ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Объединение земельных - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Росреестра России от 19.09.2018 N 14-09458-ГЕ/18 <О перераспределении земель и нескольких земельных участков> (вместе с <Письмом> Росреестра от 16.07.2018 N 14-07286-ГЕ/18, <Письмом> Минэкономразвития России от 24.08.2018 N Д23и-4640 "О перераспределении земель и нескольких земельных участков")
в частной собственности, а призвано помочь устранить недостатки в землепользовании. В этом случае увеличение площади земельного участка является лишь побочным следствием, а не целью перераспределения. Иное толкование положений ЗК РФ о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, обесценивает требования ЗК РФ о предоставлении земельных участков на торгах. Если рассматривать другой способ образования земельных участков, предполагающий увеличение площади исходного земельного участка, а именно объединение земельных участков (статья 11.6 ЗК РФ), то следует отметить, что ЗК РФ запрещается объединение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Это также свидетельствует о необходимости установления барьера для увеличения площадей земельных участков, находящихся в частной собственности, в обход конкурсного порядка предоставления земельных участков. Дополнительно Департамент недвижимости обращает внимание, что в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения
Письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" от 17.06.2015 N 10-1235-ВГ "О рассмотрении вопроса на заседании рабочей группы" (вместе с <Письмом> Росреестра от 21.09.2015 N 14-09161/15)
земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Пункт 1 статьи 11.7 ЗК устанавливает, что при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. С учетом приведенных норм ЗК можно сделать вывод о том, что ЗК не допускает возможность образования земельных участков путем объединения или перераспределения земельных участков при отсутствии у исходных земельных участков общей (смежной) границы. Кроме того, объединение земельных участков, границы которых пересекаются, повлечет несовпадение площади образуемого земельного участка и суммы площадей исходных земельных участков. Согласно пункту 20 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, если образование земельных участков сопровождалось проведением кадастровых работ по уточнению местоположения границы
Статья 16. Особенности предоставления земельных участков для строительства олимпийских объектов
предоставлении земельного участка для строительства олимпийского объекта федерального значения. (часть 5.2 введена Федеральным законом от 30.07.2010 N 242-ФЗ) 6. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предназначенные для строительства олимпийских объектов краевого значения и олимпийских объектов муниципального значения, предоставляются в безвозмездное срочное пользование организациям, осуществляющим строительство таких олимпийских объектов, без предварительного согласования места размещения объекта и без проведения торгов. 6.1. Для регистрации прав на созданный олимпийский объект и сделок с ним не требуется объединение земельных участков, предназначенных в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории для размещения олимпийского объекта, в один земельный участок. (часть 6.1 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 101-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 6.2. Предоставление земельных участков в целях строительства объектов жилищного фонда, предоставляемых гражданам взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом в отношении олимпийских объектов,
Статья 11.6. Объединение земельных участков
Статья 11.6. Объединение земельных участков 1. При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается. 2. При объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок. 3. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право общей собственности на образуемые земельные участки. 4. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве общей собственности разным лицам, у них возникает право общей собственности на образуемый
Определение № 304-ЭС16-6341 от 20.06.2016 Верховного Суда РФ
центра с аквапарком (пристройка) и двух трансформаторных подстанций», путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 22:63:030406:16, 22:63:030406:32, 22:63:030406:34. Вновь образованный земельный участок на основании распоряжения Управления от 21.04.2014 № 820 предоставлен в аренду ООО «Елочка» и ООО «Одиссей» по договору от 23.04.2014 № 3672-з. ООО «Елочка» (арендатор) заключило 10.11.2014 с ООО «Милан» (новый арендатор) договор передачи прав и обязанностей по договору аренды № 3672-з в отношении участка с кадастровым номером 22:63:030406:350. Управление, полагая, что объединение земельных участков и заключение договора аренды от 23.04.2014 № 3672-з осуществлено с нарушением соответствующей процедуры (без торгов), что земельным законодательством не предусмотрена возможность объединения земельных участков с разными видами разрешенного использования, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требований, пришли к выводу о том, что Управление не представило доказательств наличия материального права или охраняемого законом интереса в оспаривании сделок, нарушения его прав или законных интересов. Суд кассационной
