ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Обязательные требования к товарам - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Роспотребнадзора от 23.05.2007 N 163 "Об утверждении примерных Положений о структурных подразделениях территориальных органов Роспотребнадзора"
индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований потребителей, связанных с продажей и приобретением товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, введением в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товара (работы, услуги). 10.1.6. Соблюдением изготовителями (исполнителями, продавцами) гарантийных обязательств. 10.1.7. Не включением в договоры розничной купли-продажи и возмездного оказания услуг (выполнения работ) условий, ущемляющих права потребителей, по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей. 10.1.8. Иными, предусмотренными законодательством Российской Федерации, обязательными требованиями к товарам (работам, услугам). 10.2. Участвует в судебных разбирательствах или вступает в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, дает заключения по делу в целях защиты прав потребителей. 10.3. Предъявляет иски в суд о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. 10.4. Участвует в формировании годовых (квартальных) планов деятельности Управления, контролирует их выполнение в части
Статья 4. Качество товара (работы, услуги)
потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями. 4. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию. КонсультантПлюс: примечание. С 01.07.2020 ст. 4 дополняется п. 4.1 (ФЗ от 02.12.2019 N 425-ФЗ). 5. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. (п. 5 в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
Определение № А56-71352/16 от 10.11.2017 Верховного Суда РФ
требований, суды, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства, исследовав техническую документацию с учетом содержания проекта организации строительства, руководствуясь положениями статей 6, 33, 64 Закона о контрактной системе, пришли к выводу о законности оспариваемых решения управления и доказанности наличия нарушений администрацией требований законодательства о закупках. При этом суды указали на необъективность в описании заказчиком объекта закупки, поскольку техническое задание аукционной документации содержит двусмысленность и неопределенность, а именно, отсутствуют принципиальные или обязательные требования к товарам , используемым при выполнении работ. Возражения, изложенные в кассационной жалобе относительно соответствия описания объекта закупки требованиям законодательства, свидетельствуют о несогласии заявителя с оценкой фактических обстоятельств дела, направлены на их переоценку, что не входит в полномочия суда при кассационном рассмотрении. Доводы жалобы не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права и не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных актов. На основании изложенного и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального
Определение № А45-5636/19 от 07.02.2020 Верховного Суда РФ
указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как усматривается из судебных актов, управлением 19.12.2018 вынесено распоряжение (приказ) № 4096 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении общества с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам). Основанием для проверки общества послужили приказы руководителя Роспотребнадзора от 30.01.2017 № 43 «О проведении внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по розничной торговле алкогольной и спиртосодержащей продукции», в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 24.01.2017 № АХ-П 11-343, от 18.08.2017 № 672 «О проведении проверок организаций торговли и общественного питания», изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, от 15.07.2017 № Пр-1603, от 29.11.2018 № 978 «О
Определение № 08АП-14923/18 от 06.11.2019 Верховного Суда РФ
основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Как следует из представленных материалов, предприниматель осуществляет, в том числе, производство и реализацию молочной продукции. Управлением 28.03.2018 вынесено распоряжение (приказ) № 464/вп о проведении внеплановой выездной проверки в отношении предпринимателя с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам). Данным распоряжением (приказом) назначено лицо, уполномоченное на проведение проверки; к проведению проверки привлечены представители экспертной организации – федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области»; установлен срок проведения проверки – не более 20 рабочих дней в период с 3 по 30 апреля 2018 года; указаны подлежащие проверке обязательные требования, наименования мероприятий по контролю и сроки их проведения, перечень подлежащих представлению предпринимателем документов для проведения проверки. Не согласившись с
Определение № 21АП-746/19 от 20.05.2020 Верховного Суда РФ
подпункта 3 пункта 1 статьи 135 Таможенного кодекса, пункта 2 статьи 184 Закона о техническом регулировании и пункта 3 Постановления № 982. Не могут быть признаны правильными также высказанные в постановлениях арбитражных судов апелляционной инстанции и кассационной инстанции суждения о достаточности представления декларантом сертификата соответствия ввозимого цемента требованиям национальных стандартов. Установленный Коллегией Евразийской экономической комиссии порядок ввоза на таможенную территорию таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза, относит к документам, удостоверяющим соответствие продукции (товаров ) обязательным требованиям, не только сертификат соответствии, но и иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры (подпункт «г» пункта 3 Положения № 294). Национальный стандарт Российской Федерации в области оценки соответствия - ГОСТ Р 56836-2016 разработан для разъяснения процедур сертификации цементов на основе Постановления № 982, устанавливает содержание процедур и порядок проведения работ по сертификации цементов на соответствие требованиям, установленным в
Постановление № А65-15137/16 от 28.11.2016 АС Республики Татарстан
лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в области защиты прав потребителей и интересов государства в области предпринимательской деятельности, связанной с торговлей, оказанием различного рода услуг и выполнением определенного вида работ. Предметом административного правонарушения выступают установленные обязательные требования к товарам , работам и услугам, а также организация продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Объективная сторона административного правонарушения выражается в продаже товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнению работ либо оказанию услуг населению, не соответствующих требованиям нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением, случае предусмотренных статьей 14.4.2 КоАП РФ. Субъектом рассматриваемого административного правонарушения являются юридические лица, их руководители, иные должностные лица и работники, индивидуальные предприниматели, а также граждане,
Постановление № 13АП-16815/2022 от 28.07.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Объектом рассматриваемых административных правонарушений являются общественные отношения в области защиты прав потребителей и интересов государства в области предпринимательской деятельности, связанной с торговлей, оказанием различного рода услуг и выполнением определенного вида работ. Предметом административных правонарушений выступают установленные обязательные требования к товарам , работам и услугам, а также организации продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Объективная сторона правонарушения заключается в противоправных действиях. При этом обман характеризуется тем, что лицо преднамеренно вводится в заблуждение другим лицом путем ложного заявления, обещания, искажения фактов, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки. Формами обмана потребителя являются обмеривание, обвешивание, обсчет либо иной обман потребителя: обмеривание - отпуск товара меньшего размера, чем определено; обвешивание - отпуск
