смоленская область)
2023 года № 0113/0103 «Об установлении временного норматива накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области» установил: приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 10 апреля 2023 года № 0113/0103 «Об установлении временного норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов» (далее – Приказ), опубликованном 19 апреля 2023 г. в официальном источнике «Смоленская газета» № 19, а также размещенным 14апреля 2023 г. на официальном интернет-портале правовой информации, установлен временный норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области для категорий объектов «Промтоварные магазины» в размере 1,19 куб.м/год с 1 кв.м общей площади, который распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г., и действует до 31 декабря 2023 г. включительно. Индивидуальный предприниматель Черненков В.А. обратился в Смоленский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия приказа Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии (далее-Департамент) от 10 апреля 2023 года №0113/0103
Решение № 3А-39/20 от 29.05.2020 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)
года № 196, соответствующими полномочиями по принятию нормативных правовых актов об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов наделена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края. Действуя в пределах своих полномочий, РСТ Забайкальского края издала приказ от 14 августа 2019 года № 173-НПА, которым установила нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Забайкальского края согласно приложению по категориям объектов. Так, для предприятий торговли исходя из расчетной единицы 1 кв. метр общей площади среднемесячный норматив накопления твердых коммунальных отходов составил 18,48 кг/расч.ед./мес., 0,178 куб.м/расч.ед./мес., годовой норматив накопления твердых коммунальных отходов составил 221,82 кг/расч.ед./мес. и 2,133 куб.м/расч.ед./мес. Приказами РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2019 года № 636-НПА, от 19 марта 2020 года № 48-НПА в вышеназванный приказ РСТ Забайкальского края от 14 августа 2019 года № 173-НПА внесены изменения, таблица приложения к приказу № 173-НПА изложена в новой редакции. В пункте 1 таблицы для предприятий торговли исходя из расчетной единицы
Решение № 3А-79/19 от 13.09.2019 Владимирского областного суда (Владимирская область)
обсуждения. Настаивая на недостоверности сведений об объемах твердых коммунальных отходов в разделе 2 Территориальной схемы, указал, что натурные замеры по всем категориям потребителей не проводились. Полагал, что нарушения, допущенные при оформлении листов осмотра мест накопления твердых коммунальных отходов (отсутствуют расшифровки подписи; не указаны должности лиц, проводивших замеры, дата, точное наименование адресов, иные нарушения), не позволяют принять их в качестве доказательств, и свидетельствуют о том, что натурные исследования надлежащим образом не проведены. Указал, что норматив накопления твердых коммунальных отходов, поименованный в Территориальной схеме как расчетная норма накопления недостоверен, не подтвержден документально. Указал, что в разделе 4 «места накопления отходов» Территориальной схемы отражено 837 мест накопления отходов, что не соответствует действительности, фактически с учетом информации, размещенной на сайте Департамента природопользования, мест накопления отходов 1 303. Настаивая на нарушении прав оспариваемым нормативным правовым актом, указал, что недостоверные сведения об объеме образования твердых коммунальных отходов, отраженные в Территориальной схеме, повлекут установление недостоверного единого