Определение № 15АП-15955/19 от 17.06.2020 Верховного Суда РФ
статьи 11.7, статьями 11.9, 39.28, подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 198, пунктом 5 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что оспариваемый управлением земельных отношений отказ управления Росреестра от 12.12.2018 № 61/006/18-95216 соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, на основании чего в удовлетворении требований отказал. Кроме того, суд округа указал, что Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено объединение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Это также свидетельствует о необходимости установления барьера для увеличения площадей земельных участков, находящихся в частной собственности, в обход конкурсного порядка предоставления земельных участков. Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку, направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации; доводы не подтверждают
Определение № 304-КГ14-4094 от 24.11.2014 Верховного Суда РФ
(или) правоудостоверяющие документы на земельные участки с кадастровыми номерами 42:24:0201005:140 и 42:24:0201005:141, за счет которых при объединении образован спорный земельный участок, предприниматель не обращался с заявлением в орган местного самоуправления по вопросу утверждения схемы земельного участка, несмотря на отсутствие сведений о границах участков в соответствующих документах. Судами также принят во внимание тот факт, что при постановке на кадастровый учет образованного земельного участка не были учтены требования статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, не предусматривающей объединение земельных участков с различным видом разрешенного использования, учитывая, что виды разрешенного использования исходных земельных участков не были изменены в ходе кадастровых работ. Как следует из кадастровых документов, спорные земельные участки относились к землям населенных пунктов с различным правовым режимом (разрешенное использование). Однако при объединении земельных участков в межевом плане указано разрешенное использование образованного участка «производственные объединения», несмотря на то, что два остальных участка имели иной вид разрешенного использования, что недопустимо, поскольку установление такого вида разрешенного
Определение № А32-4964/17 от 23.11.2018 Верховного Суда РФ
– администрация) со следующими требованиями: - признать право предпринимателя как собственника объектов недвижимости в здании «Торговый ряд «Центральный» на пользование частью земельного участка с кадастровым номером 23:40:1003023:202 площадью, соответствующей целевому назначению строений предпринимателя согласно СП 42.13330.2011; - обязать администрацию устранить нарушение прав предпринимателя путем образования земельного участка площадью 2685 кв. м для последующего заключения договора аренды этого земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора; - признать незаконным отказ администрации в принятии решения об объединении земельных участков с кадастровыми номерами 23:40:1003023:46 и 23:40:1003023:202; - признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в необеспечении подготовки схемы расположения объединенного земельного участка площадью 2685 кв. м, расположенного под зданием «Торговый ряд «Центральный», по адресу: г. Геленджик, <...>, выразившееся в непринятии решения об утверждении этой схемы, в ненаправлении в орган регистрации прав указанного решения; - обязать администрацию в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение об объединении земельных участков с кадастровыми
Определение № А63-10814/19 от 01.03.2021 Верховного Суда РФ
Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.11.2020 по делу № А63-10814/2019, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Севкавстройбизнес» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании действий администрации города Лермонтова (далее – Администрация) по отказу, оформленному сообщениями от 30.05.2019 № 03-03/891-юл и от 05.07.2019 № 03-03/1130-юл, в утверждении схемы объединения земельных участков с кадастровыми номерами 26:32:030404:47, 26:32:030404:46 и 26:32:030404:45 в один земельный участок; об обязании Администрации утвердить схему объединения земельных участков согласно схеме образования земельного участка, направленной в адрес Администрации письмами от 07.09.2018 № 33, от 14.09.2018 № 34, от 20.05.2019 № 30, от 19.06.2019 № 32 и заявлением от 19.06.2019 без номера. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление имущественных отношений администрации города Лермонтова,
Постановление № 07АП-6308/15 от 30.11.2015 Седьмой арбитражного апелляционного суда
