ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Нормативы потребления коммунальных услуг по водоснабжению - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Росстата от 27.07.2018 N 462 (ред. от 15.07.2020) "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"
имуществ в многоквартирном доме. В графах 3, 4 и 5 показывается соответственно объем холодной, горячей воды и сточных вод, принятый исполнителем коммунальных услуг (УК, ТСЖ, ЖСК, ЖК, иным специализированным потребительским кооперативом) от ресурсоснабжающей организации по показаниям общедомовых приборов учета для населения, либо, при отсутствии приборов учета, по установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативам потребления в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. В графах 6 и 7 показывается соответственно объем теплоэнергии на отопление и горячее водоснабжение , принятой исполнителем коммунальных услуг (УК, ТСЖ, ЖСК, ЖК, иным специализированным потребительским кооперативом) от ресурсоснабжающей организации, по показаниям общедомовых приборов учета для населения, либо, при отсутствии измерительных приборов учета, по установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативам потребления в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых
Письмо Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 (с изм. от 15.06.2018) "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (вместе с "Информацией об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением изменений, внесенных в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг")
рассчитанного исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в соответствующем многоквартирном доме, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний общедомового прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Установленный в пункте 44 Правил N 354 порядок определения размера платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения , горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленные на общедомовые нужды, применяется вне зависимости от способа управления многоквартирным домом всеми исполнителями коммунальных услуг. Таким образом, Правила N 354 устанавливают запрет на предъявление потребителям коммунальных услуг к оплате стоимости сверхнормативного объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в расчетном периоде, в котором образовался такой сверхнормативный объем. В соответствующих расчетных
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 23.12.2019 N АКПИ19-821 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими подпункта "ж" пункта 31, абзаца восьмого пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, примечания 1 приложения N 2 к указанным Правилам, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, подпункта "е" пункта 7, подпункта "б" пункта 7(1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, пунктов 39(1), 98 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, пункта 8 типового договора горячего водоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 643>
исполнение положений части 9.2 статьи 156, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила N 306, которые действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. N 1186. Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 29 мая 2006 г., N 22, "Российской газете" 31 мая 2006 г. Данные Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение , водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию (пункт 1). Согласно подпункту "е" пункта 7 Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления используются следующие показатели: в жилых помещениях - Гкал на 1 кв. метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома; при использовании земельного участка и надворных
Решение Верховного Суда РФ от 11.06.2013 N АКПИ13-205 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзаца второго пункта 42, абзацев второго - четвертого пункта 44, подпункта "б" пунктов 57 - 58, подпунктов "ж", "и", "к" пункта 93 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, формул 4, 5 приложения N 2 к данным Правилам, частично недействующим пункта 6 данного Постановления, недействующими абзацев третьего и девятого пункта 2, пункта 3, подпункта "а" пункта 4, пунктов 9 - 12, 14, подпункта "а" пункта 16, пунктов 21, 22, 24, 31, 33, 34, абзаца первого пункта 35, пункта 36, подпункта "а" пункта 37, подпунктов "а", "в" - "е" пункта 38, пунктов 40, 45 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, формул 6, 7, 8, 22, 23, 26 и таблицы 5 приложения к названным Правилам>
метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 21); расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22); в нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению в жилых помещениях включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды, необходимого для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей человека в жилом помещении, а также исходя из того, что данные коммунальные услуги соответствуют требованиям к качеству, установленным правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 24); определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях,
Определение № А63-16897/19 от 24.05.2021 Верховного Суда РФ
Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.06.2020, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2020 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.01.2021 по делу № А63-16897/2019 по иску общества с ограниченной ответственностью «Северо-Запад» (ранее - общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания-9»; далее – общество) к муниципальному образованию город Ставрополь в лице администрации города Ставрополя (далее – администрация) о взыскании 34 493 руб. 25 коп. задолженности в виде повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальных услуг по водоснабжению (с учетом уточнения иска), установил: к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, администрация Промышленного района города Ставрополя. Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 10.06.2020, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2020 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.01.2021, заявленные требования удовлетворены. В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение судами норм материального права,
