ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Нормирование в сфере закупок - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № АКПИ23-359 от 12.07.2023 Верховного Суда РФ
исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие. Доводы административного истца о несоответствии пункта 1 Порядка статьям 19, 22, пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе основаны на ошибочном толковании норм материального права и подлежат отклонению. В целях Закона о контрактной системе обоснованной признается закупка, осуществляемая в соответствии с положениями статей 19 и 22 данного федерального закона (часть 1 статьи 18). Статья 19 указанного закона определяет правовой механизм нормирования в сфере закупок , призванного обеспечить достижение целей эффективного использования бюджетных средств. Из положений данной статьи следует, что под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание
Решение № АКПИ20-959 от 04.02.2021 Верховного Суда РФ
Российской Федерации в установленной сфере деятельности, разрабатывает рекомендации по применению антимонопольного законодательства. Реализуя предоставленные законом полномочия, ФАС России в форме Письма разъяснила отнесенные к ее компетенции и поступающие вопросы, связанные установлением Законом 44-ФЗ требований к составу заявки, о разграничении понятий «используемый товар» и «поставляемый товар» при осуществлении закупок. Данные рекомендации ФАС России направлены территориальным органам и опубликованы в издании «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве», № 8, август, 2020. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из поименованного федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать этому федеральному закону. Вопреки доводам
Решение № А10-3473/2021 от 10.12.2021 АС Республики Бурятия
учреждением. Как следует из устава ответчика, учреждение осуществляет деятельность в соответствии с государственным заданием. Учредителем и собственником имущества учреждения является Республика Бурятия. Функции и полномочия учредителя от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство образования и науки Республики Бурятия. Финансирование осуществляется на основе государственного задания, формируемого Учредителем на текущий год с последующим ежегодным уточнением задания в виде распоряжения Учредителя Учреждения. В статье 19 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заложен принцип нормирования в сфере закупок. Нормирование в сфере закупок является правовым механизмом, призванным обеспечить достижения целей эффективного использования бюджетных средств. К нормированию в сфере закупок относится, в том числе, установление нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные, бюджетные учреждения). На основании приказа Министерства образования и науки Республики Бурятия от 30.05.2016 №1001 утвержден порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг государственным учреждениям, подведомственным Министерству. Указанным порядком установлены базовые
Решение № А07-31298/2021 от 18.10.2022 АС Республики Башкортостан
к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.». Таким образом, с 01.07.2019 положения Закона № 44-ФЗ позволяют проводить закупки товаров, работ, услуг с неопределенным объемом с учетом нормирования в сфере закупок (статья 19 Закона № 44-ФЗ). Как было указано выше, закупка расходных материалов для различных типов принтеров, многофункциональных устройств, копировальных аппаратов и иной оргтехники в Республике Башкортостан не нормируется, что в том числе подтвердил административный орган. Само по себе нормирование в сфере закупок регулирует максимально возможные цены и максимально возможный объем закупки товаров, работ, услуг, но не регулирует объем по фактической потребности. Например, если нормированием предусматривалось бы приобретение не больше одного картриджа (одно цвета) на одно устройство, и если руководствоваться логикой административного органа, то по государственному контракту № 0801200003921000008 от 18.06.2021, если бы он был с определенным объемом, осталось бы не востребовано до настоящего времени 39 позиций из технического задания, так как фактически были использованы только
Решение № А31-12297/17 от 05.12.2017 АС Костромского области
главой 3 настоящего Федерального закона, в том числе дополнительные требования к участникам закупки (часть 3 статьи 18). Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 18). По результатам аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной (часть 5 статьи 18). Статья 19 Федерального закона № 44-ФЗ регламентирует нормирование в сфере закупок , под которым понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ). Часть 1 статьи 21 Федерального закона № 44-ФЗ предусматривает, что
Решение № А31-11643/17 от 11.01.2018 АС Костромского области
16 Федерального закона N 44-ФЗ). Частью 2 статьи 17 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в планы закупок включается, в том числе, обоснование закупки в соответствии со статьей 18 названного Федерального закона. При этом частью 3 статьи 18 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что при формировании плана-графика обоснованию подлежит, в том числе, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном статьей 22 данного Федерального закона. Статья 19 Федерального закона N 44-ФЗ регламентирует нормирование в сфере закупок , под которым понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ). Часть 1 статьи 21 Федерального закона N 44-ФЗ предусматривает, что