Постановление № А63-385/2021 от 22.02.2022 АС Северо-Кавказского округа
сертификат соответствия или декларацию о соответствии, выданные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации регулируются Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ). Данным законом установлены обязательные требования к качеству товаров, а также система государственного регулирования качества продаваемых товаров. Такая система включает установление технических регламентов, в которых содержатся обязательные требования к товарам для защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охране окружающей среды, предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателя. Пунктом 2 статьи 28 Закона № 184-ФЗ предусмотрена обязанность заявителя (физического или юридического лица, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия) обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого
Постановление № А56-71350/2016 от 02.04.2018 АС Северо-Западного округа
техническому заданию содержит требования к 74 товарам; в их числе заказчиком установлены требования к электродам (19 раз), солидолу (2 раза), ксилолу (5 раз), лаку (2 раза), доскам (2 раза), грунтовке (9 раз), растворителю (5 раза). Вместе с тем требования к товарам, которые оказывают непосредственное влияние на конструкцию объекта – трубам металлическим, в документации отсутствуют. В этой связи суды указали на необъективность в описании заказчиком объекта закупки, поскольку в техническом задании аукционной документации отсутствуют обязательные требования к товарам , используемым при выполнении работ. Также судебные инстанции установили, что документация о закупке допускает возможность замены материалов, при производстве работ на иные, соответствующие проектным решениям и технологии выполнения работ. Так, из содержания документации следует, что не указанные в спецификации товары, строительная организация выбирает по своему усмотрению, исходя из действующих технологических и производственных норм. Проанализировав данные положения закупочной документации, суды согласились с выводом антимонопольного органа о том, что поскольку предметом закупки является строительство газопровода,
Решение № 12-4645/2016 от 13.12.2016 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Объектом рассматриваемых административных правонарушений являются общественные отношения в области защиты прав потребителей и интересов государства в области предпринимательской деятельности, связанной с торговлей, оказанием различного рода услуг и выполнением определенного вида работ, а также в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Предметом административных правонарушений выступают установленные обязательные требования к товарам , работам и услугам, а также организации продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Такие требования устанавливаются Федеральными законами от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Объективная сторона административного правонарушения ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ выражается в продаже товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнении работ либо оказании населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Решение № 12-3901/2016 от 04.10.2016 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Объектом рассматриваемых административных правонарушений являются общественные отношения в области защиты прав потребителей и интересов государства в области предпринимательской деятельности, связанной с торговлей, оказанием различного рода услуг и выполнением определенного вида работ, а также в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Предметом административных правонарушений выступают установленные обязательные требования к товарам , работам и услугам, а также организации продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Такие требования устанавливаются Федеральными законами от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Объективная сторона административного правонарушения ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ выражается в продаже товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнении работ либо оказании населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила)
Постановление № 5-4459/2021070001-01-2021-006986-42 от 14.12.2021 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)
предусмотренного частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ и назначить наказание, предусмотренное санкцией статьи. В судебном заседании представитель АО «Почта России» Абдесов К.Н. не признал вину в совершенном административном правонарушении в полном объеме, просил суд признать протокол №3 об административном правонарушении от 05.10.2021г., составленный, ведущим специалистом-экспертом ОЗПП Управления Роспотребнадзора по КБР Шереговой Мадиной Николаевной незаконным и необоснованным, поскольку, правонарушение рассматриваемое судом, должно разрешаться, не в рамках ч.2 ст.14.4 КоАП РФ, предметом которой является установленные обязательные требования к товарам , работам и услугам, а также организации продажи товаров, выполнения работ, оказание услуг, а в рамках ст.5.59 КоАП РФ объектом правонарушения которой являются общественные отношения, возникающие в результате реализации конституционного права граждан на обращение. Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд пришел к следующему. В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело,
Решение № 21-1512 от 03.08.2017 Самарского областного суда (Самарская область)
тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Объектом рассматриваемых административных правонарушений являются общественные отношения в области защиты прав потребителей и интересов государства в области предпринимательской деятельности, связанной с торговлей, оказанием различного рода услуг и выполнением определенного вида работ, а также в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Предметом административных правонарушений выступают установленные обязательные требования к товарам , работам и услугам, а также организации продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Такие требования устанавливаются Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ "О техническом регулировании", от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Объективная сторона административного правонарушения (ч.1) выражается в продаже товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнении работ либо оказании населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных ст.14.4.2
Решение № 12-139/2017 от 08.08.2017 Добрянского районного суда (Пермский край)
качеству, выполнению работ либо оказанию населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса. Объектом рассматриваемых административных правонарушений являются общественные отношения в области защиты прав потребителей и интересов государства в области предпринимательской деятельности, связанной с торговлей, оказанием различного рода услуг и выполнением определенного вида работ, а также в области санитарно-эпидемиологического благополучия наследения. Предметом административных правонарушений выступают установленные обязательные требования к товарам , работам и услугам, а также организация продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг Объективная сторона административного правонарушения выражается в продаже товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнении работ либо оказании населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных ст. 14..4.2 КоАП РФ. Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже (выполнении работ, оказании услуг регулируются законом Российской Федерации