в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Открытое акционерное общество «Сбербанк России» (далее - ОАО «Сбербанк России») в лице Алтайского отделения № 8644. Определением Арбитражного суда Алтайского края от 20.08.2015 произведена процессуальная замена третьего лица – ОАО «Сбербанк России» его правопреемником – Публичным акционерным обществом «Сбербанк России» (далее – ПАО «Сбербанк»). Исковые требования основаны на положениях статей 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что объединение земельных участков с кадастровыми номерами 22:63:030406:16, 22:63:030406:34 и 22:63:030406:32 и заключение договора аренды № 3672-з от 23.04.2014 осуществлено в обход предусмотренной законом процедуры торгов, поскольку фактически был продлен договор аренды ранее предоставленного земельного участка с кадастровым номером 22:63:030406:16, срок действия которого истек, а также тем, что земельным законодательством не предусмотрена возможность объединения земельных участков с разными видами разрешенного использования. Решением Арбитражного суда Алтайского края от 30.09.2015 истцу отказано в удовлетворении исковых требований. Не согласившись с
Постановление № 17АП-15497/2021-ГК от 22.12.2021 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
заключен договор на оказание услуг №22 от 15.10.2019 (далее - договор), в соответствии с условиями которого ООО «Строй Гарант» обязуется от имени и за счет средств заказчика выполнить услуги в соответствии с приложением №1 к настоящему договору по земельным участкам с кадастровыми номерами: 66:41:0704028:59 и 66:41:0704028:61 в районе ул.Гагарина-Библиотечная в г.Екатеринбурге (далее - Объект). В соответствии с Перечнем услуг Исполнителя (Приложение №1 к Договору), Исполнитель обязуется выполнить следующий перечень услуг: «I. Подготовка письма на объединение земельных участков; 1) Заявка в администрацию для разрешения объединения участков для дальнейшего оформления и получения от Администрации города Екатеринбурга. II. Изменение зонирования участка 1) Подготовка пакета документов на изменение зонирования и передача на Градкомиссию, прохождение Градкомиссии с возможными результатами: направление на публичные слушания (процедура до 4х месяцев); - выдача постановления о замене зонирования; 2) Подготовка документов (на основании п.2) для изменения градостроительной документации от 3 до 4 месяцев - выход постановления для получения ГПЗУ. III.
Постановление № А27-8968/14 от 17.02.2015 АС Западно-Сибирского округа
пунктом 3 статьи 3, пунктом 3 статьи 7 Правил землепользования формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Границы территориальных зон должны отвечать требованию однозначной идентификации принадлежности каждого земельного участка (за исключением земельных участков линейных объектов) только одной из территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования. Один и тот же земельный участок не может находиться одновременно в двух или более территориальных зонах, выделенных на карте градостроительного зонирования. Объединение земельных участков в один земельный участок допускается только при условии, если образуемый земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны. К тому же объединение земельных участков с различным целевым назначением и разрешенным использованием не предусмотрено пунктом 3 статьи 11.2 ЗК РФ. Учитывая расположение испрашиваемого земельного участка в границах различных территориальных зон и с разным разрешенным использованием, суды признали отказ администрации в обеспечении выбора земельного участка не противоречащим закону. Данный вывод судов согласуется с правоприменительной
Постановление № А72-13580/14 от 14.07.2015 АС Поволжского округа
строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 настоящего Кодекса. Согласно статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. В случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. Обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку. Объединение земельных участков в один земельный участок допускается только при условии,
Решение № А-3513/20 от 22.12.2020 Наро-фоминского городского суда (Московская область)
сделать выводы о соответствии, или несоответствии построенных объектов требованиям противопожарной и санитарной безопасности, поскольку на момент проведения экспертизы строительные и отделочные работы еще не были завершены. Таким образом, незаконность возведенных построек была доказана экспертами, однако суд при рассмотрении дела № пришел к противоположным выводам и узаконил самовольные постройки, возведенные ФИО2 В настоящее время ФИО1 ФИО12 не принимавшая участие в деле №, обжалует указанное решение Вместе с тем, ФИО1 ФИО13 считает, что само по себе объединение земельных участков с кадастровыми номерами №, № и № в один было совершено незаконно, поскольку в силу части 4 статьи 30 ГрК РФ, пунктов 1, 2 статьи 85 ЗК РФ не допускается формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, что вытекает из положений Администрация Наро-Фоминского городского округа Московской области знала о нарушениях, допущенных при объединении и изменении вида разрешенного использования и все равно объединила земельные участки. ФИО1 ФИО14 отмечает,
Решение № 2-1353/2017 от 13.06.2017 Первоуральского городского суда (Свердловская область)