Постановление № 17АП-7038/2022-АК от 20.07.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
осуществляться заказчиками с учетом применения императивных норм статьи 19 Закона о контрактной системе, обязательных для применения заказчиками. Данный вывод подтверждается письмами Министерства финансов РФ от 05.03.2020 № 24-01-08/16645, от 06.03.2020 № 24-01-06/17058, от 11.03.2020 № 24-01-06/18462, от 01.06.2020 № 24-01-08/46544. Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод о нарушении части 1 статьи 18, части 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, пункта 24 Требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2015 № 479, Прокуратурой Удмуртской Республики при определении начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен указанных единиц, максимального значения цены контракта, а именно, допущено превышение размера нормативных затрат к закупаемым запчастям для ремонта, сервисного обслуживания оргтехники, затрат на техническое обслуживание и регламентно-профилактический ремонт оргтехники, установленных Генеральной Прокуратурой РФ в соответствии со статьей 19 Закона
Решение № 2А-1132/2016 от 25.11.2016 Суда района имени Лазо (Хабаровский край)
в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. Согласно статье 19 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", нормирование в сфере закупок . Так, под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения). Правительством Российской Федерации установлены общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе: общие требования к порядку разработки и
Решение № 2А-1107/2016 от 24.11.2016 Суда района имени Лазо (Хабаровский край)
управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) подлежат размещению в единой информационной системе. При этом, согласно Федеральному закону от 31 декабря 2014 года № 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», были внесены изменения в том числе в статью 114 ФЗ № 44-ФЗ, согласно которым статья 19 ФЗ № 44-ФЗ ( нормирование в сфере закупок ) вступает в силу с 01 января 2016 года. Проверкой установлено, что правовые акты по нормированию закупок администрацией поселения не размещены на официальном сайте в единой информационной системе http://www.zakupki.gov.ru/. Исходя из положений статьи 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "Об противодействии коррупции", основными направлениями деятельности государственных органов (органов местного самоуправления) по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров.
Апелляционное определение № 33А-2460/17 от 03.07.2017 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))
Методические рекомендации) принятых в соответствии с частью 20 статьи 22 Закона № 44-ФЗ и вступивших в силу с 01.01.2014 г., указанный метод может применяться для определения НМЦК совместно с методом сопоставимых рыночных цен. При этом полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного на основании нормативного метода. При применении данного метода используется информация о предельных ценах товаров (работ, услуг), размещенная в ЕИС (п. 4.3 Методических рекомендаций). Дата вступления в законную силу ст. 19 « Нормирование в сфере закупок » Закона № 44-ФЗ (с 01.01.2016 г.) не являлась в рассматриваемом случае тем обстоятельством, которое препятствовало бы Окружной Администрации г. Якутска при заключении контрактов и определении НМЦК применить нормативный метод. Таким образом, административным истцом при определении цены муниципальных контрактов нарушения Закона № 44-ФЗ не допущено. Относительно дополнительных соглашений к муниципальным контрактам спор находится на разрешении в Арбитражном суде РС (Я) по иску прокурора о признании их недействительными, решения по ним в настоящее время
Апелляционное определение № 33-3456/18 от 28.06.2018 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)
которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, от имени муниципального образования должно осуществляться на контрактной основе, с учетом требований Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Бюджетного кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанным Федеральным законом закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд должна осуществляться с соблюдением определенных процедур, а именно, планирование закупок, обоснование закупок, нормирование в сфере закупок , подготовка плана-графика закупок. Указанным Федеральным законом предусмотрен порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), требования к участникам закупок, к документации об аукционе, конкурсной документации. В плане-графике закупок Администрации ГО «<адрес>» на 2014 год закупка указанных в договоре работ (услуг) не была предусмотрена, денежные средства на финансирование указанных работ (услуг) также не были предусмотрены. Полагает, что договор № от <дата> с Арсланбековым Мусалимом был заключен в нарушение ст.42, 44 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О