Определение № А63-17691/19 от 08.02.2021 Верховного Суда РФ
Федерации Пронина М.В., рассмотрев кассационную жалобу администрации г. Ставрополя (далее – администрация) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.01.2020 по делу № А63-17691/2019, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2020 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.10.2020 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью «Девятка» (далее – общество) к муниципальному образованию г. Ставрополь в лице администрации о взыскании 82 973 рублей 11 копеек задолженности (повышающий коэффициент к нормативу потребления коммунальных услуг) по водоснабжению и электроснабжению и 11 500 рублей расходов на оплату услуг представителя. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Промышленного района г. Ставрополя, установила: решением Арбитражного суда Ставропольского края от 15.01.2020, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2020 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.10.2020, с администрации в пользу истца взыскано 82 973 рубля 11 копеек задолженности, 5000 рублей
Определение № А29-8414/19 от 14.07.2021 Верховного Суда РФ
доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, и, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что объем ресурса на промывку инженерных сетей уже включен в подлежащий применению к спорным отношениям норматив потребления коммунальных ресурсов. Доводы заявителя жалобы о том, что объем холодной воды, затраченной на работы по промывке сетей отопления жилищного фонда, не входит в норматив потребления коммунальной услуги по водоснабжению в целях содержания общего имущества в МКД, получили оценку судами нижестоящих инстанций и мотивированно отклонены, при том что их повторное заявление в настоящей жалобе само по себе не подтверждает существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход дела, и не является достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 и 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил: отказать открытому акционерному обществу «Водоканал» в передаче кассационной жалобы
Апелляционное определение № 64-АПА19-6 от 25.09.2019 Верховного Суда РФ
исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию определяются Правилами № 306. В соответствии с пунктом 3 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению , горячему водоснабжению и водоотведению потребителями, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск», определенные с применением расчетного метода, утверждены Приказом № 14 согласно приложению к данному приказу. В соответствии с положением о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области, утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от 25 января 2016 г. № 21, данное Министерство является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим функции по выработке и реализации
Постановление № А05-127/2022 от 27.09.2022 АС Северо-Западного округа
№ 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению. Как предусмотрено пунктом 42(1) Правил № 354, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года по формулам приложения № 2 к настоящим Правилам. Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домах и на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области, а также нормативы потребления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домах, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск», утверждены постановлениями Министерства энергетики и связи Архангельской области от 17.08.2012 № 9-пн и от 31.08.2012 № 58-пн соответственно. В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что гражданин является собственником части жилого помещения, расположенного в указанном доме, размер которой составляет 60,36 кв.м. и размер платы по статье «охрана» для него в соответствии с утвержденной
Постановление № А05-127/2022 от 16.06.2022 АС Архангельской области
Занятнову А.Н. в период с сентября 2020 года по май 2021 года плату за отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроэнергию в завышенном размере. Порядок расчета размера платы за коммунальных услуги определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354). Постановлением министерства энергетики и связи Архангельской области от 31.08.2012 № 58-пн утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домах, расположенных на территории муниципального образования (МО) «Город Архангельск». Постановлением министерства энергетики и связи Архангельской области от 17.08.2012 № 9-пн утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домах и на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области. Товарищество начислило плату за отопление Занятнову А.Н. на основании выставленных счетов ресурсоснабжающей организации по формулам, которые
Постановление № А55-21842/15 от 20.06.2016 АС Самарской области