<данные изъяты> Дело № 2-1353/2017 Мотивированное решение суда изготовлено 13 июня 2017 года. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Первоуральск 07 июня 2017 года Первоуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего Логуновой Ю.Г. при секретаре Феденевой Э.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1353/2017 по иску ФИО1 ФИО13 Администрации городского округа Первоуральск о признании незаконным решения ММВК от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в объединении земельных участков, обязании провести объединение земельных участков, УСТАНОВИЛ: ФИО2 обратился в суд с иском к Администрации ГО Первоуральск о признании незаконным решения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в объединении земельных участков с кадастровыми номерами № площадь <данные изъяты> и №, площадью <данные изъяты>., расположенных по адресу: <адрес> напротив базы <данные изъяты> и заправки «Лукойл», категория земель- земли населенных пунктов, назначение- под проектирование и строительство автомойки, обязании ответчика провести объединение земельных участков путем передачи документов в ПМКУ «Кадастровая палата» для
Решение № 2-152/18 от 17.01.2018 Тукаевского районного суда (Республика Татарстан)
строительства, расположенных на вышеуказанных земельных участках. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан с заявлением об объединении двух земельных участком, предоставленных по договору аренды для индивидуального жилищного строительства с приложением необходимых документов. Однако ДД.ММ.ГГГГ был получен письменный отказ с указанием о нецелесообразности принятия решения об объединении земельных участков. На повторное обращение о предоставлении мотивированного ответа на заявление, ДД.ММ.ГГГГ исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан отказ в предоставлении согласия на объединение земельных участков, мотивируя отказ тем, что объединением земельных участков и последующий выкуп объединенного земельного участка под одним объектом недвижимости направлены на обход установленного порядка предоставления земельного участка в собственность. Считает, что данным отказом создаются препятствия к осуществлению прав истца. Используемые земельные участки являются смежными. Объединение земельных участков необходимо для более рационального, оптимального их использования, снижения расходов по ресурсоснабжению, для использования единого адреса объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером № на второй земельный участок:<адрес> Образуемый
Решение № 2А-1204 от 06.12.2017 Пензенского районного суда (Пензенская область)
области о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью <...> кв.м, образуемого путем объединения трех названных выше земельных участков с разрешенным использованием «культурное развитие», «общественное питание», «гостиничное обслуживание», что соответствует актуальной редакции правил землепользования и застройки муниципального образования – Алферьевский сельсовет Пензенского муниципального района Пензенской области. 11 сентября 2017 г. администрация Пензенского района Пензенской области направила в его адрес отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указав, что земельный участок расположен в зоне рекреации и объединение земельных участков повлечет за собой изменение вида разрешенного использования, а также, по мнению ответчика, в данном случае действующим законодательством предусмотрено предоставление земельного участка исключительно на торгах. Полагает отказ незаконным. Указал, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка препятствует его праву на эффективное и целесообразное использование арендуемых земель в соответствии с утвержденными территориальными зонами. Просил признать незаконным отказ администрации Пензенского района в предварительном согласовании предоставления земельного участка, устранить нарушение его прав путем предварительного согласования предоставления
Определение № 33-1794 от 05.03.2015 Приморского краевого суда (Приморский край)
Заслушав доклад судьи Ильиных Е.А., судебная коллегия установила: ГСК «...» обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Уссурийского городского округа было подано заявление об объединении земельного участка с кадастровым номером № площадью ... кв м (разрешенное использование: хранение автомобильного транспорта) и земельного участка с кадастровым номером № площадью ... кв м (разрешенное использование: объекты хранения автомобильного транспорта). Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № кооперативу отказано в объединении участков с указанием, что возможно объединение земельных участков с одинаковым целевым назначением и видом разрешенного использования, а значит предоставленных по одной процедуре. Полагает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку договоры аренды земельных участков заключены на одинаковый срок, разрешенное использование также одинаковое, оба участка граничат между собой. При этом, в законе отсутствует такое основание для отказа в образовании земельных участков как предоставление по разным процедурам. Просил признать незаконным отказ, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ №; обязать администрацию Уссурийского городского округа принять решение об