вывод, что выявленные жилищной инспекцией в ходе проверки нарушения подтверждены материалами дела. Суд первой инстанции правомерно признал необоснованной ссылку заявителя на Постановление Мэра городского округа Тольятти Самарской области от 28.11.2007 № 3815-1/п «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по централизованному горячему водоснабжению и отоплению, водоснабжению и водоотведению для населения городского округа Тольятти, не имеющего индивидуальных (квартирных) приборов учета», согласно которому для населения городского округа Тольятти, не имеющего индивидуальных (квартирных) приборов учета, установлены нормативы потребления коммунальных услуг: по водоснабжению , по водоотведению, по централизованному горячему водоснабжению и отоплению, так как указанное Постановление утратило силу в связи с истечением срока его действия, установленного пунктом 5 данного документа. Суд первой инстанции правомерно признал несостоятельной ссылку заявителя на письма Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 30.08.2012 № 15/3790, от 26.03.2013 № 15/1385, от 15.10.2012 № 15/4507, так как Министерство не наделено правомочиями по официальному толкованию норм действующего законодательства. Представленный заявителем Приказ Министерства
Постановление № А43-11522/18 от 20.08.2018 Первого арбитражного апелляционного суда
коэффициентов, предусмотренных Правилами № 306, было возможно только исключительно путем установления нормативным правовым актом уполномоченного органа субъекта Российской Федерации «повышенного норматива» коммунальных услуг. Постановлением Правительства Нижегородской области от 31.03.2015 № 180 утверждены нормативы потребления населением коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях при отсутствии приборов учета холодной воды, горячей воды и сточных бытовых вод на территории населенных пунктов Нижегородской области. В этом постановлении утверждены «базовые» и «повышенные нормативы» потребления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению. В силу положений подпункта 2.1 статьи 15 Закона Нижегородской области от 03.10.2007 № 129-З «О Правительстве Нижегородской области» Правительство Нижегородской области утверждает нормативы потребления коммунальных услуг на территории области. При таких обстоятельствах оснований для неприменения в расчетах установленного в соответствующем порядке норматива не имеется. Водоканал, руководствуясь вышеуказанным нормативным актом, использовал в расчете норматив потребления коммунальной услуги по водоснабжению в жилых помещениях с учетом повышенного норматива при наличии технической возможности установки
Решение № 3-4/2014 от 05.06.2014 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)
услуг" внесены изменения в Правила. Из материалов дела следует, что МУП ВКХ Правобережного района РСО-Алания является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет деятельность по обеспечению надежного водоснабжения через систему водопровода от источника до потребителя, в том числе по холодному и горячему водоснабжению, прием сточных вод от потребителя до очистных сооружений через систему канализации по Правобережному району РСО-Алания, осуществляет сбор денежных средств за оказанные услуг. Постановлением РСТ РСО-Алания от 14 декабря 2012 года №67 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по водоснабжению , водоотведению, газоснабжению и отоплению в многоквартирных домах и жилых домах на территории РСО-Алания. Указанное Постановление опубликовано в официальном печатном издании - в газете «Северная Осетия» от 26 декабря 2012 года №4 и является действующим на момент подачи настоящего заявления. Полагая, что установленный Приложением №1 к Постановлению РСТ РСО-Алания от 14 декабря 2012 года №67 норматив потребления коммунальных услуг по водопотреблению и водоотведению для населения РСО-Алания рассчитан с нарушением положений действующего законодательства,
Решение № 3-6/2014 от 04.07.2014 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)
помещениях определяется исходя из оснащенности жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. Норма расхода воды водоразборными устройствами на 1 процедуру предусмотрена в таблице 5 приложения к настоящим Правилам. В соответствии с пунктом 34 Правил количество многоквартирных домов или жилых домов в выборке по каждой группе домов определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 приложения к настоящим Правилам, при этом объем предварительной выборки должен быть не менее 10 домов. Согласно материалам дела, нормативы потребления коммунальных услуг по водоснабжению , водоотведению, газоснабжению и отоплению в многоквартирных домах и жилых домах на территории Республики Северная Осетия-Алания определены РСТ РСО-Алания с применением расчетного метода с использованием формул, содержащихся в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 258. Исходные (статистические) данные при применении расчетного метода получены РСТ РСО-Алания на основании анкетирования населения Республики Северная Осетия-Алания. Неправомерность применения РСТ РСО-Алания при определении нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению, газоснабжению
Решение № 2-3591/13 от 04.12.2013 Ленинскогого районного суда г. Мурманска (Мурманская область)
В обоснование заявленных требований указал, что вместе с семьей проживает в жилых помещениях № *** и № ***, расположенных в доме *** по ул. *** в городе Мурманске. С ноября 2012 года управление многоквартирным домом осуществляет ООО Управляющая компания «Мурманскжилсервис». С 01 января 2013 года в адрес истца стали приходит квитанции с завышенными нормативами потребления за жилищно-коммунальные услуги. Согласно приказам № 34, 35, 36 Министерства Энергетики и Жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по водоснабжению , отоплению, энергоснабжению, действующие с 01 января 2013 года, которые относятся к соответствующему типу благоустройства многоквартирного дома. В результате необоснованно применяемых нормативов потребления коммунальных услуг происходит увеличение платы по предоставленным услугам. Полагал, что многоквартирный дом, в котором проживает его семья относится к многоквартирному дому не оборудованным ванными, в связи с чем для данной категории дома должен применяться соответствующий норматив согласно Приказам Министерства Энергетики и Жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области. При этом норматив потребления